ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ FREMM
Совместная программа Италии и Франции по разработке и строительству фрегатов FREMM представляет собой характерный пример сотрудничества европейских государств в военно-технической сфере, в основе которого лежит стремление национальных военных ведомств, в первую очередь, избежать сокращения финансирования соответствующих проектов, а не снизить расходы либо ускорить их реализацию.
Однако, как сообщает "Дифенс ньюс", экономия средств по программе FREMM будет значительно меньшей, чем планировалось, поскольку Италия и Франция выбрали разные системы вооружения для оснащения своих фрегатов. Всего Франция планирует построить 17 кораблей, Италия - 10.
После значительного сокращения оборонного бюджета Италии в 2005 году программа FREMM была сохранена во многом благодаря политическому решению продолжить сотрудничество с Францией.
В последний момент было решено выделить значительный заем в размере 1,25 млрд евро (1,66 млрд дол) под гарантии министерства промышленности Италии на покрытие расходов по разработке и строительству первых двух итальянских фрегатов.
В бюджетах министерства обороны Италии на 2006 и 2007 гг. финансирование программы FREMM не предусматривалось. Однако уже в 2008 году, когда заемные средства будут исчерпаны, правительству страны придется искать другие источники финансирования.
По оценкам экспертов, строительство следующих четырех кораблей обойдется в 1,5 млрд евро.
Минобороны Италии, возможно, примет решение о строительстве шести фрегатов и дополнительном опционе еще на два корабля.
Уже заключены контракты на поставку систем вооружения для первых двух фрегатов ВМС Италии - корабля общего назначения и корабля противолодочной борьбы. Работы будут выполняться компанией "Финмекканика" и верфью "Финкантьери".
Работы по первому фрегату начнутся в конце 2007 года, по второму - в конце 2008 года. Планируется, что корабли войдут в боевой состав флота в 2012 и 2013 годах.
Франция для оснащения своих фрегатов заказала 50 ракет "Скальп Нэвал" производства MBDA, которые предназначены для нанесения ударов по наземным целям. Итальянские корабли ракетами подобного типа оснащаться не будут. Возможность поражения объектов в береговой зоне будет в некоторой степени обеспечена модернизированными ракетами "Отомат" и итальянскими управляемыми боеприпасами "Вулкано" с дальностью действия порядка 100 км.
В настоящее время подразделение "Ото Мелара" компании "Финмекканика" проводит испытания нового боеприпаса "Вулкано", а европейский концерн MBDA выполняет испытательные стрельбы ракет "Отомат" Mk2 "блок-4", представляющих собой модернизированную версию противокорабельной ракеты "Отомат" Mk2. Новая модификация обеспечивает возможность применения ракеты для поражения наземных целей.
Италия изучает также возможность внесения изменений в конструкцию фрегатов. Поскольку командование национальных ВМС планирует задействовать фрегаты FREMM для сопровождения итальянского авианосца "Кавур", который развивает скорость 30 узлов в час, рассматривается вариант их оснащения дополнительной турбиной, что позволит увеличить скорость с 27 до 32-33 узлов.
Нарастающие отличия в итальянских и французских фрегатах ставят под вопрос совместную экспортную программу, и так ослабленную маркетинговыми шагами Парижа и Рима, которые фактически конкурируют друг с другом по данному проекту на внешнем рынке.
Возможными покупателями фрегата являются Греция и Турция. Однако препятствием на пути поставки кораблей FREMM обеим странам может стать тот фактор, что они традиционно закупают ракеты "Си Спэрроу", в то время как итальянско-французские фрегаты разрабатывались под ракеты "Астер" производства MBDA.
АРМС-ТАСС, 30.05.07.