Реклама Google — средство выживания форумов :)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ СИЛ РОССИИ
В России последнее десятилетие стало эпохой обвального сокращения подводных сил
и быстрого угасания бывшей советской военно-морской мощи. Если в 1991 г. в составе
флота находились 62 ПЛАРБ и около 110 ПЛАРК и АПЛ, то к концу 2003 г. ВМФ РФ номи-
нально располагал 22 ПЛАРБ, 35 ПЛАРК и АПЛ, из которых боеспособными были лишь
около половины. Многократное сокращение финансирования, общий социально-эко-
номический кризис в стране и трудности с комплектованием личным составом привели
к значительному подрыву боеготовности российского атомного флота и резко замедли-
ли его дальнейшее развитие.
В силу целого ряда факторов ПЛАРБ фактически становятся основой Стратегических
ядерных сил РФ, что подкрепляется требованиями этого договора по ликвидации МБР
наземного базирования с РГЧ. Автор не ставит своей целью вдаваться в рассуждения о
целесообразности этих решений, заметив только, что в условиях общего скудного фи-
нансирования ВМФ объявление развития Морских стратегических ядерных сил (МСЯС)
приоритетом в развитии флота в целом во многом ведет к своего рода «иссушению» сил
обычного назначения ВМФ, содержащихся во многом по «остаточному» принципу. К
настоящему времени из состава флота выведены все ПЛАРБ проектов 701, 667А, 667Б
и 667БД, при этом вывод лодок зачастую велся не столько в соответствии с междуна-
родными обязательствами, сколько по «факту» технического состояния лодок из-за рез-
кого сокращения средств на их содержание и ремонт. В силу этого же обстоятельства на
протяжении 1990-х гг. самым многочисленным типом ПЛАРБ, действительно несшим
боевую службу, оставались лодки проекта 667БДР, успевшие пройти плановые средние
ремонты во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг., т.е. до обвального сокращения
финансирования. К настоящему времени в ВМФ остается 11 таких лодок из 14 постро-
енных. Вместе с тем, истечение очередных межремонтных сроков наряду с истечением
ресурса ракет Р-29Р и их модификаций, судя по всему, приведет в ближайшее время к
массовому выводу лодок проекта 667БДР из состава флота. К настоящему времени на
Северном флоте относительно боеспособными являются, видимо, только «К-44» Рязань
и «К-496» Борисоглебск, а на Тихоокеанском флоте – в лучшем случае «К-211» Петро-
павловск-Камчатский, «К-223» Подольск, «К-433» Святой Георгий Победоносец и
«К-506» Зеленоград. Из этих лодок только Победоносец может быть сохранен в бое-
вом составе на ближайшее десятилетие, поскольку в 2003 г. на нем был завершен сред-
ний ремонт, продолжавшийся более десяти лет. Лодка этого типа «К-129» с 1994 г. на-
ходится на МП «Звездочка» на переоборудовании в лодку обеспечения действий Сил
специального назначения по проекту 09786.
Основные усилия командования ВМФ, насколько можно судить, сейчас прилагаются к
поддержанию в боеготовом состоянии более современных ПЛАРБ проекта 667БДРМ.
Благодаря целенаправленному финансированию в последние годы был проведен сред-
ний ремонт на «Звездочке» двух первых лодок этого типа, «К-51» Верхотурье (передана
флоту после ремонта в декабре 1999 г.) и «К-84» Екатеринбург (в начале 2003 г.), и в
настоящее время проходят ремонт и модернизацию ПЛАРБ «К-114» Тула и «К-117»
Брянск, которые должны быть сданы соответственно в 2004 и 2005 гг., хотя работы за-
медляются недостатком средств. Таким образом, в боевом составе ВМФ в настоящее
время реально находится не более четырех ПЛАРБ этого проекта (кроме Верхотурья и
Екатеринбурга – также «К-18» Карелия и «К-407» Новомосковск). Лодка «К-64» с 1994 г.
