[image]

Спуск с орбиты и теплозащита КА

траектории спуска, влияние АК, абляционная теплозащита, плитка и всё-всё-всё
 
1 14 15 16 17 18 19 20

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir>> Как, в пень, температура вообще может быть выше температуры торможения?! Ты ваще думаешь, что говоришь?!
MIKLE> выше чем температура морды если строго говоря, так как там [может] присуствует теплоотвод и унос вещества.

1) Температура морды и температура торможения - вещи всегда разные. Хотя бы запомни :)
2) Мы о шаттле - нету там уноса.

А температура собственно поверхности и газа рядом с ней - тоже всегда разная, и тоже "поперёк" всегда меняется. Не путай их все между собой.


Fakir>> (т.е. она в принципе может... но это уже по сравнению с тем, что мы сейчас пытаемся обсуждать - очень тонкие тонкости)
MIKLE> тонкости-они разные бывают.

Мудрое замечание :)
Те тонкости, от которых Т может быть > Т торможения - они тоньше, и про замороженность течения и т.п. мы ща не будем - а то ты вконец запутаешься :)

MIKLE> простой пример. у плазмы один спектр, у плиток другой.

Сказано криво, но ладно. И?
У плазмы спектр вообще линейчатый, бо она тут оптически тонкая.

MIKLE> при малой теплопроводности плиток Тповерхности может быть больше чем Т плазмы(статистическая) как два пальца.

С какого бодуна?
То есть теоретически себе подобную ситуацию сконструировать в принципе бы можно.
Но к реальному спуску реального шаттла это не относится совершенно никак.

MIKLE> MIKLE>> шо, вобще массопереуноса нет????
Fakir>> Доброе утро, Миша :F
MIKLE> доброе. эррозии нет как явления? то есть на 20-10М входим в атмосверу и ничо не улетает за еденицы минут... не верю.

Веришь - не веришь - с этим в ближайшую церковь/мечеть/синагогу.
А шаттл затем так и сделан, чтоб ничего не улетало и никакой эрозии.
Ну, строго говоря, водозащитный лак сгорает - но это вообще несерьёзно.


Fakir>> Ты ваще думаешь чё говоришь-то?
MIKLE> попробуй понять о чём я.

Для начала попробуй понять о чём я, и о чём ты сам :)

Fakir>> Угу. И на его фоне перенос излучением ваще плёвый, единицы процентов. И это там, где среда наиболее горяча.
MIKLE> потому что есть теплоперенос веществом. на свеху-сзади-его нет.

Ну кто тебе такую глупость-то сказал? Что, сзаду газа нету?


Fakir>> Сзади - перенос конвекцией НАМНОГО меньше, перенос излучением - еще слабее...
MIKLE> перено излучением-никуда не делся. и его вклад превалирует.

Да ерунда это полная. Сколько раз еще повторить?


Fakir>> Сколько можно намекать? Чёрной она снизу сделана специально. Можно бы и белой сделать - на тот же самый материал. Но не сделали. А сделали чёрным. А сверху - белым, тоже специально.
MIKLE> тогда надо было краской красить, если дело в цвете. дело то в материалах и механизме теплозащиты.

"Вы пошутили, я тоже посмеялся" (с)

Если хочешь, покрытие, обеспечивающее цвет плитки, можешь назвать краской.

Fakir>> И если снизу цвет выбирали специально для спуска, то сверху - вовсе не для него :)
MIKLE> :)

