Решил немножко отвлечься от этих бесконечных фотоальбомов, и немножко суммировать данные по истории 841-го АПИБ, а то в инете практически ничего нет, а то что есть, то очень уж отрывочно и запутано.
Ниже размешаю то, что у меня получилось по истории формирования, развития и боевому пути. Надеюсь, что мерийцы, да и другие ИБАшники, помогут определить те неточности и пропуски, которые, несомненно, есть в этом материале.
История Полка
841-й гвардейский Виленский Краснознаменный ордена Суворова III степени авиационный полк истребителей-бомбардировщиков.
История полка начинается в июне 1941 года.
К 22 июня 1941 года части будущего 841-го гв. АПИБ входили в состав
160-го ИАП 43-й ИАД, дислоцировавшегося на аэродромы Балбасово и Пронгеевка на территории Белоруссии и прикрывавшего небо Минска.
В августе 1941 года 160-й ИАП был переформирован.
При этом из его состава были выделены подразделения, сформировавшие 429-й ИАП.
С этого момента начинается история собственно 841-го гв. АПИБ.
429-й ИАП изначально продолжал входить в состав 43-й ИАД.
С 22 мая 1942 года по 28 мая 1942 года 429-й ИАП входил в состав 220-й ИАД.
С 29 мая 1942 года входил в состав 228-й ШАД, 8-я ВА Юго-Западного Фронта.
С 5 по 14 июля 1942г. прошел переформирование на тыловом армейском аэродроме Бобров и был переименован в 875-й ИАП.
Вошел в состав 274-й ИАД – в дальнейшем это 4-я гвардейская истребительная Оршанская Краснознаменная ордена Суворова II степени авиационная дивизия.
В марте 1943 года Приказом НКО СССР №128 от 18.03.43г. и Директивой штаба ВВС КА №512345 от 21.03.43г. преобразован в 66-й ИАП.
22 апреля 1943 года полку вручено Гвардейское знамя – он стал 66-м гвардейским ИАП.
В составе 4-й гв. ИАД входил в соединение 1-го гв. Минского ИАК.
Приказом ВГК № 0213 от 25.07.1944 г. 66-й гв. ИАП награжден орденом Красного Знамени с присвоением почетного наименования – Виленский.
В 1945 полк награжден орденом Суворова III степени.
Войну закончил в небе над Берлином в составе 4-й гв. ИАД 1-го гв. ИАК 16-й ВА 1-го Белорусского Фронта.
В соответствии с Директивой Ставки Верховного Главнокомандования командующему войсками 1-го Белорусского фронта № 11095 от 29 мая 1945 г., фронт был переименован в Группу советских оккупационных войск в Германии (в дальнейшем ГСВГ – ЗВГ).
Полки фронта остались в Германии по месту их тогдашней дислокации.
66-й гв. ИАП был дислоцирован на аэродром Цербст.
В конце 1940-х годов 66-й гв. ИАП был перенумерован в 841-й гв. ИАП с сохранением всех наград и почетных наименований.
Перенумерация была произведена во избежание путаницы с
66-м истребительным Алленштайнским ордена Суворова авиационным полком,
входившим в состав 329-й ИАД, и в память о 841-м ИАП (САП),
ранее входившем в состав 16-й ВА и расформированном во время войны.
В начале 1950-х годов, в результате масштабных перемещений структур Красной Армии, в Германию из Грузии была переведена 126-я ИАД ПВО (штаб в Батуми),
вошедшая в состав 16-й ВА.
В составе этой дивизии в Цербст был перебазирован 35-й ИАП, имевший дислокацию на аэродроме Кобулети.
Он заменил на аэродроме Цербста 66-й гв. ИАП, который в результате этой рокировки оказался в Грузии.
Практически одновременно с этим, из Германии, из состава 16-й ВА, в Грузию была переведена 283-я Камышинская ИАД (вместе с входившим в ее состав 176-м Берлинским ИАП)
Временным местом базирования 66-го (841-го) гв. полка стал аэродром г. Кобулети у самого берега Черного моря, поскольку будущий аэродром постоянного базирования у западногрузинского селения Мериа представлял собой в то время “необорудованную оперативную точку” – аэродром “подскока”.
Личный состав полка был расквартирован в Кобулети и Нагобилеви.
В начале 1950-х годов полк стал получать самолеты МиГ-15, вошел в состав 283-й Камышинской ИАД (штаб в Цхакая).
К середине 1950-х годов полк был полностью переведен к месту постоянной дислокации – на аэродром Мериа.
Прежний аэродром базирования, в Кобулети – бетонка Х-образной формы – был передан в подчинение Управления Авиации ПВ КГБ СССР по Закавказскому Пограничному округу (штаб в Тбилиси).
Постепенно полк переходил на все более совершенную авиатехнику.
В середине 1970-х годов, не выведенная с аэродрома по замене предыдущая авиатехника, фактически образовала второй полк на территории Мерийского гарнизона
В конце 1982 года полк был преобразован в истребительно-бомбардировочный полк –
841-й гв. АПИБ на самолетах МиГ-23М.
Позывной полка был – “Камертон”
В соответствии с Директивой МО СССР №314/001376 от 12.10.89г. и ГК ВВС № 7/81861 от 21.10.89г. 841-й гвардейский АПИБ был передан в состав ВВС Черноморского флота и переименован в 841-й гвардейский морской авиационный полк истребителей - бомбардировщиков ВВС ЧФ – 841-й гв. МАПИБ.
В полку осталась прежняя техника – МиГ-23М и прежнее место дислокации – аэродром Мериа.
Весь личный состав гарнизона был переведен на ношение военно-морской формы одежды.
841-й гв. МАПИБ вошел в состав 119-й Тираспольской ИАД ЧФ ВМФ СССР, в которой также были 86-й ИАП (Маркулешты) и 161-й ИАП (Лиманское).
В 1991г. 841-й гв. МАПИБ был выведен из состава 119-й ИАД и преобразован в 841-й отдельный гвардейский противолодочный вертолетный полк ВВС ЧФ – 841-й гв. ОППВ. Самолеты полка перегнали на базу хранения в Быхов (Белоруссия).
В полк поступили вертолеты.
Летный состав полка переучился на противолодочные вертолеты МИ-14, в учебном центре Кача под Севастополем (Украина, Крым).
Дислокация осталась прежняя - аэродром Мериа.
В 1992 г., в связи с развалом Советского Союза и обострением обстановки в Закавказье, были планы по переводу полка на новое место базирование – в Анапу, под Новороссийск (Краснодарский край, Россия).
Однако, из-за отсутствия финансирования оборудования там аэродрома и гарнизона, и по причинам организационного и внутриполитического порядка, это осуществлено не было.
Осенью 1992 года 841-й гв. авиаполк был расформирован по месту дислокации,
без вывода на территорию РФ.
Авиационная техника полка
И-153 и И-15 – июнь 1941 – июль 1941
ЛаГГ-3 – август 1941 – октябрь 1941
Як-1 – ноябрь 1941 – август 1942
Як-7 – сентябрь 1942 – сентябрь 1943
Як-9 – октябрь 1943 – июль 1944
Як-3 – август 1944 – 1945
Як-9П – 1946 – начало 1950-х
МиГ-15 – до середины 1950-х
МиГ-17 – до начала 1960-х
МиГ-19 – до середины 1960-х
МиГ-21 – до середины 1970-х
МиГ-23М и МиГ-23УБ – до 1991
Ми-14ПЛ (вертолеты) – 1991 – осень 1992