находится на переоборудовании в корабль специального назначения, однако реально
работы заморожены. С целью сохранения боевого потенциала ПЛАРБ проекта
667БДРМ их предполагается вооружить новой модификацией БРПЛ Р-29РМ – Р-29РМУ
Синева, производство которых было решено возобновить на Красноярском машиност-
роительном заводе с 2000 г. БРПЛ Синева оснащается до 10 РГЧ и системой управле-
ния, созданной для БРПЛ Барк101, однако эта программа также сталкивается с недостат-
ком финансирования. Можно ожидать, что лодки проекта 667БДРМ останутся основой
МСЯС России примерно до 2015–2020 гг.
Наиболее крупными и мощными ПЛАРБ отечественного флота остаются «тяжелые крей-
сера» проекта 941. Однако судьба этих кораблей складывается неблагополучно в силу
как значительной стоимости их эксплуатации и ремонта, так и проблем с их главным ра-
кетным комплексом Д-19. Твердотопливные ракеты Р-39 имеют быстроистекающие
сроки хранения, а их производство было «завязано» с оставшимся на Украине «Южма-
шем», изготовлявшим первые ступени этих ракет. Для их замены в ГРЦ «КБ им. Макее-
ва» разрабатывался ракетный комплекс Д-19У с БРПЛ Р-39УТТХ (также известны как
РСМ-52 Вариант) с индексом 3М91 Барк. Однако в 1998 г. работы над Барком были по
доселе не вполне понятным причинам прекращены после трех неудачных пусков.
В результате головной ТАРКПСН проекта 941 «ТК-208» Дмитрий Донской, с 1991 г. про-
ходивший средний ремонт и модернизацию на СМП по проекту 941У, предполагавшему
оснащение комплексом Барк, был в конце 2002 г. передан для послеремонтных испыта-
ний без нового вооружения. Известно, что лодку планируется в дальнейшем использо-
вать для морских испытаний разрабатываемого в настоящее время Московским инсти-
тутом теплотехники ракетного комплекса Булава-30. Официально ввод Дмитрия Дон-
ского в состав ВМФ ожидается только в 2005 г.
Отсутствие замены для ракетного комплекса по истечении гарантийного ресурса по-
следних ракет Р-39 в 2003 г. делает перспективы остальных пяти лодок проекта 941
крайне неопределенными. Реально сейчас в строю находятся, насколько можно судить,
только две последние ПЛАРБ этого проекта – «ТК-17» Архангельск и «ТК-20» Север-
сталь, у которых уже давно истекли межремонтные сроки, хотя звучали заявления о воз-
можности продления ресурса для их эксплуатации до 2005–2007 гг.106 Второй корабль
серии «ТК-202» еще в 1999 г. был передан на утилизацию на СМП, лодки «ТК-12» и «ТК-
13» уже давно выведены в резерв и, видимо, последуют за «ТК-202». Стоит заметить, что
еще в 1998 г. планы американской программы «Совместное уменьшение угрозы» преду-
сматривали финансирование утилизации именно пяти ПЛАРБ типа Тайфун.
Ключевой программой совершенствования МСЯС России считается строительство но-
вых ПЛАРБ четвертого поколения проекта 955 (Борей), разработанных ЦКБ «Рубин».
