Посадка вертолета

Теги:авиация
 
RU Physicist #22.09.2005 09:38
+
-
edit
 

Physicist

новичок
Я не спец, мои вопросы могут быть дурацкими, но все-таки...

Я знаю, что вертолеты иногда взлетают/садятся на полосу, по-самолетному вроде бы для экономии топлива. Но вот прочитал на форуме рассказ.

Вопрос: зачем понадобилось садиться на полосу в таких сложных условиях? Нельзя ли было сесть вертикально и не было ли бы это безопаснее?

Вопрос N2: как вертолет движется по земле? Для полета вперед он наклоняется вперед, а на рулении? Или у него шасси позволяют наклон?
 
+
-
edit
 

Вуду

старожил

- Вот отсюда и далее по главам почитай вдумчиво:

“The only good Indian is a dead Indian”  
+
-
edit
 

Timofey

старожил

Physicist> Вопрос N2: как вертолет движется по земле? Для полета вперед он наклоняется вперед, а на рулении? Или у него шасси позволяют наклон?
Циклическим управлением можно наклонять конус несущего винта в нужную сторону. При этом появляется горизонтальная проекция тяги несущего винта, которая и катит вертолёт. Хоть подъёмная сила винта ограничена (если она будет больше веса в-та, то он просто взлетит и это уже будет не руление), но горизонтальной проекции тяги надо всего лишь компенсировать силу трения-качения пневматиков по полосе (грунту).
Наклонять для руления весь вертолёт нет необходимости.

 
+
-
edit
 

Dmitry_A

старожил

Timofey, 22.09.2005 19:04:45:
(если она будет больше веса в-та, то он просто взлетит и это уже будет не руление)
[»]
 

Насколько я слышал, именно так "рулят" вертолёты с полозковым шасси. :)

Я так думаю. ©Фрунзик Мкртчян в фильме «Мимино»
 
RU Серокой #22.09.2005 19:09
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
А почему тогда за рубежом так распространены лыжи, они же не позволяют вертолёту катиться? Да и вы ангар его закатить - уже проблема.
Больше не раскалятся ваши колосники. Мамонты пятилеток сбили свои клыки. ©  
+
-
edit
 

digger

аксакал

Еще пo oпыту реaлистичныx игрушек, вертoлет в режиме висения инерциoнен и пoсaдить егo в дaнную тoчку непрoстo : нaклoнишь ручку, егo перенoсит через требуемoе местo.Чaстo сaдишься сбoку oт пoлoсы.При гoризoнтaльнoм пoлете вертoлет упрaвляем пo рыскaнью кaк сaмoлет, зaвести егo нa пoлoсу легкo.
 
LT Bredonosec #22.09.2005 19:15  @Серокой#22.09.2005 19:09
+
-
edit
 
Серокой> А почему тогда за рубежом так распространены лыжи, они же не позволяют вертолёту катиться? Да и вы ангар его закатить - уже проблема. [»]
- Распространены также комбинированные - в носках лыж-колеса.
А сами лыжи - как наиболее легкое шасси для легких машин, которые для частных площадок, а не а/портов предназначены.. имхо.
 
RU Dmitry_A #22.09.2005 19:30  @Серокой#22.09.2005 19:09
+
-
edit
 

Dmitry_A

старожил

Серокой, 23.09.2005 00:09:27:
А почему тогда за рубежом так распространены лыжи, они же не позволяют вертолёту катиться? Да и вы ангар его закатить - уже проблема.
[»]
 

Уважаемый Серокой, для перемещения вертолётов с полозковым шасси используют быстросъёмные колёса.

Вот Белл-412 на колёсиках:
[attachmentid=18525]
Прикреплённые файлы:
 
Я так думаю. ©Фрунзик Мкртчян в фильме «Мимино»
 
RU Серокой #22.09.2005 19:35
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
Спасибо! :)
Больше не раскалятся ваши колосники. Мамонты пятилеток сбили свои клыки. ©  
+
-
edit
 

Timofey

старожил

Dmitry_A> Уважаемый Серокой, для перемещения вертолётов с полозковым шасси используют быстросъёмные колёса.
...а под переднюю часть полозков заводится водило с колёсиками и вертолёт можно буксировать по любой ровной площадке


Photos: Kazan Ansat-LL Aircraft Pictures | Airliners.net
Без этих приспособлений - только по воздуху :)

Что полозки не позволяют катиться - это их существенный минус. Взлёт с разбегом или посадка с пробегом уже невозможны. Да и у нас без специальных покрытий полозков они могут зимой примерзать к грунту.
 