Да. И?
   2.0.0.82.0.0.8
RU Владимир Малюх #13.11.2008 10:58
+
-
edit
 
Искал совершенно другой матриал, но походя наткунлся:

http://ocw.mit.edu/NR/rdonlyres/.../0/ried_arthrmdynmc.pdf

Это лекция по аэротермодинамике для студентов МИТ. Там полно в открытую всякого добра лежит:
   7.07.0
MD Fakir #13.11.2008 20:35  @Владимир Малюх#13.11.2008 10:58
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Да, так чтобы ни у кого неправильных представлений не осталось - на шаттле (как и на "Буране") нижняя плитка сделана чёрной специально, чтобы побольше излучала (нагревшись непосредственно от потока). Да, чёрная и поглощает больше, но тут это некритично, поскольку при тех температурах, плотностях и характерных размерах поток светит относительно весьма слабо - слой оптически тонок, спектр линейчатый, возбуждается сравнительно мало - в общем в излучение идёт сравнительно мало энергии. И на круг чёрная поверхность в этих условиях излучит намного больше, чем поглотит - что есть гут, и ослабляет тепловые нагрузки. Что важно для наиболее теплонапряжённых участков - нижней поверхности и передних кромок крыла. Именно поэтому они чёрные.

Верхним поверхностям же, по большому счёту, на собственный цвет пофик - с точки зрений условий торможения в атмосфере. То есть фиг его знает, может быть, с этой точки зрения чёрные тоже бы были получше - скажем, позволили бы немного уменьшить толщину (значит - массу) защиты - но и белые вполне годятся.

А делают их белыми совершенно из других соображений - из соображений теплового режима в орбитальном полёте.
Потому что был бы шаттл весь чёрный-чёрный как негр в безлунную ночь - то астронавты бы в нём за полёт если бы и не сварились, то пропотели порядком, и вообще тепловой режим задолбаешься поддерживать.
Это не говоря о прогреве конструкций, к-й тоже ограничен из условий спуска.


В.М.> Искал совершенно другой матриал, но походя наткунлся:
В.М.> http://ocw.mit.edu/NR/rdonlyres/.../0/ried_arthrmdynmc.pdf
В.М.> Это лекция по аэротермодинамике для студентов МИТ.

Строго говоря, ценность данной пэдээфки как лекции по аэротермодинамике - околонулевая :)
Как и практически все презентации лекций, которые любят выкладывать на сайтах "их" университеты - без "голоса за кадром", т.е. собственно лекции, они для свежего слушателя практически ничего не стоят. Хотя картинки могут быть красивыми и интересными, и такую презенташку неплохо стянуть для иллюстрации собственной лекции :)

Кстати, а в процессе поисков (или еще когда) не попадалось картинки наподобие приаттаченной, но относительно шаттла - чтоб поле течений на гиперзвуке с указанием температур? Что-то поискал позавчера с час - но ничего схожего не откопал пока...
Прикреплённые файлы:
DES-Hypersonuic.jpg (скачать) [1067x802, 216 кБ]
 
 
   2.0.0.82.0.0.8
RU Владимир Малюх #14.11.2008 07:26  @Fakir#13.11.2008 20:35
+
-
edit
 
Fakir> Как и практически все презентации лекций, которые любят выкладывать на сайтах "их" университеты - без "голоса за кадром", т.е. собственно лекции, они для свежего слушателя практически ничего не стоят.

Там для многих курсов выложено видео лекций.

Fakir> Кстати, а в процессе поисков (или еще когда) не попадалось картинки наподобие приаттаченной, но относительно шаттла - чтоб поле течений на гиперзвуке с указанием температур? Что-то поискал позавчера с час - но ничего схожего не откопал пока...

Попадалось, но не помню где. Наверняка у кого-то из контор, занимющихся CFD системаи, их на деле не так много, если брать крупняков - ANSYS, Flow 3D, CD-Adapco. У них горы всяких PDF-ок с примераи расчетов, а капсула аполлона - штука показательная. Так что google в руки..
   7.07.0

MIKLE

старожил

Fakir> Верхним поверхностям же, по большому счёту, на собственный цвет пофик - с точки зрений условий торможения в атмосфере. То есть фиг его знает, может быть, с этой точки зрения чёрные тоже бы были получше - скажем, позволили бы немного уменьшить толщину (значит - массу) защиты - но и белые вполне годятся.

да я не про то что они белые или чорные.
я про материал и принцип защиты исходно говорил.

