Нафиг. (Тут была совсем бредовая идея, написанная без прикидочных расчетов. Первый же такой расчет показал что ничего не выйдет
)
Ладно - в конце концов зря что ли набирал стока букаф?
Да и может кого на что натолкнет. Ниже исходный текст сообщения, но по формулам из школьной физики выходит что затея требует настолько неслабых токов для поддержания системы в целости, причем токов переменных и через большие индуктивности, что вся выгода от электромагнитной системы потеряется на преобразованиях. Это при куче дополнительных проблем.
Подкину на рассмотрение еще одну идейку насчет дешевого вывода. Где-то в недрах этой или предыдущей темы упоминался (мной и не только) мегамонстр из Юного Техника 80-х годов, орбитальная транспортная система в виде кольца-трубы вокруг Земли, которое взлетает, растягиваясь центробежной силой (кстати, придуманная неким тогда студентом Юницким из Белоруссии, интересно - не тот ли это Юницкий, который щас транспорт свой продвигает?). Система обещала какие-то единицы баксов за килограмм на LEO, но ее суммарная стоимость и энергоемкость конечно запредельны - она хороша чтобы сразу города на орбиту выводить.
Так вот, задумался я об облегченном варианте такой системы. И решил, что нужно все выбросить и оставить только электромагнитную систему. Итак, как все выглядит? На некую круговую орбиту над экватором выводятся спутники, каждый из которых представляет собой компактно (в клубочек
) свернутое проводящее кольцо диаметром в 10-100 км и несколько энергетических станций на нем. После вывода кольцо разворачивается, станции ориентируют свои батареи на Солнце либо запускают реакторы - конечно, хотелось бы батареи, но пока не знаю хватит ли энергии. Размотавшись, кольца начинают ориентирование. Возможно, для первоначального равномерного размещения на этой круговой орбите им потребуются какие-то обычные движки малой тяги. А вот затем, когда они более-менее разместились - то, управляя током в кольцах, можно осуществлять ориентирование и даже перемещение по орбите. Конечная цель - кольца, "лежащие" паралельно поверхности Земли в двух слоях один над другим, движущиеся с разными скоростями. Верхних колец побольше, нижних - поменьше. "Волны" магнитного поля (и токов в кольцах) бегут по кругу с некой третьей скоростью, одинаковой в обоих слоях, но с разными фазами. Итак, любой ток в кольце вызывает его растягивание. Постоянная составляющая тока вызывает поворот вокруг оси, сонаправленной с орбитой - за счет взаимодействия с полем Земли. Взаимодействие колец соседних слоев, в зависимости от фазы токов в них по отношению к расположению колец - позволяет осуществлять притяжение-отталкивание, разгон-торможение (так же, как в маглев-системах), а еще наклон колец вокруг оси, поперечной орбите (четными гармониками основной частоты). Получается большой такой себе асинхронный двигатель размером с планету. Хорошего в нем то, что его плотность, а следовательно и суммарная масса может быть относительно невелика, причем он выводится еще и маленькими кусочками предположительно по нескольку тонн, максимум несколько десятков.
Естественно такая система требует комплексного согласованого управления токами во всех кольцах. Но учитывая, что движутся колечки в первом приближении по известным законам, то моделировать их движение и выбирать оптимальное управление не должно быть слишком сложно для компьютерной системы. Еще каждое кольцо (вернее каждую станцию на нем) нужно оснастить аварийными движками большой тяги - для увода неисправного кольца с рабочей орбиты, чтобы избежать столкновения с другими кольцами. Между прочим, на нижнем слое может не быть источников энергии - как в обычном роторе асихронного двигателя. Правда, полная пассивность не получится - но вполне хватит инвертора с конденсатором, способного обеспечивать запасение и отдачу некоторых количеств энергии.
А теперь о том, зачем эта красота в просторах космоса может быть полезна простым людям
На кольца нижнего слоя мы подвесим тросовые системы. Такие как в любимом всеми космолифте, но только короткие - 2-3 сотни км, на высоту орбиты. Теперь, увеличивая разность скоростей слоев и компенсируя разлет слоев притяжением колец, мы можем нижний слой совсем остановить или даже заставить двигаться в обратном направлении. Зачем остановить - понятно, опустить с каждого кольца трос вниз и забрать груз. Зачем двигаться в обратном направлении? А для разгона верхнего слоя! Нижние концы тросов закреплены на земле, сообщая через электрмагнитную систему верхнему слою разгоный импульс. При добавлении импульса орбита не повышается, но увеличивается сила притяжения колец и натяжение тросов. При достижении нужного натяжения можно к тросам внизу цеплять грузы и затем тросы сматывать. После этого, снижая разность скоростей, мы разгоняем грузы до первой космической. Вообще говоря с выработкой энергии от торможения грузов и системы нижнего слоя.
Есть конечно подозрение что система с тросами аж до земли будет неэффективной. На висение этих тросов нужно будет тратить бОльшую часть электроэнергии для ЭМ подвеса. Хорошо, у товарища Брэнсона можно ненадлго одолжить суборбитальный космолет
Ну в общем понятно - на то, чтобы забросить груз вверх без придания ему космических скоростей, энергии и топлива нужно всяко меньше, чем на честный вывод на орбиту. А доразгон верхнего слоя осуществлять парашютами, привязанными к нижнему слою и опущенными хоть в какую-то атмосферу, трос длиной не более сотни км. Нижний слой разогнан до скорости в несколько км/с в обратную сторону.
А - еще я забыл про одно направление коррекции положения колец, перемещение влево-вправо поперек орбиты. Да, такую силу никаким током получить нельзя. Но и не нужно, если мы не используем отталкивания между слоями. При притяжении "убежавшее" вбок кольцо вернется назад само, система должна получиться устойчивой.
Короче, 2 самых главных вопроса - устойчивость самих колец (не свернутся ли они в процессе взаимодействия друг с другом) и энергозатраты. В частности, можно ли применить обычную медь или нужны сверхпроводники. Особых проблем со сверхпроводниками тоже не должно быть, поскольку напряженность магнитного поля будет не такая уж большая, а термоизоляцию в вакууме можно обеспечить. Но сложность возрастет. Особенно в связи с метеоритами. То что колечки будут повреждаться метеоритами - очевидно. Поэтому необходима система контроля и восстановления повреждений. Предлагается кольца составлять из большого количества последовательных секций из параллельных проводников на разъемах. И на каждое кольцо посадить пару небольших роботов, способных по проводам лазить и вместо оборванных проводов втыкать новые, запас которых пополняется с земли. Ну и как я уже писал - при катастрофе типа полного обрыва кольца восстановить его уже нельзя, поэтому оно уводится с орбиты аварийными движками и сгорает в атмосфере или падает на землю если оно имело низкую скорость. Кольца верхего слоя должны иметь более мощные движки, поскольку уводить их надо сначала вверх, а потом еще и в сторону.