НА АФРИКАНСКИХ БЕРЕГАХ (Виталий Моисеев)
В начале февраля 1980 года личный состав батальона дивизии морской пехоты Тихоокеанского флота был поднят по тревоге.Танки Т-55, бронетранспортеры БТР-60ПБ, а также средства войсковой ПВО построившись в колонну пошли на погрузку. Среди массы техники вьезжавшей на борт большого десантного корабля (БДК) была и зенитная самоходная установка «Шилка» Александра Евланова. Как вспоминает морской пехотинец, кроме БДК в море еще вышли: крейсер «Владивосток», подводная лодка, транспорт снабжения. Командование предупридило: «Пишите письма родным, что едите в командировку, так, что письма в Владивосток пусть вам больше не пишут.» Евланов вспоминает: «Ну все, думаем, в Афган пошлют, не иначе. И хоть помнили немного, что Афганистан морской границы не имеет, все равно было немного не по себе. Так и шли день за днем, куда не известно. На корабле была карта, гдеотмечался наш маршрут. Смотрим Сингапур прошли, Таиланд. Потом Персидский залив и Красное море.
Иногда над нами патрульные «Орионы» натовские летали, а однажды американский военный корабль борт в борт мимо прошёл. Команда на нём-одни негры, все на палубу повыскакивали, «рашен-рашен» орут. А нас всех – в трюм чуть не пинками загнали, и чтоб высунуться – ни-ни. Чего боялись-непонятно.
Наконец прибыли на место: архипелаг Дахлак у берегов Эфиопии, остров Нокра. Мы здесь были не первые из советских, уже стояла база. В 1977 году её перевели сюда из города Бербера. Тогда началась война между Эфиопией и Сомали. СССР поддержал Эфиопию, так что Сомали наших военных «попросили». Вся «база» наша (пункт материально-технического обеспечения, по-другому ПМТО) состояла из плавучего дока, пирса и кое-каких построек: казарм, складов и т. д. На материке, в Асмэре была наша авиабаза. Оттуда летунов к нам за продажу бензина «налево» привозили изредка на губу. Задача наша была простая: охранять ракетные подводные лодки, заходящие в ПМТО для ремонта, отдыха, пополнения запаса. Сошло нас на берег немного: взвод «шилочников» — две ЗСУ-23-4 «Шилка» да «стрелочников» (с ПЗРК «Стрела-2»). Плюс взвод охраны – 15 человек.
Вот так, построили себе позицию из камней, самоходку в песочный цвет перекрасили и зажили потихоньку. Климат на островах-жаровня. За весь год один дождик был. Через пять минут всё высохло. Растения кое-какие повылазили. И всё... Опять-одни верблюды пасутся, козы и коровки ихние, ростом с нашу овцу.
Мы первый раз вышли-чуть не сдурели: в сапогах, бушлатах – в такую-то жару! Потом привыкли, ходили в трусах (вернее, форма была особая, «тропическая»: шорты, рубашка из марли синего цвета, и синяя же пилотка с козырьком). Ну и повезло же нам, жили как в раю: душ три раза в день, еды до отвала, кондиционеры такие, что если воду перед ним на ночь оставишь, утром зубы холодом сводит. Те же, кто на корабле остался, просто страдали: курили чай, износились все, от жары черт знает чем покрылись. Да ещё болтались они на корабле целый год почти: то в Бомбей заходили, то в Йемен, и так-безвылазно. А у нас с куревом было хорошо-давали по 18 пачек «Северных», «Примы». А спичек нет... Вот где мучение было! Тряпочку возьмёшь, на электроплитку её положишь и ждёшь, когда затлеет-так и прикуривали. Если с проходящего судна земляки коробок спичек кинут – счастье.
Фруктов было – завались. Подводники придут, а у них на кубрике всё консервированное. У нас-шары на лоб: те балыки едят, сосиски готовые. А у них – во уже где всё это стоит. Смотрят на нас с завистью, у нас ведь борщ свежий, зелень. Ну и давай меняться. У них ещё хлеб интересный был – проспиртованный, чтоб не заплесневел.
Тихий час был законный – с 12 до 15. Все спят мёртвым сном, в это время в тропиках самое пекло. А ночью лежишь: «Монте-Карло», «голоса» всякие-все тут. Музыка, песни – чуть волну приёмника тронешь.
Служба была спокойной, нарушений никаких не происходило. Пролетел однажды самолёт какой-то канадской авиакомпании (плевал он, что в эфиопское пространство залетел) – вот и всё... вечером только слышали мы артиллерийскую канонаду вдали – война гражданская.