кстати картинка для капсуоы прикольная, особенно красный "хвост" :)
   2.0.0.172.0.0.17
RU Владимир Малюх #14.11.2008 11:52
+
-
edit
 
Не шатлл, а буран, но по сути почти одно и то же:

Картинка течений, по резултатам продуыок http://www.buran-energia.net/documentation/boldyrev.pdf

Температура на поверхности: Buran Composition Heat shield - внизу страницы.
   7.07.0
MD Fakir #14.11.2008 16:29  @Владимир Малюх#14.11.2008 11:52
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
В.М.> Попадалось, но не помню где. Наверняка у кого-то из контор, занимющихся CFD системаи, их на деле не так много, если брать крупняков - ANSYS, Flow 3D, CD-Adapco. У них горы всяких PDF-ок с примераи расчетов, а капсула аполлона - штука показательная. Так что google в руки..

Э? Причём тут Аполло? Я ж про шаттл.
И гуглил, гуглил уже - и так, и эдак. Пару часов убил - ноль на массу.
Косвенное упоминание про то, что в какой-то лекции по подобному пакету есть и обтекание шаттла в кач. примера, но сама картинка приведена не была, как и лекция.

В.М.> Не шатлл, а буран, но по сути почти одно и то же:
В.М.> Картинка течений, по резултатам продуыок http://www.buran-energia.net/documentation/boldyrev.pdf

Дык там вроде картинки нето особо :)

В.М.> Температура на поверхности: Buran Composition Heat shield - внизу страницы.

:)
На прошлой странице топика эту картинку приводил :)
И это ж поверхность, а не температура самого газа.



MIKLE> да я не про то что они белые или чорные.
MIKLE> я про материал и принцип защиты исходно говорил.

Да ну? А вот это Пушкин написал, в неопубликованных главах "Онегина"? :)
"я про верх. белая защита на бкране-именно от излучения обтекающей плазмы."

MIKLE> кстати картинка для капсуоы прикольная, особенно красный "хвост" :)

Угу. И очень хорошо видно, что температура там сильно меньше, чем "на лбу" :)
   2.0.0.82.0.0.8

MIKLE

старожил

MIKLE>> я про материал и принцип защиты исходно говорил.
Fakir> Да ну? А вот это Пушкин написал, в неопубликованных главах "Онегина"? :)
Fakir> "я про верх. белая защита на бкране-именно от излучения обтекающей плазмы."

ну ладно, бывает и на старуху проруха.. по ссылке вобще органика написана....

MIKLE>> кстати картинка для капсуоы прикольная, особенно красный "хвост" :)
Fakir> Угу. И очень хорошо видно, что температура там сильно меньше, чем "на лбу" :)

сильбольшая всё равно...
   2.0.0.182.0.0.18
RU Владимир Малюх #14.11.2008 16:43  @Fakir#14.11.2008 16:29
+
-
edit
 
В.М.>> Попадалось, но не помню где. Наверняка у кого-то из контор, занимющихся CFD системаи, их на деле не так много, если брать крупняков - ANSYS, Flow 3D, CD-Adapco. У них горы всяких PDF-ок с примераи расчетов, а капсула аполлона - штука показательная. Так что google в руки..
Fakir> Э? Причём тут Аполло? Я ж про шаттл.

Блин, описка - прошу пардону. Шаттловские пикчеры точно есть, видел их неоднократно.

Fakir> И гуглил, гуглил уже - и так, и эдак. Пару часов убил - ноль на массу.

Лучше тов 101 спросить - это их прямая тематика.

В.М.>> Картинка течений, по резултатам продувок http://www.buran-energia.net/documentation/boldyrev.pdf
Fakir> Дык там вроде картинки нето особо :)

Да вполне себе качественные шлиры на 3-ей странице. :) Ну и - линии тока на НЧФ на 4-й.
   7.07.0
MD Fakir #14.11.2008 16:53  @Владимир Малюх#14.11.2008 16:43
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
В.М.> Лучше тов 101 спросить - это их прямая тематика.

