Корабли порой бывают сродни людям - у каждого своя судьба. Судьба большого противолодочного корабля «Адмирал Харламов», который базируется на Северном флоте, могла оказаться незавидной. В свое время его пришвартовали в доки для планового капитального ремонта. Но в отведенные сроки работы не были закончены. Причина до предела банальна - недофинансирование. Ремонт затягивался на неопределенное время, грозил стать вечным. И тогда в руководстве Министерства обороны возникло мнение: работы не продолжать, корабль в рамках общего плана сокращения вооружений - списать alt
Заметим, что срок службы боевого корабля 1-го ранга рассчитан на три десятилетия. «Адмирал Харламов» был в эксплуатации всего 17 лет. Но таковы реалии нашей жизни, что иногда приходится списывать еще современное вооружение, которое из-за проблем с финансированием нет возможности технически обслуживать и капитально ремонтировать.
Такое известие сильно встревожило командование флота и корабля. Старшие морские офицеры посчитали своим долгом спасти БПК «Адмирал Харламов», в «боевую биографию» которого вписано немало дальних походов, побед в сложных учениях, различных конкурсах и других серьезных заслуг. Но как моряки могли это сделать?
О том, что предприняли североморцы, мне рассказали сразу два командира БПК «Адмирал Харламов» - бывший и ушедший с этой должности на повышение капитан 1-го ранга Владимир Кондратов и нынешний - капитан 2-го ранга Антон Сперанский. Североморцы решили обратиться к правительству Москвы. Дело в том, что они знали, сколь много сделали столичные власти для спасения кораблей Черноморского флота, и надеялись на подобную помощь у себя на Севере.
И эта помощь пришла. В дело включился лично мэр Москвы Юрий Лужков. Не будем рассказывать обо всех перепитиях дела - они довольно-таки долгие и сложные. Скажем одно: большой противолодочный корабль «Адмирал Харламов» удалось отстоять. Сегодня он по-прежнему находится в боевом строю Кольской флотилии Северного флота.
Но правительство Москвы пошло дальше и решило взять шефство над кораблем. Такую почетную и ответственную миссию Юрий Лужков поручил Департаменту земельных ресурсов. И неслучайно. Сотрудники этого департамента уже имеют богатый опыт шефства над кораблями Черноморского флота, в том числе над гвардейским крейсером «Москва».
Руководители департамента, что называется, раскачиваться не стали, сразу же отрядили на Северный флот делегацию.
Московская делегация детально ознакомилась с кораблем и экипажем, обсудила с командованием перспективы сотрудничества. На следующий день глава делегации заместитель руководителя Департамента земельных ресурсов Владимир Лаптев и тогдашний командир корабля капитан 1-го ранга Владимир Кондратов в присутствии представителей штаба Северного флота подписали договор о шефских связях. В честь этого состоялось торжественное построение всего экипажа БПК «Адмирал Харламов».
Подписанный договор не оказался формальностью и не остался на бумаге. После поездки в Североморск представители правительства Москвы сразу же активно включились в работу по организации шефства над большим противолодочным кораблем «Адмирал Харламов». В первую очередь определили направления помощи, в которой моряки испытывали необходимость. Из переговоров с командованием стало ясно, что прежде всего нужна поддержка в обеспечении технической готовности корабля. Предметом особой заботы стали меры по улучшению бытовых условий службы моряков, оказание помощи семьям офицеров.
Правительство Москвы выделило средства для оборудования и наведения уюта в кубриках, кают-компаниях. В них, кроме всего прочего, появились новая специализированная мебель, телевизоры, видеомагнитофоны, музыкальные центры и другая техника.
Командир корабля капитан 2-го ранга Антон Сперанский решил быть неголословным и на местах показать конкретные результаты помощи московских шефов. Для этого Антон Владимирович устроил мне детальную экскурсию по БПК «Адмирал Харламов». Мы переходим из одного матросского кубрика в другой. Все они выглядят довольно-таки уютно, оснащены видеотехникой. Еще большие впечатления остаются от посещения офицерской и матросской кают-компаний. Отремонтированы и качественно оборудованы все сантехнические узлы.
Капитан 2-го ранга Антон Сперанский ведет меня дальше по кораблю. Особая его гордость - мощная стиральная машина. Заметим, что конструкция наших кораблей не предусматривает оборудование бытовой техникой такого типа, чем создает для личного состава значительные неудобства. Представители Москвы помогли решить эту проблему. Они закупили стиральную машину промышленного образца, нашли специалистов, которые сумели в обход конструкторских особенностей установить ее на корабле, подвести дополнительное электропитание и водооттоки.
Были свои сложности у моряков и на камбузе. Из-за недостаточных мощностей кухонного оборудования случались задержки с питанием экипажа, а многие блюда вообще нельзя было приготовить. Теперь корабельный камбуз благодаря помощи московских шефов снабжен новыми котлами, мощными электромясорубкой и электроовощерезкой, средствами обогрева и создания оптимального микроклимата, другой кухонной техникой.
Но, как рассказывает капитан 2-го ранга Антон Сперанский, для экипажа важна не только материальная помощь. Моряки благодарны столичным шефам и за моральную поддержку в их суровой флотской службе на Севере. Представители правительства Москвы - частые гости на большом противолодочном корабле «Адмирал Харламов». Они встречаются с матросами, офицерами, семьями моряков. Не только привозят им подарки, но и при необходимости помогают с переездом на «большую землю». В том числе решают такой судьбоносный вопрос, как предоставление жилья в столице.
Как рассказали мне в Комитете межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, столичным правительством выработана и утверждена Комплексная целевая среднесрочная программа шефства над Военно-морским флотом. Для реализации этой программы городские власти выделили на 2008 и 2009 годы по 160 миллионов рублей.
Корабли порой бывают сродни людям - у каждого своя судьба. Судьбабольшого противолодочного корабля «Адмирал Харламов», которыйбазируется на Северном флоте, могла оказаться незавидной. Кораб
// www.tver13.ru