Это сообщение редактировалось 22.09.2005 в 23:08
+
-
edit
 

Dmitry_A

старожил

Уважаемый Тимофей,
тот вариант, что описал Bredonosec ( в носках полозьев — колёса), кажется, довольно редкий. Единственное, что я вспомнил — это Hughes TH-55. Больше изображений шасси такого рода не попадалось. Может, были и другие аппараты с таким расположением колёс?
Я так думаю. ©Фрунзик Мкртчян в фильме «Мимино»
 
Это сообщение редактировалось 23.09.2005 в 11:38
RU Серокой #23.09.2005 12:37
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
А вообще, зачем лыжи делать? Облегчение массы? Смотрю я на эти маленькие колёсики на фото, на которые лыжа поднимается - ну килограмм по 15 каждое, не больше ведь!
Больше не раскалятся ваши колосники. Мамонты пятилеток сбили свои клыки. ©  
RU Dmitry_A #23.09.2005 13:55  @Серокой#23.09.2005 12:37
+
-
edit
 

Dmitry_A

старожил

Серокой, 23.09.2005 17:37:27:
А вообще, зачем лыжи делать? Облегчение массы? Смотрю я на эти маленькие колёсики на фото, на которые лыжа поднимается - ну килограмм по 15 каждое, не больше ведь!
[»]
 

Полозковая конструкция — самая простая и лёгкая. Как правило, упругими и одновременно демпфирующими элементами являются поперечины, к которым крепятся полозья (как на Белл-412 и почти на всех "Беллах").
Колёсное же шасси предполагает целую систему упругих и демпфирующих элементов, которую надо рассчитывать не только в плане массы и ударных нагрузок, но и с целью недопущения "земного резонанса" (каюсь, сам недостаточно понимаю механизм этого неприятного явления :( — тут надо спросить Тимофея).
Ну и немаловажно: где колёсное шасси — там и тормоза. Они тоже массу имеют, и конструкторских усилий требуют.
Я так думаю. ©Фрунзик Мкртчян в фильме «Мимино»
 
+
-
edit
 

Timofey

старожил

Dmitry_A> тот вариант, что описал Bredonosec ( в носках полозьев — колёса), кажется, довольно редкий. Единственное, что я вспомнил - это Hughes TH-55.
Удалось ещё найти раннюю фотографию Hughes 369
[attachmentid=18556]
Хотя, в обоих случаях колёса съёмные.
Сейчас предпочитают крепить колёса к задней части полозков. Так при буксировке на них будет приходиться основная часть веса вертолёта, а на колёса водила меньшая - рулить легче.
Хотя, для того же Hughes 269 (TH-55) я, ей Богу, додумался бы приподнять за хвостовую балку заднюю часть полозков и на передних колёсиках так и катить :) Вертолётик вроде не тяжелый (400 кг пустой) чтобы тащить вдвоём, а балка - хороший рычаг (если не сломается :) ).
Прикреплённые файлы:
 
 
+
-
edit
 

Dmitry_A

старожил

Timofey, 23.09.2005 20:12:07:
Хотя, для того же Hughes 269 (TH-55) я, ей Богу, додумался бы приподнять за хвостовую балку заднюю часть полозков и на передних колёсиках так и катить :) Вертолётик вроде не тяжелый (400 кг пустой) чтобы тащить вдвоём, а балка - хороший рычаг (если не сломается :) ).
[»]
 

Не удивлюсь, если его на самом деле катали как тачку. :)
Вот с "Кейюсом" этот номер бы не прошёл. Может, потому и убрали колёса с носков полозьев поближе к центру тяжести.
Я так думаю. ©Фрунзик Мкртчян в фильме «Мимино»
 

DPD

опытный

Physicist
Я знаю, что вертолеты иногда взлетают/садятся на полосу, по-самолетному вроде бы для экономии топлива. Но вот прочитал на форуме рассказ.
Вопрос: зачем понадобилось садиться на полосу в таких сложных условиях? Нельзя ли было сесть вертикально и не было ли бы это безопаснее?

Заходят по самолетному в случаях, когда температура/превышение/загрузка не позволяют делать посадку по вертолетному. Сам заход - более-менее стандартная глиссада, разница только в скорости перед касанием - ноль или нет.
Именно на полосу заходить необязательно, заходили в рассказе на полосу скорее всего потому, что с других курсов горы (Грузия).