Основные технические решения этой лодки, как считается, близки к подобным АПЛ
четвертого поколения проекта 885. Головной корабль нового проекта Юрий Долгору-
кий был с большой помпой заложен на СМП 2 ноября 1996 г. Реально техническая го-
товность его до сих пор весьма невелика (на конец 2003 г. намечалось только заверше-
ние корпусных работ), а продолжавшиеся до недавнего времени перебои с финанси-
рованием, а также ряд технических проблем делают перспективы завершения строи-
тельства даже головного корабля в обозримом будущем достаточно неопределенны-
ми. Сроки сдачи корабля многократно переносились, и последний объявленный срок –
2007 г. – до сих пор также остается под вопросом. Ситуация усугубляется чехардой с
главным вооружением лодки. Изначально ПЛАРБ проекта 955 должна была вооружать-
ся 12 БРПЛ Р-39УТТХ (3М91 Барк), но, как уже говорилось, работы по этому комплексу
были прекращены, а взамен него МИТ начал разработку новой твердотопливной БРПЛ
Булава-30, которой и должны были быть вооружены новые ПЛАРБ. Это повлекло за со-
бой значительную переработку проекта уже строящегося корабля. Проблемы с финан-
сированием и отсутствие у МИТ опыта разработки морских ракет привели к серьезно-
му затягиванию работ по новой БРПЛ. Сроки начала летно-конструкторских испытаний
комплекса уже были перенесены с 2003 на 2005 г., и есть сомнения в реальности по-
следнего. И это при том, что к 2002 г. на работы по Булаве было уже израсходовано
около 6,5 млрд руб. Тем не менее, в 2002 г. работы на Юрии Долгоруком были акти-
визированы, а на СМП были подготовлены заделы для корпусов еще двух лодок этого
проекта. Заявлено о планах начала серийного строительства ПЛАРБ проекта 955 по-
сле 2005 г. В августе 2003 г. заместитель министра обороны РФ генерал-полковник
А.М. Московский заявил, что согласно «Программе вооружений до 2010 г.» вторую
ПЛАРБ проекта 955 намечается сдать в 2009 г., а третью – в 2010 г., и иметь к этому
времени в составе флота, таким образом, четыре лодки, вооруженных БРПЛ Булава:
три проекта 955 и Дмитрий Донской.
На сегодняшний день из состава отечественного флота выведены все лодки проектов
675, 661, 670 и 670М и класс ПЛАРК представлен только подводными крейсерами про-
екта 949А. Вследствие фактической ликвидации системы морской космической развед-
ки и целеуказания (МКРЦ) Легенда полноценное боевое применение ракетного оружия
лодок проекта 949А затруднено. Тем не менее, в условиях обвального сокращения
надводных сил и морской ракетоносной авиации, а также общей слабой оснащенности
отечественного флота ПКР, ПЛАРК проекта 949А остаются фактически единственной
силой ВМФ РФ, сохраняющей значительный противокорабельный потенциал и способ-
ной угрожать американским авианосным соединениям.
Однако в условиях, когда приоритет в финансировании отдан МСЯС, ВМФ оказался яв-
но не способным в должной мере содержать почти столь же дорогие подводные «проти-
воавианосные силы». Еще в 1996 г. из-за отсутствия средств на средний ремонт были
списаны две ПЛАРК «чистого» проекта 949 – «К-525» Архангельск и «К-206» Мурманск.
С 1982 и до конца 1991 г. на СМП успели заложить 17 лодок проекта 949А, из них до
распада СССР было введено в строй шесть единиц, а после достроено еще пять, нахо-
дившихся к тому времени в относительно высоких степенях готовности и обеспеченных
уже во многом произведенными поставками смежников (последней стала «К-526»
Томск, переданная флоту в конце 1996 г.). ПЛАРК этого проекта «К-141» Курск погибла в
результате известной катастрофы в Баренцевом море 12 августа 2000 г., а однотипные
лодки «К-148» Краснодар и «К-173» Красноярск к настоящему времени поставлены на
прикол вследствие все того же отсутствия финансирования необходимого среднего ре-
монта. Также небоеготовой после аварии гребного вала является и «К-456» Вилючинск
(бывшая Касатка). «К-132» Иркутск находится на ремонте на заводе «Звезда». К настоя-
щему времени реально находящимися в строю из лодок проекта 949А на СФ являются
«К-410» Смоленск, «К-119» Воронеж и «К-266» Орел, причем у всех подходят к концу
межремонтные сроки, а на Тихоокеанском флоте – «К-442» Челябинск, «К-186» Омск и
«К-526» Томск.
