Dmitry_A> Ход мысли был таков: типичные родовые черты «Беллов» — двухлопастный полужёсткий НВ и полозковое шасси. Как известно, первопричина земного резонанса есть дисбаланс диска НВ на оборотах ниже рабочих. То есть когда НВ раскручивается перед взлётом или замедляется после посадки, центробежная сила недостаточна, чтобы удерживать лопасти в строго радиальном положении, и те получают некоторую свободу движения в вертикальных шарнирах. Лопасти могут расположиться несимметрично, что и вызовет дисбаланс. [»]
Установка вертикального шарнира (ВШ) позволила лопасти качаться в плоскости вращения. И она свегда готова воспользоваться этой возможностью
![:) :)](http://s.wrk.ru/s/smile.gif)
Центробежные силы на вращающемся винте образуют "поле", направленное из центра вращения. Его часто так и называют: "Поле центробежных сил". Эти силы стремятся вытянуть лопасть строго радиально - если лопасть отклоняется в ВШ, то появляется проекция силы, возвращающая её в исходное положение. Чтобы это представить более наглядно, можно посмотреть на обычный маятник в гравитационном поле - весьма похожая модель.
Если винт равномерно вращается и на него не действуют никакие возмущения, то лопасти находятся в строго радиальном положении. Как и наш маятник, который без внешних возмущений будет висеть строго вертикально. Но как только мы толкнём маятник, он отклонится от положения равновесия и начнет качаться, каждый раз проскакивая равновесное состояние. Так и наша лопасть в ВШ - достаточно небольшого возмущения (порыва ветра, удара при посадке, отклонения ручки управления) и лопасть отклоняется от радиального положения и, подобно маятнику, начинает качаться. Как и у маятника, без внешних демпфирующих сил, которые будут тормозить лопасть, она готова качаться до посинения.
Всё бы ничего для одной лопасти, но для винта вцелом это плохо. Ведь при отклонении лопасти от радиального положения отклоняется и её центр масс. Если лопасти находящиеся по разные стороны диска винта отклонятся в одну сторону, то на винте возникнет дисбаланс: центр масс всего винта не будет совпадать с его центром вращения. Появится сила, которая и начнёт трясти вертолёт. При совпадении её частоты с собственной частотой системы "вал винта - фюзеляж - шасси" она будет развиваться взрывным образом: резкое увеличение вибраций вплоть до раскачивания вертолёта. Чаще всего это приводит к поломке шасси и опрокидыванию вертолёта.
Частота колебаний (качания) лопасти зависит частоты вращения винта (величины центробежной силы), как и у обычного маятника от сил гравитации (веса маятника). Поэтому лопасть качается в ВШ с разной частотой на разных оборотах винта - чем быстрее вращается винт, тем быстрее качается лопасть. Это осложняет борьбу с резонансом - приходится бороться не с одной частотой, а с целым диапазоном.
"Земным резонансом" это явления называется из-за того, что происходит когда вертолёт находится на земле: система "вращающийся винт на упругом основании". В воздухе система размыкается - из неё исключается шасси, которое уже не опирается о землю.
Борются с этим резонансом всеми возможными способами: начиная от подавления колебаний лопасти и заканчивая конструкцией шасси (это два самых слабых участка). Самое простое - установка демпферов на лопасти винта. Теперь они не могут качаться свободно - появляется тормозящая сила, которая успокаивает лопасти. Но это и снижает ресурс лопасти, т.к. увеличивается нагрузка на комель (у свободной лопасти ничего не мешало). Возможности демпферов приходится ограничивать. Поэтому недостающее пробуют восполнить в шасси - устанавливают двухкамерные амортизаторы. Когда ничего не помогает, остаётся фюзеляж
![:) :)](http://s.wrk.ru/s/smile.gif)
Так, например, поступил Эрлих на Ка-25. Его знаменитое: "Разрежьте шпангоут".