nakat> Pr.644 asi 1970 god ?
Имеется в виду видимо С-46 из балаклавской бригады.
Ниже-рассказ о ней моего друга (с его личного разрешения)
Балаклавское лето. Первая практика.
Повезло карасям! Первую курсантскую практику мы проходили на подводных лодках в Балаклаве. Лето! Тепло! Июль в Балаклаве-это сказка! Цветы, персики, девушки!
В те годы бухта была заполнена подлодками доотказа. Что там лодки! Прямо через бухту-городской пляж! Не надо ни кино, ничего не надо. Сиди себе с умным видом на надстройке с гаечным ключом в руках, смотри прямо перед собой и облизывайся.
Ну, о лодках все же надо сказать. Стояли там С-ки 613 проекта, из них две ракетные - одна с одной баллистической ракетой, а вторая С-46 - 644 проекта с двумя крылатыми ракетами. Ближе к корню бухты располагалась бригада "зажигалок"- 615 проект. Интересно!
Попали мы втроем на " С-46 "-самую передовую лодку тех времен и народов.
Валера умел рисовать-попал сразу в кабалу к Заму оформлять ленкомнату, больше на лодке его не видели. Борис устроился под крылышком старпома-бумаги писать, а я-простолюдин-был расписан в 6 отсек под личный контроль "движка"-командира группы движения. Тот меня тут же перенаправил к командиру отделения электриков-маневристов.
Мой "патрон" был крутой парень из Полтавской губернии, старшина 1 статьи Климко. Школу он окончил с серебряной медалью, в МТС работал электриком, потому и попал не просто так - а на подводный флот и прямо по специальности. Мне с ним был было комфортно, потому что я великолепно знал украинский язык, по которому тот, бедный, соскучился. Так мы с ним и общались на литературном хохляцком, под добродушными шутками окружающих. А понять нас никто не мог, особенно когда мы употребляли «хохляцкие» спецтермины.
Первый мой визит на лодку был не самым удачным, надо признать. После подъема военно-морского флага, по команде "Все вниз!" забрался я вслед за своим "патроном" в 6 отсек. Поучаствовал в "проворачивании" и даже проявил кой-какие знания! После проворота мне устроили персональную экскурсию по отсеку и даже дали покрутить РХП (реверсивно-ходовой переключатель главного гребного электродвигателя). Забегая чуть вперед скажу, что благодаря Климко я умудрился сдать зачет по устройству ПЛ и по специальности, и даже имел честь управлять один двумя гребными на подходе к бухте, возвращаясь с морских учений. Швартовку мне не доверили. Сказали-силенок не хватит. Это правда. Чтобы покрутить РХП нужно было обладать нехилой силенкой. А двумя сразу, да еще с реверсами (реверс переключался ножным рычажным переключателем)-это я не осилил!
Ну-с, дело близилось к обеду. По "Нерпе" (громкоговорящая связь) объявили малую приборку. Мне, как карасю, Климко назначил убраться в носовом трюме. Я с пониманием отнесся к задаче, попросил лишь показать где это и чем убираться. Климко открыл люк в пайолине и показал пальцем вниз, где одиноко светила лампада сквозь тучу труб и кабелей. Я стал спускаться в трюм вертясь, как рыба на вертеле. С непривычки застрял задницей между трубами. Мне легонько надавили на плечо и я провалился вниз в преисподнюю. В трюме оказалось светло и красиво. Все было аккуратно покрашено свинцовым суриком. Воды было мало-литра три. Вдруг на голову мне спустилась на шкерте кандейка (ведерко) с тряпкой (по-морскому-ветошь). Я тщательно собрал всю воду и покричал, чтобы вытаскивали кандейку. Ведерко плавно покачиваясь поплыло вверх и исчезло.
Раздался звонок и команда:
-Закончить малую приборку. Команде выйти построиться для перехода на обед.
Наверху послышался топот и все стихло. Я поспешил следом, но не тут-то было! У меня получалось либо высунуть наполовину голову из люка, либо только руки, которыми я не мог ни за что зацепиться. После нескольких неудачных попыток выбраться из западни, я слез в трюм и стал искать другой выход. Чуть было не застрял под главным гребным электродвигателем, еле выполз назад. Сел на корточки, чуть не плача. Очень хотелось кушать! Озверел. Заставил себя успокоиться. Подумал чуток. Другие же как-то выбирались отсюда? Рванулся вперед, предварительно просунув только одну руку, затем голову, зацепился пальцем за какую-то дырку в пайолине и, выкручиваясь, как змеюка, выполз из трюма. Потом я и залезал и вылезал из любого трюма на любой лодке за один прием, за секунды, но это было в первый раз!
В центральном посту на конторке дремал вахтенный, больше никого не было. Выбрался я из лодки и побрел прямиком на камбуз. Сердобольные тетки накормили меня чем-то оставшимся от обеда. В казарме еще царил "адмиральский час", все дремали на койках. Климко приоткрыл один глаз, услышал, видимо, как я на койку сел, хитро улыбнулся и перевернулся на другой борт. Вот с тех пор я зауважал подводников с дизелюх навсегда.