Дальнейшее строительство ПЛАРК типа Антей в России практически заморожено, за ис-
ключением находящейся в 80-процентной готовности на СМП лодки «К-139» Белгород,
достраивающейся по модифицированному проекту 949АМ с вооружением модернизи-
рованным ракетным комплексом Гранит-2 (в дальнейшем им планировалось оснастить
и ранее построенные корабли проекта 949А) и о судьбе которой существуют противоре-
чивые данные: по одним сведениям ее постройка была официально прекращена в нача-
ле 2003 г., а по другим – строительство не то продолжается, не то должно быть во-
зобновлено в 2004 г. Постройка находящейся в невысокой степени готовности «К-
135» Волгоград была остановлена еще в начале 1998 г., и ее название передано ре-
монтирующейся лодке проекта 671РТМ, а «К-160» Барнаул и еще три «безымянных» кор-
пуса существуют, по всей видимости, фактически только в виде отдельных секций и за-
делов.
К настоящему времени из состава ВМФ полностью выведены все многоцелевые АПЛ
первого поколения, а также большая часть лодок второго поколения – проекта 671 раз-
личных модификаций. Из лодок проекта 671РТМ/РТМК к настоящему времени на ТОФ
не осталось в строю ни одной, а на СФ из десяти числящихся реально находятся в бое-
вом составе, насколько можно судить, не более четырех – «Б-138» Полярные Зори (быв-
шая Обнинск), «Б-388» Сосновый Бор, «Б-414» Даниил Московский и «Б-488» Тамбов, а
остальные лодки, включая «Б-292» Пермь и «Б-502» Волгоград, – в резерве или отстое.
Как ожидается, пять лодок проекта 671РТМК на СФ будут эксплуатироваться еще дли-
тельное время.
Наиболее современным типом российских АПЛ являются лодки семейства проекта 971,
объединяющего ряд постоянно совершенствующихся модификаций проекта. Строи-
тельство АПЛ проекта 971 велось на СМП и Амурском судостроительном заводе, где с
1983 и по конец 1991 г. было заложено, соответственно, 12 и 13 единиц. Всего к на-
стоящему времени в Северодвинске была завершена постройка семи лодок, последняя
из которых, «К-335» Гепард, переданная флоту в конце 2001 г., представляет собой се-
рьезную модернизацию проекта с внедрением комплекса активного снижения шумов и
измененными обводами корпуса (ранее этот же комплекс мероприятий по модерниза-
ции, но с сохранением старых обводов корпуса, был внедрен на предыдущей «севма-
шевской» лодке «К-157» Вепрь сдачи 1996 г.). В Комсомольске-на-Амуре построено
также семь АПЛ, из которых последняя, «К-295» Дракон, была сдана еще в 1995 г.
(в 1999 г. переименована в Самару). Фактически со второй половины 1990-х гг. даль-
нейшее строительство серии застопорилось из-за нехватки средств и разрыва эконо-
мических связей с субподрядчиками. До сих пор не ясна судьба находящихся на СМП
следующих за Гепардом заказов – АПЛ «К-337» Кугуар и «К-333» Рысь, для которых уже
несколько лет как сформированы экипажи. Хотя звучали заявления, что Гепард станет
последним достроенным кораблем проекта 971, возможность достройки еще одного-
двух кораблей этого типа не исключена. Более сложным является положение на Амур-
ском заводе. Еще в 1993 г. было принято решение вообще прекратить в перспективе
атомное подводное кораблестроение на Дальнем Востоке, в связи с чем были утилизи-
рованы заделы по корпусам для начатого строительства трех АПЛ проекта 971, а корпус
заказа со строительным номером С-520, который, как предполагалось, должен был
стать головной дальневосточной модернизированной лодкой по типу Гепарда, был ра-
зобран на стапеле в 25-процентной готовности. Заказы С-518 и С-519 было решено
доделать, однако обе эти лодки из-за отсутствия финансирования и по сей день нахо-
дятся на стапелях в готовности, соответственно, около 86,5 и 60% (первая носит назва-
ние «К-152» Нерпа и имеет загруженный еще в 1998 г. реактор), и перспективы их до-
стройки для ВМФ РФ являются крайне неопределенными. В то же время, известно о ве-
дущихся с 2001 г. переговорах с Индией о возможности достройки АПЛ Кугуар и Нерпа
для ее ВМС128.
