mina>> Будущее видимо все же за электрическими торпедамиВ.5.> Тепловым тоже есть куда расти, в качестве горючего в них могут быть использованы щелочные и легкие металлы литий, натрий, магний, алюминий, бериллий, бор.В.5.> В принципе скорость этих торпед будет начинаться от 80 узлов на 50 км дальности + вес двигла у тепловы всегда меньше в разы.
Был такой смешной сборник американских работ в этой области:
Грейнер Л. Гидродинамика и энергетика подводных аппаратов. пер с англ Л Судостроение 1978г. 383с. Все было исследовано еще в 60-70-е годы...
Например, у нас (
ВОЕННЫЙ ПАРАД. Май-Июнь ):
«Не менее интересные технические решения получены в процессе выбора и экспериментальных проверок наиболее эффективных глубоководных ЭСУ различных термодинамических циклов и разработки двигателей на их основе. Эти ЭСУ и их основные системы прошли цикл сравнительных испытаний на специальных стендах, а самые перспективные из них - в натурных морских условиях: на торпедах или ходовых макетах.
К наиболее интересным техническим достижениям можно отнести следующие:
…
- освоение тепловых процессов высокоэнергоемких топлив в торпедных ЭСУ, в частности с применением борсодержащего горючего, а также твердых и пастообразных металлизированных горючих, в том числе использующих в качестве окислителя забортную морскую воду.»
У нас это вылилось в разработку торпеды УГСТ «Тапир» («двухконтурная ЭСУ с шестиствольным зарядом гидрореагирующего топлива, парогенератором и паровой турбиной замкнутым по рабочему телу циклу, ОКР окончена в 1986 г.» - ЦНИИ «Гидроприбор»..60 лет...).
Однако, выяснили, что овчинка не стоит выделки. Единственная удачная разработка Мк-50 оказалась слишком сложной и дорогой.
И, самое главное, ее ТТХ оказались излишними.
Похоже, что общая тенденция - доставлять торпеду ближе к цели на «промежуточном» носителе. Например, ПЛУР, НПА, БЛА (показателен пример «крылатой» Мк-54). Поэтому, слишком большая дальность торпеде и не нужна. Достаточно и 30 км. Скорость же торпеды ограничивается обеспечением нормальной работы ССН и движителя и должна превосходить скорость цели в 1,5-2 раза. Считается, что максимальной скорости 70…75 узлов должно хватить.
Во многих ситуациях, более важной оказывается шумность выстреливания и хода торпеды.