Шо, неужели и гиперзвуковое обтекание?

В.М.> Да вполне себе качественные шлиры на 3-ей странице. :) Ну и - линии тока на НЧФ на 4-й.

Такие или очень похожие картинки я видел своими глазами в "телевизоре" на лабах по газодинамике - сантиметровый "буранчик" дулся в микро-трубе, лаба по изучению... уж не помню чего, наверное, метода визуализации с оптическим ножом, а под конец, чтоб не заскучали, дали с этим железным "буранчиком" поиграться :)
Но там только контуры скачка видны, а не картина течения.
Кстати, на соотв. лекциях наш старенький препод приносил как-то и фото обтекания не только шарика, но и именно геометрии союзовской капсулы, большие такие, качественные - тоже чё-т нигде в инете найти не могу...

А линии тока на 4-й - только на поверхности.
   2.0.0.82.0.0.8
RU Владимир Малюх #14.11.2008 19:01  @Fakir#14.11.2008 16:53
+
-
edit
 
В.М.>> Лучше тов 101 спросить - это их прямая тематика.
Fakir> Шо, неужели и гиперзвуковое обтекание?

Да отчго нет?

Fakir> Такие или очень похожие картинки я видел своими глазами в "телевизоре" на лабах по газодинамике - сантиметровый "буранчик" дулся в микро-трубе, лаба по изучению... уж не помню чего, наверное, метода визуализации с оптическим ножом, а под конец, чтоб не заскучали, дали с этим железным "буранчиком" поиграться :)

Дима, ну вы ж физик - одно дело "дмонстрация", другое - нормальная продувка с соблюдением всевозможных правил подобия итп итд.

Fakir> Но там только контуры скачка видны, а не картина течения.

А вы "раскрастье" о градиентам -все станет очевдней :)

Fakir> А линии тока на 4-й - только на поверхности.

В задаче теплозащиты - только они и интересны... Это "брутальная иженерия" :) Какая нам разница что там, где конструкции нет (с) один из моих шфов в 80-е.. :)
   7.07.0
MD Fakir #14.11.2008 19:24  @Владимир Малюх#14.11.2008 19:01
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir>> Шо, неужели и гиперзвуковое обтекание?
В.М.> Да отчго нет?

Просто достаточно узкоспециальная тема, сейчас вроде немногие балуются :)

В.М.> Дима, ну вы ж физик - одно дело "дмонстрация", другое - нормальная продувка с соблюдением всевозможных правил подобия итп итд.

Ну ясное дело :)
Я же чисто об "иллюстративной" стороне достаточно грубой картинки :)
Да и то законы подобия соблюдаются всегда лишь частично, никуда не денешься.

Fakir>> Но там только контуры скачка видны, а не картина течения.
В.М.> А вы "раскрастье" о градиентам -все станет очевдней :)

Книжка-раскраска для детей младшекурского возраста? :F

Fakir>> А линии тока на 4-й - только на поверхности.
В.М.> В задаче теплозащиты - только они и интересны... Это "брутальная иженерия" :) Какая нам разница что там, где конструкции нет (с) один из моих шфов в 80-е.. :)

Няправда ваша здеся :) Эдак вы как минимум то же излучение воздуха полностью выкинете из рассмотрения. Для "Бурана" в первом приближении - можно, а для чего-то пошустрее (>11 км/с) - уже нельзя. Для "Аполлонов" уже не совсем кошерно на него забивать, не говоря о Стардасте или Марсах, или тем паче Галилео.
   2.0.0.82.0.0.8

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Откопал в закромах. Пара весьма интересных штрихов - к сожалению, не помню, откуда копировал. Возможно, это из В.Е.Миненко "История проектных разработок СА "Союз".




Другой этап, который затем нашел отражение в наших работах по "аэродинамическим СА", был расчет перегрузок при аварийных траекториях спуска СА "Восток", которые достигали n = 17 - 19, и возможных путях их снижения.