Ввиду хронического недофинансирования флота техническое состояние находящихся в
строю 12 лодок проекта 971 неудовлетворительное. Головные корабли комсомольской
(«К-284» Акула) и северодвинской («К-480» Ак-Барс, бывший Барс) постройки к настоя-
щему времени уже исключены из списков флота. На ТОФ из семи АПЛ этого проекта бо-
еспособными реально являются только две – «К-295» Самара и «К-419» Кузбасс (быв-
ший Морж). Лодки «К-263» Барнаул (до 2002 г. Дельфин), «К-322» Кашалот, «К-391»
Братск (бывший Кит) и «К-331» Магадан (бывший Нарвал) также находятся либо в ре-
монте, либо в отстое. Сообщается, что из-за технических и финансовых проблем «новые
лодки третьего поколения с трудом поддерживают свою техническую готовность». Не-
сколько лучше обстоят дела на СФ, где в строю находятся новые Гепард и Вепрь, а так-
же «К-328» Леопард и прошедший на СМП в 1997–2002 гг. ремонт после аварии главно-
го турбозубчатого агрегата (ГТЗА) «К-154» Тигр. В ремонте на СМП находятся «К-317»
Пантера и «К-461» Волк.
Вследствие нехватки средств печально складывается и судьба другой серии отечест-
венных многоцелевых АПЛ третьего поколения – проекта 945 с титановым корпусом.
Еще в 1993 г. на «Красном Сормове» была прекращена постройкой в 30-процентной го-
товности и разделана в цехе лодка модифицированного проекта 945Б (Марс) «К-536».
Из двух построенных лодок «чистого» проекта 945 (Барракуда) головная «Б-239» Карп
списана в 1998 г. из-за отсутствия финансирования на средний ремонт, а «Б-276» Кост-
рома (бывшая Краб) последние годы была небоеготова и в настоящее время находится
в ремонте на СРЗ «Нерпа» с неясными перспективами его завершения. Также на «Нер-
пе» находится лодка проекта 945А (Кондор) «Б-534» Нижний Новгород (бывшая Зубат-
ка), причем некоторое время обсуждался вопрос о ее списании, но в 2002 г. было реше-
но все-таки профинансировать ее ремонт. Таким образом, единственным действую-
щим кораблем проекта является «Б-336» Псков (бывший Окунь).
Основным типом перспективной АПЛ ВМФ России является разработанный СПМБМ «Ма-
лахит» проект 855 (Ясень). Изначально для ВМФ СССР велось создание трех «специали-
зированных» лодок четвертого поколения – ПЛАРК в ЦКБ «Рубин» (предположительно,
проекта 881 с ПКР Болид), противолодочной АПЛ в ЦКБ «Лазурит» и многоцелевой АПЛ
в СПМБМ «Малахит» (проекта 885), однако в конце 1980-х гг. было принято решение о
строительстве единого типа многоцелевой АПЛ проекта 885, «которую уже после оконча-
ния технического проекта пришлось оснастить боевыми средствами для решения расши-
рившегося круга задач». АПЛ проекта 885 имеет ряд принципиальных для отечественно-
го атомного подводного кораблестроения новшеств – смешанная одно-двухкорпусная
конструкция, оснащение перспективным гидроакустическим комплексом Иртыш с носо-
вой сферической антенной ГАС Амфора, бортовое размещение восьми ТА в средней час-
ти корабля под углом к диаметральной плоскости, использование ядерной энергетичес-
кой установки четвертого поколения тепловой мощностью 200 МВт, выполненной по мо-
ноблочной схеме, реализация принципа электродвижения, оснащение водометным дви-
жителем (все эти особенности конструкции, насколько можно судить, реализованы и в
ПЛАРБ проекта 955). Наряду с ТА корабль оснащается восемью трехзарядными верти-
кальными универсальными пусковыми установками СМ-315, из которых производится
пуск ПКР 3М55 Оникс, а также стратегических КР 3М10 Гранат и неядерных КР 3М14 Ка-
либр. Предполагается, что лодка проекта 885 будет обладать высоким уровнем акустиче-
ской скрытности, сопоставимым с уровнем американских АПЛ четвертого поколения. Го-
ловная лодка нового проекта Северодвинск была заложена на СМП еще 21 декабря
1993 г., но ее строительство вылилось в долгострой, и завершение возможно, скорее все-
го, не ранее 2005 г. Второй корпус, видимо, находится в невысокой степени готовности.