По лыжам:
На Bell-ах всяких очень часто видел (типа 206 и 412), они у нас были. Никаких проблем с постановкой на колеса - очень быстро делалось. МИлевцы говорили, что у нас долго не могли сделать полозья из-за противоречивости требований - и жесткость, и упругость совместить не получалось.

digger
Еще пo oпыту реaлистичныx игрушек, вертoлет в режиме висения инерциoнен и пoсaдить егo в дaнную тoчку непрoстo : нaклoнишь ручку, егo перенoсит через требуемoе местo.
Поэтому при управлении движения очень мелкие, миллиметровые.
 
+
-
edit
 

Dmitry_A

старожил

В связи с темой про «Ансат» задумался о проблеме земного резонанса.

Ход мысли был таков: типичные родовые черты «Беллов» — двухлопастный полужёсткий НВ и полозковое шасси. Как известно, первопричина земного резонанса есть дисбаланс диска НВ на оборотах ниже рабочих. То есть когда НВ раскручивается перед взлётом или замедляется после посадки, центробежная сила недостаточна, чтобы удерживать лопасти в строго радиальном положении, и те получают некоторую свободу движения в вертикальных шарнирах. Лопасти могут расположиться несимметрично, что и вызовет дисбаланс.
Если так, то на полужёстком НВ дисбаланс возникнуть не может, так как ВШ на нём отсутствуют. И, вроде бы, конструкторам «Белла» не о чем беспокоиться. Однако, наряду с Bell-212 с полужёстким двухлопастным ротором существует Bell-412 с четырёхлопастным НВ с полным комплектом эластомерных подшипников во втулке. Значит, теоретически условия для возникновения дисбаланса НВ на малых оборотах существуют. Тем не менее, судя по внешнему виду, полозковые шасси на 212 и 412 одинаковы.
Поэтому я сделал такое предположение: полозковое шасси само по себе является очень жёсткой конструкцией, и его резонансная частота заведомо выше частоты оборотов НВ. Колёсное же шасси, включающее в себя витые пружины и гидравлические амортизаторы, имеет меньшую частоту резонансных колебаний, и может совпасть с частотой оборотов НВ, находящегося в дисбалансе.
Я так думаю. ©Фрунзик Мкртчян в фильме «Мимино»
 
RU spam_test #13.12.2005 10:03  @Dmitry_A#13.12.2005 08:49
+
-
edit
 

spam_test

аксакал


Dmitry_A> Поэтому я сделал такое предположение: полозковое шасси само по себе является очень жёсткой конструкцией, и его резонансная частота заведомо выше частоты оборотов НВ. Колёсное же шасси, включающее в себя витые пружины и гидравлические амортизаторы, имеет меньшую частоту резонансных колебаний, и может совпасть с частотой оборотов НВ, находящегося в дисбалансе. [»]

а в чем проблема сделать жесткое колесное шасси? в массе колес? т.к. рессора с лыжей весят меньше, чем рессора с колесом.

Почему аватар не меняется?  
RU Dmitry_A #13.12.2005 10:24  @spam_test#13.12.2005 10:03
+
-
edit
 

Dmitry_A

старожил

spam_test, 13.12.2005 16:03:08:
а в чем проблема сделать жесткое колесное шасси? в массе колес? т.к. рессора с лыжей весят меньше, чем рессора с колесом.
[»]
 

Тут, ИМХО, дело в принципиальной разнице между колёсным и полозковым шасси — вертолёт на колёсах должен уметь катиться. То есть колёсики должны огибать рельеф. А это совсем иные требования к жёсткости подвески, нежели восприятие однократной нагрузки в момент посадки аппарата. В полозковом шасси большая жёсткость поперечных элементов позволяет им быть не только упругими, но и демпфирующими — на жёстких «рессорах» не сильно раскачаешься :-) . Когда же вертолёт катится, пусть даже по ровной бетонной полосе — шасси должно «проглатывать» толчки от стыков плит. Здесь уже жёсткость нужна меньшая, и необходим отдельный демпфирующий элемент — гидравлический амортизатор.
Я так думаю. ©Фрунзик Мкртчян в фильме «Мимино»
 
Это сообщение редактировалось 16.12.2005 в 04:48
CA victorzv2 #13.12.2005 18:52  @spam_test#13.12.2005 10:03
+
-
edit
 

victorzv2

опытный

spam_test> а в чем проблема сделать жесткое колесное шасси? в массе колес? т.к. рессора с лыжей весят меньше, чем рессора с колесом. [»]

Никакой проблемы нет. Но очень жестким шасси быть ни в коем случае не должно. Надо как раз наоборот. Кроме движения по земле задача шасси - погасить энергию посадочного удара. Для легких машин рессорное шасси оказывается легче, чем газо-маслянные амортизаторы, а разновидность рессорного - лыжное шасси - еще легче.

