Если уже было - сорри
. Музей ОАО "АвтоВАЗ". Взято здесь
ОАО "АВТОВАЗ". Официальный сайт
...Самый большой и популярный экспонат музея - подводная лодка Б-307 (проект 641), участвовавшая в 1998 году в съемках фильма «Особенности национальной рыбалки». Герои картины при помощи подлодки переправляли в Финляндию контрабандную водку. Это самая большая дизельная подлодка в составе ВМФ РФ. Уникальность музейного экземпляра в том, что, в отличие от других подводных лодок, приобретенных музеями, тольяттинскую субмарину транспортировали от Кронштадта до Автограда целиком, не разрезая судно на части. Б-307 была построена на Горьковском судостроительном заводе в 1979 году. Всего таких лодок на вооружении Военно-морского флота РФ было 18. Длина судна – 91 м, высота –14 м, вес – 2 000 т. Б-307 могла находиться в автономном плавании 90 суток. На ней было установлено 32 противолодочные мины и 24 торпеды.
Руководство тольяттинского технического музея еще в 1998 году просило командование Балтийского флота продать какую-нибудь списанную подлодку. Как раз в это время готовилась к списанию Б-307, около 20 лет прослужившая морякам верой и правдой. В 2001 году субмарина была оформлена, как музейный экспонат. Сначала флот хотел просто подарить лодку музею, но этого не позволили сделать федеральные власти: ведь по закону федеральная собственность не может отдаваться даром. Пришлось музею лодку купить, правда, за символическую цену – всего за 768 тыс. рублей. Подводная лодка Б-307 должна была оказаться в Тольятти уже летом 2003 г. Однако, из-за того, что в Баренцевом море при транспортировке К-149 произошла трагедия, в результате которой погибли люди, Министерство ВМФ потребовало, чтобы при транспортировке в Автоград Б-307 были усилены меры безопасности. На это ушло немало времени. Перед перегоном лодку освободили от твердого и жидкого балласта общим весом в 354 т и «посадили» на понтоны. На этих понтонах, прикрепленных к лодке с обеих сторон, два буксира и доставили субмарину в Тольятти. На перегон из Санкт-Петербурга в Автоград ушел месяц.
Будущий экспонат музея пришвартовали в тольяттинском речном порту, а потом отогнали в поселок Приморский, где для Б-307 был специально сооружен причал. Осенью 2004 года субмарину вытащили из воды на сушу, а зимой 2005-го ее по специально расчищенной дороге длинной в 4,5 км доставили в музей. Перед тем, как извлечь субмарину из воды, тольяттинские инженеры специально ездили в Кронштадт, чтобы посмотреть, как поднимают подводные лодки на берег для ремонта. Это очень сложная операция, к которой готовились целый год. До музейной площадки субмарину катили по льду. До появления подводной лодки самым большим экспонатом в техническом музее являлся бомбардировщик ТУ-16. Но, когда установили субмарину, по сравнению с гигантской подлодкой бомбардировщик показался просто игрушкой...