Перспективы дальнейшего строительства серии (всего, по некоторым данным, до шести
единиц) в этих условиях выглядят совершенно неясными.
Тем не менее, известно, что в настоящее время в России ведутся работы над проекти-
рованием АПЛ следующего, пятого поколения, хотя какие-либо детали практически не
оглашаются. Известно, что отечественными специалистами считается перспективным
создание единых «универсальных» АПЛ крупного водоизмещения (около 16 000 т), осна-
щенных модульной универсальной ВПУ, в которой могут размещаться самые разнооб-
разные виды ракетного оружия – от БРПЛ до ПКР и зенитных управляемых ракет (ЗУР),
а также БПЛА и подводные аппараты, средства РЭБ, быстроразвертываемые акустиче-
ские системы и т.д. Предполагается, что такие АПЛ могут заменить все типы современ-
ных лодок, включая ПЛАРБ137. По архитектуре «универсальная» АПЛ будет значительно
отличаться от АПЛ четвертого поколения138. По мнению специалистов ЦНИИ имени А.Н.
Крылова, 10–12 таких «универсальных» АПЛ, при условии обеспечения быстрой замены
основного оружия и поддержания боеготовности порядка 80%, «будут представлять до-
статочно грозную силу, чтобы заставить любого противника отказаться от агрессивных
действий против России»
До сих пор не ясна судьба находящихся на СМП следующих за Гепардом заказов – АПЛ «К-337» Кугуар и «К-333» Рысь, для которых уже несколько лет как сформированы экипажи
Заказы С-518 и С-519 было решено доделать, однако обе эти лодки из-за отсутствия финансирования и по сей день нахо дятся на стапелях в готовности, соответственно, около 86,5 и 60% (первая носит название «К-152» Нерпа и имеет загруженный еще в 1998 г. реактор)
В то же время, известно о ведущихся с 2001 г. переговорах с Индией о возможности достройки АПЛ Кугуар и Нерпа для ее ВМС
Второй корпус, видимо, находится в невысокой степени готовности
Российские подводные лодки оснастят "Булавой"
01.03.2006 18:05
Подводные лодки четвертого поколения оснастят новыми корабельно-ракетными комплексами стратегического назначения «Булава».
«Начался заключительный этап по созданию перспективной ракетно-ядерной системы, в состав которой будет входить новый корабельно-ракетный комплекс стратегического назначения «Булава». Этим комплексом планируется оснащение подводных ракетоносцев четвертого поколения», - сказал в среду замглавкома ВМФ РФ адмирал Михаил Захаренко на научной конференции в Москве.
Захаренко отметил, что до конца года в состав Балтийского флота ВМФ России будет введена дизельно-электрическая подводная лодка проекта 667 («Лада»). Также по его словам, «энергично продвигается строительство двух ракетных подводных комплексов стратегического назначения проекта 955 («Борей») , а в марте 2006 года планируется закладка третьего комплекса проекта 885 («Ясень»), в последующем - комплекса по плану проекта 957.
Источник новости: РИА Новости