Часть из статьи в НВО хttp://nvo.ng.ru/wars/2003-07-25/2_kaspyi.html
СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДСТВО И ТУРЕЦКАЯ ПОМОЩЬ
Вопрос о дележе советской Каспийской флотилии между Баку и Москвой был жестко поставлен сразу после распада СССР пришедшим к власти в Азербайджане режимом антирусски настроенных представителей Народного фронта во главе с президентом Эльчибеем. Раздел состоялся уже летом 1992 г., причем без широкой огласки, которая сопровождала, например, такой же процесс на Черноморском флоте.
Азербайджан получил сторожевой корабль "Бакинец" проекта 159А (что интересно, второй корабль этого проекта "Комсомолец Дагестана", отошедший России, был в том же 1992 г. сдан на слом), ракетный катер проекта 205У, два артиллерийских катера проекта 205М (еще три их аналога проекта 205П, по некоторым сведениям, оставили Азербайджану пограничники), патрульный катер проекта 1400М, 3 базовых (проекта 12650) и 2 рейдовых (проекта 1258) тральщика, 3 малых (проектов 770Т и 770МА) и средний (проекта 771А) десантных корабля и танкодесантный катер проекта 1785. Азербайджанским ВМС также достались учебный корабль "Ока" проекта 888, два противопожарных судна, малое кабельное судно "Эмба", гидрографическое судно "Резонанс" и некоторые другие вспомогательные плавсредства.
По сообщению неофициального интернет-сайта ВМС Азербайджана, организационно они включают дивизионы охраны водного района, десантных кораблей и судов специального назначения. В составе ВМС, утверждают авторы сайта, имеются патрульный корабль, 3 ракетных катера (что сомнительно, если только азербайджанцам вдобавок к имеющемуся катеру проекта 205У не удалось восстановить ранее сданные на слом 2 ракетных катера проектов 205 и 183Р), 3 базовых и 4 рейдовых тральщика, 7 десантных кораблей, 2 учебных судна и около 20 вспомогательных судов. Численность личного состава флота - порядка 2500 человек. Морские силы пограничных войск объединены в бригаду.
В настоящее время часть доставшихся Азербайджану советских кораблей по своему техническому состоянию уже не имеет боевой ценности. Пополнение корабельного состава национальных ВМС и морской пограничной стражи происходит за счет помощи США и Турции. В 2001 г. погранвойска получили первый из двух обещанных американцами патрульных катеров. В Турции в дополнение к переданному ею катеру "АВ-34" (типа "Тюрк") приобретены еще 30 быстроходных сторожевых катеров).
В принципе Азербайджан располагает собственной производственной базой и профессиональными кадрами для постройки малых боевых кораблей и вспомогательных судов, а также их ремонта. Основу этой базы составляет мощный комплекс из четырех судоремонтных заводов бывшего ПО "Каспсудоремонт", а также военный судоремонтный завод (бывший СРЗ # 23 ВМФ СССР) в Баку. Здесь возможна постройка или сборка из импортных узлов и секций патрульных и десантных катеров, тральщиков и судов обеспечения.
И все же ВМС Азербайджана, хотя и занимающие (номинально) по боевому составу второе место на Каспии, серьезной силы в настоящее время не представляют и далеко не в полной мере отвечают задачам защиты национальных интересов страны. Исключать возможность наращивания его потенциала нельзя, особенно с учетом заинтересованности США, Великобритании и Турции в сохранении своего влияния на Баку.