Эта работа поставила перед нами вопрос: "А что будет у нас на "фаре"? Расчеты показали, что при аэродинамическом качестве К=0,5-0,6 кратковременные перегрузки на аварийных траекториях (авария на 2-ой и 3-еи ступеней составляют n=10-12 (почти как при баллистическом спуске с орбиты).

Так как при спуске с орбиты СА типа "фара" балансировался на углах атаки а>15 соответствующих К> 0,25-0,3, встал вопрос о перебалансировке его на аварийных траекториях на углы атаки а >30, обеспечивающие К=0,5-0,6.

Были рассмотрены варианты перебалансировки с использованием откидывающегося щитка в нижней части СА, а также варианты со смещением центра масс за счет перемещения кресел космонавтов и перекачки рабочего тела системы реактивной стабилизации и управления по крену в дополнительные емкости в верхней части СА. Можно было бы пойти на штатный спуск СА с орбиты при а > 30, но это приводило к существенному увеличению веса теплозащиты верхней обдуваемой части СА. На аварийных траекториях более крутых и с меньшей скоростью входа в атмосферу, тепловые потоки были ниже и не требовали большую дополнительную теплозащиту в верхней части СА.

Как-то КП пришел к нам посмотреть наши разработки по "фаре" с перебалансировкой и спросил: "А нельзя ли придумать что-то такое оригинальное?" В результате была "придумана" асимметричная форма СА, у которой донная часть всегда была в "аэродинамической тени" на обоих балансировочных режимах.

Другой вопрос, который стоял перед нами: как обеспечить "выворачивание" СА при неориентированном входе в атмосферу, включая вход кормовой частью при а= 180 ".Для "шарика" "Востока" этот вопрос решался обеспечением передней центровки примерно в 0,1 его диаметра.

В нашем случае СА ("фара" с полусферой в кормовой части) центр давления при а =180" "ложился" на лобовое днище аппарата, за который "загнать" вперед центр масс принципиально невозможно.

Задачу "выворачивания" решал вариант с открывающимся щитком. Более интересным был вариант с оперением в кормовой части - тристабилизатора, которые при нормальном (ориентированном) спуске были в аэродинамической тени, а при углах атаки близких а >180" (а также на всех других) обеспечивали "выворачивание", СА в нормальное положение.

Кроме существенного снижения перегрузок, при спуске в атмосфере аэродинамическим качеством позволяли осуществлять маневрирование по дальности полета и боковому отклонению, за счет управления углом атаки и СА (аэродинамические или реактивные рули).





Вообще странно, что и в крайних проработках капсульных КА идея ассимметричного СА, спускающегося при больших углах атаки, никак не фигурирует - идея-то сравнительно прогрессивная, всё же позволяет снизить перегрузки на спуске.
   2.0.0.82.0.0.8

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Мультик о планирующемся экспериментальном европейском девайсе IXV, Intermediate eXperimental Vehicle (должен быть запущен в 2013 для отработки технологий спуска).

Learn More at Space.com. From Satellites to Stars, NASA information, Astronomy, the Sun and the Planets, we have your information here.

Space.com provides information on everything Space - satellites, stars, astronomy, the Sun, planets, NASA and more. // www.space.com
 

Аппарат - несущий корпус, дальний родственник раннего варианта "Клипера", посадка на парашюте. Аэродинамическое качество до 0,7, управление на спуске при помощи двух "ласт", и движков.

http://www.flightglobal.com/blogs/hyperbola/IXV statusW445.JPG [not image]

Презенташка, в к-й упоминается идеологически близкий, но несколько иной аппарат (вернее, несколько):

EXPERT - Re-entry Test-bed
EXPErimental Re-entry Test-bed (EXPERT): undertaken in 2003,
final development has been approved in 2008; launch planned in 2010
to gather reliable set of ATD re-entry data
It is what is called an "intermediate experimental" demonstrator that is used primarily to test hypersonic aerodynamics, hot structures and thermal protection.
Similarly, Expert is an in-flight aerothermodynamic research programme.
It is not meant to be a concept for a space transportation system or vehicle design.
Its function is to help scientists and engineers test and gather hypersonic data to use in their aerothermodynamics design tools.
The development of improved aerothermodynamics will be critical in future launcher and re-entry programmes.
 