 
RU Dem_anywhere #14.12.2005 10:10
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал
★☆
Серокой>А вообще, зачем лыжи делать? Облегчение массы? Смотрю я на эти маленькие колёсики на фото, на которые лыжа поднимается - ну килограмм по 15 каждое, не больше ведь!

Не исключено - из-за удельного давления на грунт.
С колёсным шасси требования к площадке выше. Даже при посадке на "обычный газон" втыкается нехило
 
LT Bredonosec #15.12.2005 03:56
+
-
edit
 
К вопросу "почему на полосу"
- А кое-где и процедуры посадки на площадки стояночные не предусмотрены. Потому, напр, у нас и апачи с блек хоками на полосу садились и скромно отруливали на отведенные стоянки. А потом таким же манером уходили.
 
RU шурави #15.12.2005 12:21
+
-
edit
 

шурави

литератор
★☆
Прежде всего:
Почему вертолёты садятся на полосу?

В районе аэродрома существует установленное воздушное движение, которое обязаны соблюдать все ЛА, независимо от типа и веса.

Преимущества полозкового шасси:
1)Простота и вес.
На этом все преимущества заканчиваются.

Преимущества колёсного шасси:
1)Возможность выполнения взлёта по самолётному (когда вертолёт висит на высоте менее 1 м, то есть когда вертолёт с полозковым шасси просто не взлетит).
2) Возможность выполнения (более простой) посадки по вертолётному в случае отказа двигателей.
3) Мобильность перемещения вертолёта по аэродрому.

Недостатки колёсного шасси:
1) Более сложная конструкция.
2) Возможность попадания на рулении в «земной резонанс» (было дело …), при попадании в «земной резонанс» при запуске двигателей (раскручивании винта, тоже было дело,когда экипаж поленился очистить лопасти от льда) у колёсного шасси преимущество (наличие демпферов) (тупые автомобильные инженеры именуют сей узел амортизатором).

Ну и в целях общей информации:
1) Вертолёт Ми-6, основной вид взлёта и посадки. По самолётному. По вертолётному взлёт/посадка производится только в случае невозможности первой. (Не помню точно почему, что-то связанное с рулевым винтом).
2) Вертолёт Ми-26, посадка по самолётному только в крайнем случае, шасси не позволяет, слабовато. А в целом у него «дури» (2,54 кг/лс) не у каждого спортивного сколько.
3) Взлёт и посадка по самолётному с разбегом на переднем колесе. Позволяет значительно сокращать длину разбега. Со стороны смотрится крайне эффективно, истребители отдыхают. С точки зрения экипажа (кроме КВС!) и пассажиров, страшновато.
Хотя это предусмотрено РЛЭ (правильно Инструкции экипажу), на Ми-24 подобное лучше не выполнять, поскольку иногда получается взлёт с прибора наведения (было дело…).
4) Полозковое шасси уместно для лёгких и сверхлёгких вертолётов.
Хотя у амеров есть в армии вертолёт «Ирокез» , это не показатель, поскольку данный пепелац полное чмо и отстой.
5) Ну и на подобном пепелаце, по самолётному, а тем более с разбегом на переднем колесе не взлетишь:
Прикреплённые файлы:
 
Всем спасибо, прощавайте. Устал я толочь воду в ступе.
Самоудаляюсь.  
Это сообщение редактировалось 16.12.2005 в 00:40
RU spam_test #15.12.2005 12:57
+
-
edit
 

spam_test

аксакал


а как эта восьмерка вообще летает? на тумбочку садится?
Почему аватар не меняется?  
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
CA victorzv2 #15.12.2005 20:07
+
-
edit
 

victorzv2

опытный

Шурави,

На всех Ми, начиная с -4, колесное шасси не потому, что предусмотрены взлет- посадка по самолетному, а потому что при весе этих вертолетов им необходимы газово-масляные амортизаторы (рессорное шасси не в состоянии поглотить энергию их посадочного удара). С такими стойками в 99.99% применяются колеса (0.01% - лыжи).
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru