M.Gotovchitz> С опрокидыванием все понятно. А соскальзывать с намеченного пути при каком крене он начнет?
Соскальзывать с наклонной плоскости предмет начинает когда синус угла наклона больше коэффициента трения скольжения. При крене 15º это примерно 0,25. Думаю, что примерно этой величине он и был реально равен, потому что 0,25 – нормальный коэффициент для стали без специальной обработки и смазки (справочники дают 0,15–0,25). А искусственно увеличивать трение выше 0.25 смысла нет – всё равно если не соскользнёт, то упадёт. Опять же, затруднит перетаскивание снарядов лебёдкой.
Чтобы оценить силы, действующие на снаряд в результате бортовой качки, будем считать, что арсеналы находятся где-то в районе центра тяжести и центра плавучести, т.е. болтанки из стороны в сторону нет. Тогда поперечное ускорение, действующее на снаряд равно (м/с²):
a = A²ω²R, где А – амплитуда качки, радианы; R расстояние от снаряда до диаметральной плоскости корабля, м; ω – циклическая частота боротовой качки, 1/c.
Пусть амплитуда качки 15º (A = 0,26 рад), период бортовой качки 12 с (ω = 0,5 1/с), R возьмём 10 м (примерный радиус кольца), тогда получим получим a = 0,2 м/с² = 0.02g. Это примерно эквивалентно наклону 1-2º или уменьшению коэффициента трения скольжения на 0,02.
Надо заметить, что максимум угловой скорости качки достигается в момент, когда корабль переходит через точку равновесия, т.е. при нулевом крене. При максимальном же крене угловая скорость близка к нулю и, соответственно, равно нулю центростремительное ускорение.
То есть можно сказать, что центростремительное ускорение, возникающее за счёт качки, не уменьшает предельного угла 15º, когда снаряды начнуть падать/скользить.
Это сообщение редактировалось 28.04.2009 в 17:14