Попалась мне недавно небольшая монография на эту тему, написанная очень известным автором. Вот решил привести сокращенный перевод некоторых данных оттуда, которые могут представлять интерес.
‘The threat to Israel’s Air Bases” by W. Seth Carus. Washington, DC, USA: AIPAC, 1985.
Глава 5. Живучесть израильских авиабаз.
Согласно американским источникам, авиабазы ВВС Израиля относятся к числу самых современных в мире. После посещения одной израильской авиабазы, генерал ВВС США Hamilton Howze охарактеризовал её как лучшую авиабазу когда-либо виденную им.
Одним из аспектов, выделяющих авиабазы в Израиле по сравнению с авиабазами других стран, является то внимание, которое уделяется их живучести. Фактически, авиабазы Хель ХаАвира защищены намного лучше других.
Израильская авиация, группами по шесть самолетов, размещается в подземных сооружениях, укрепленных мощными железобетонными конструкциями. Там же находятся службы, необходимые для обеспечения максимального числа самолетовылетов в боевых условиях: все виды боеприпасов, высоконапорные топливные насосы для заправки самолетов, всё необходимое для обслуживания самолетов оборудование и инструменты, а также автономные источники электроэнергии. Большинство других аэродромных служб и складов, таких как центр управления полетами, связь, ремонтные мастерские, цистерны с топливом и даже комнаты для отдыха личного состава также находятся под землей. То же, что всё-таки расположено на поверхности, спрятано за толстыми железобетонными стенами приземистых, встроенных в рельеф местности и тщательно замаскированных строений. При этом, многие важные объекты ещё и продублированы. Вокруг размещены ложные цели. Построено много взлетно-посадочных полос и подъездов к ним, а также дорог с усиленным покрытием.
По данным американского командования, Хель ХаАвир применяет высокоэффективные способы камуфляжа для введения в заблуждение авиации потенциального противника, причем не только его зрения, но и совершенные радары и датчики инфракрасного излучения.
Один высокопоставленный офицер ВВС США, побывавший в Израиле ещё в 1973 г так описывал увиденное им на одной из израильских авиабаз: «израильские самолеты базируются под землей. Единственное, что я видел на поверхности, это контрольная вышка и несколько дежурных истребителей, всегда находящихся возле въезда на взлетную полосу».
На базах имеются специальные строительные команды для быстрых ремонтно-восстановительных работ по возвращению в строй поврежденных взлетно-посадочных полос. Для этой цели, в частности, применяются такие вещи как алюминиевые маты, укладываемые поверх поврежденной поверхности, а также заранее приготовленные бетонные блоки, которыми закладывают кратеры.
Продолжение следует.