А это уже испытанный европейцами существенно более простой демонстратор:
http://www.flightglobal.com/blogs/hyperbola/ESA ARD capsuleW445.jpg [not image]
This artist's impression shows ESA's 2,800kg (6,100lb), 2.8m (9.18ft)-diameter Atmospheric Reentry Demonstrator (ARD) capsule in orbit. With 200 onboard sensors ARD was launched on 21 October 1998 by an Ariane 5 into a 830km (515miles) apogee suborbital trajectory and splashed down in the Pacific ocean after its 100min flight
 
   2.0.0.82.0.0.8

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
В зверинце недавно обсуждалась шаттловская посадочная "змейка". Утверждается вроде бы, что делает он её по тепловым соображениям, хотя я пока этот вопрос не уяснил, и на первый взгляд, по мне, как раз с тепловой точки зрения манёвр выглядит более чем странным. В общем, еще копать есть куда.

Вопрос - кто в курсе, делал ли (должен ли был делать) змейку "Буран"? На Буран.ру чёткого ответа не нашёл - в разделе об алгоритмах спуска и посадке собственно этап торможения в разреженных слоях описан достаточно скупо, в т.ч. профиля полёта нет (нет подробной схемы профиля, какая приводится для спуска шаттлов - с зависимостью о времени угла атаки, высоты, скорости, и др. - даётся лишь график зависимости угла атаки от М). Однако по косвенным признакам - вроде как не делает. По крайней мере, в мало-мальски явном виде соотв. манёвр не упоминается.

А если верить этой картинке:

то максимальные температуры на поверхности Бурана, грубо говоря, чуть не на 100 градусов ниже, чем на аналогичных участках шаттла.
И это при очччень близких массогабаритных характеристиках. Почему так?
У меня только два варианта: либо для Бурана картинка даётся для минимальной посадочной массы, а для шаттла - для максимальной (что, ИМХО, странно и сомнительно), либо разница как раз-таки из-за шаттловской змейки. Такое возникает подозрение.
Однако же суммарное время спуска от входа в атмосферу до посадки практически одинаково, порядка 30 минут... Но это суммарное - собственно время торможения сравнить труднее, по Бурану цифры не нашёл пока. Если бы для Бурана была картинка профиля вроде этой:
Прикреплённые файлы:
 
   2.0.0.82.0.0.8
+
-
edit
 

Mathieus

втянувшийся

Fakir> Вопрос - кто в курсе, делал ли (должен ли был делать) змейку "Буран"? На Буран.ру чёткого ответа не нашёл - в разделе об алгоритмах спуска и посадке собственно этап торможения в разреженных слоях описан достаточно скупо, в т.ч. профиля полёта нет (нет подробной схемы профиля, какая приводится для спуска шаттлов - с зависимостью о времени угла атаки, высоты, скорости, и др. - даётся лишь график зависимости угла атаки от М). Однако по косвенным признакам - вроде как не делает. По крайней мере, в мало-мальски явном виде соотв. манёвр не упоминается.
Читайте последний номер НК:
В процессе снижения для рассеивания кинетической энергии "Буран" за счет программного изменения крена выполнил протяженную S-образную "змейку"*, одновременно реализуя боковой маневр в 570 км влево от плоскости орбиты. При перекладке максимальная величина крена достигала 104° влево и 102° вправо.
....
На участке аэродинамического торможения датчики в нососовй части фюзеляжа зарегистрировали температуру 907°С, на носках крыла 924°С. Максимальные расчетные температуры нагрева не были достигнуты из-за меньшего запаса запасенной кинетической энергии (стартовая масса корабля в первом полете была 79.4 т при расчетной 105 т) и меньшей интенсивности торможения (величина реализованного бокового маневра в первом полете была в три раза меньше максимально возможных 1700 км). Тем не менее бортовая телекамера зафиксировала попадание на лобовое остекление ошметков теплозащиты в виде клякс, которые затем в течении нескольких десятков секунд полностью выгорали и уносились воздушным потоком.Это были "брызги" от выгорающего лакокрасочного покрытия теплозащитного покрытия (ТЗП), попадающие на лобовые стекла из-за снижения угла атаки по мере спуска в атмосфере: после падения скорости до M=12 угол атаки начал плавно уменьшаться до α=20° при M=4.1 и α=10° при M=2
______________________________
  • Такая траектория спуска получила название "затемпературная модель входа"
 
   6.06.0

ED

старожил
★★★☆
"При перекладке максимальная величина крена достигала 104° влево и 102° вправо".

Он что, "вверх тормашками" переворачивался?
   6.06.0

Mathieus

втянувшийся

ED> Он что, "вверх тормашками" переворачивался?
Ну не вверх тормашками, он просто вставал на ребро с небольшим завалом на спину. В упомянутой статье написано, что в такие моменты по кабине сыпался всякий мусор.
   6.06.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Так. Значит, выяснилось пока, что в единственном полёте Бурана змейка-таки имела место. А вот была ли она непременным условием спуска? Делалась ли именно из тепловых соображений? (в смысле, "чисто тепловых", а не дальность/боковой манёвр + тепловые ограничения) Битым словом не говорится...
И разность температур на картинках - она что, из-за того, что температуры Бурана даны не для расчётного предельного случая, а для единственного полёта с недогрузом? Но из текста следует, что согласно датчикам, для полёта с недогрузом температурные условия были вообще курортными...
   2.0.0.82.0.0.8

ED

старожил
★★★☆
Mathieus> Ну не вверх тормашками, он просто вставал на ребро с небольшим завалом на спину.

Я это и имел в виду. А какой смысл в завале на спину, пусть и небольшом?
   6.06.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Наглядная картинка - параметры баллистического спуска, из книжки Гриффина и Ко "Space Vehicle Design" (Aiaa Education Series, 2004).

Там же говорится, что гиперзвуковое качество у каспсул "Джемини" было 0,2 и оно обеспечивало максимальную перегрузку 5g, что меня несколько удивило.

Кстати, интересно, что уже Оберт отмечал в своей книжке, что максимум перегрузок при баллистическом торможении не зависит от формы, миделя и массы аппарата, а постоянен для одного и того же угла входа в атмосферу, но достигается на разных высотах.
Прикреплённые файлы:
 
   2.0.0.82.0.0.8

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Оттуда же интересная картинка - предполагавшийся профиль спуска "Хотола" (лёгкий крылатый аппарат с малой нагрузкой на площадь).
Прикреплённые файлы:
 
   2.0.0.82.0.0.8
+
-
edit
 

timochka

опытный

Fakir> А если верить этой картинке:
Fakir> http://www.buran.ru/images/jpg/shuter2.jpg
Fakir> то максимальные температуры на поверхности Бурана, грубо говоря, чуть не на 100 градусов ниже, чем на аналогичных участках шаттла.

Мне показалось или нет, что слева градусы Кельвина, а справа Цельсия?
   2.0.0.172.0.0.17
RU Владимир Малюх #16.01.2009 13:02
+
-
edit
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
DE Black Graal #22.01.2009 04:01
+
-
edit
 
Господа, вопрос довольно примитивный и возможно ламерский.

А не поможет ли запас теплоносителя для усиления эффективности теплозащиты?
Теплоноситель, допустим вода, может иметь значительно большую теплоёмкость, чем сами материалы теплозащиты.
   
1 14 15 16 17 18 19 20

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru