Собираю материал по боевым службам РКА, МРК в Средиземном и Южно-Китайском морях
Представляю что есть у меня. Прошу помощи в уточнении, дополнении.
41 БрРКА Черноморского флота
Впервые командование КЧФ на основе опыта использования ракетных катеров на флоте задумалось о расширении операционной зоны их боевого применения в 1969 году. На этот год одной из задач 41 БрРКА ставится: - готовить ракетные катера к длительному базированию и несению боевой службы в отдаленных районах. К выполнению этой задачи командование и штаб готовились долго и кропотливо. В ходе боевой подготовки основной упор делался на отработку организации несения боевой службы ракетными катерами в Средиземном море и участия их в первом ударе по АУГ с началом боевых действий во взаимодействии с ракетными кораблями находящимися на БС. С этой целью был проведён штурманский поход командного состава РКА и 349 ДРКА в Средиземное море на ПРТБ-33, командир кап 2 ранга Шмарыга К.Г., совместные тренировки с кораблями 150 БрКА со средствами связи, совместные учения, завершающим этапом подготовки стала совместная ракетная стрельба РКА с РКР «Грозный». В результате сложной и напряженной подготовки бригада подготовлена к слежению и нанесению ракетных ударов по АУГ противника совместно с ракетными кораблями и МРА флота. Подготовка к несению боевых служб РКА в Средиземном море продолжалась и в 1970 г. В августе ПРТБ-33 выходит в Средиземное море для изучения условий базирования РКА в Мерса-Матрухе, Египет. ПМТО Мерса-Матрух начали создавать в 1968 году, гавань оборудовали 5-ю плавпричалами, подвели электропитание. В 70-м году обстановка была спокойной, база уже функционировала. Обследовав условия стоянки, командир ПРТБ-33 кап 2 ранга Шмарыга К.Г. доложил о готовности базы к стоянки катеров с определенными ограничениями. В августе 1972 года РКА «Р-83» командир кап 3 ранга Школин Н.К. «Р-84» командир кап 3 ранга Мазин И.Н. командир КУГ, командир 349 ДРКА кап 2 ранга Гуревич В.М. и ПРТБ-13 командир кап 2 ранга Красниченко В.П. вышли из Севастополя для выполнения задач боевой службы в Средиземном море. НАЧАЛАСЬ ЭРА БОЕВЫХ СЛУЖБ кораблями 41 БрРКА. В ходе выполнения задач боевой службы проведено учение «Нанесение ракетного удара тактической группы катеров по АУГ по данным наведения с КП 5 ОПЭСК» Силы фактические на театре АВУ «Д. Кенеди», КР УРО «Лител Рок», ФР УРО «Келш». Деловой заход в порт Мерса-Матрух, Египет, порт Тартус САР. Катерами пройдено 3056 миль. 25 апреля 1973 г под руководством командира 41 БрРКА проведён контрольный выход в море РКА «Р-84», «Р-169» и ПРТБ-13 для проверки готовности к выходу на боевую службу в Средиземное море. Проведены учения по буксировки катеров и организации ППДО на рейде. Вывод катера готовы к выполнению задач боевой службы.
11 мая 1973 г РКА года КУГ РКА проекта «205», командир КУГ командир 349 ДнРКА кап 2 ранга Гуревич В.М., «Р-83» командир кап 3 ранга Школин Н.К.на буксире у «МБ-123» и «Р-84» командир кап 3 ранга Мазин И.Н. на буксире у «ПРТБ-13» командир кап 2 ранга Красниченко В.П. вышли из Севастополя для решения задач боевой службы в Средиземное море. В период выполнения задач боевой службы было проведено тактическое учение «Нанесение ракетного удара ТГ РКА по 503 оперативному соединению из положения слежения» силы обозначения фактически находящиеся на театре, АВУ «Индепенденс» ЭМ УРО «Ричард Е. Берк», СКР «Вриленд». Катерами пройдено 2362 мили. Базирование в порту Мерса-Матрух Египет. С боевой службы отозваны в связи с готовившейся встречей президента США Д. Бушем и генеральным секретарём ЦК КПСС Л.И. Брежневым во Владивостоке.
30 октября 1973 года КУГ МРК «Гроза» командир кап 3 ранга Данильченко В.Н. «Бриз» командир кап 3 ранга Завьялов Б.И. командир КУГ кап 2 ранга Пруцков Д.Г. ПРТБ-13 командир кап 2 ранга Красниченко В.П. вышли в Средиземное море для решения задач боевой службы. Во время решения задач 9-11 октября было проведено учение «Нанесение ракетного удара ТГ МРК по АУГ из положения слежения по данным собственных средств» силы обозначения фактические на театре АВУ «Д. Кеннеди» ЭМ УРО «Конингхем», «Ричард Е. Берд », СКР «Вриленд», «Ван Вуркс». Деловой заход в порт Тартус САР.Кораблями пройдено 2700 миль
1 ноября 1974 года КУГ МРК «Бриз» командир кап-л-т Гайтов Ц.Б. «Вихрь» камандир кап-л-т Ивантеев Д.Ф. командир КУГ кап 2 ранга Пруцков Д.Г. и ПРТБ-33 командир кап 2 ранга Шмарыга К.Г. вышли на боевую службу в Средиземное море. При выполнении задач осуществляли слежение оружием за КР УРО «Литтел Рок » и провели учение по нанесению ракетного удара по АВУ «Форрестол» и КРА УРО «Лонг бич». Деловой заход в порт Тартус САР. Вернулись в базу 17 ноября. Кораблями пройдено 2040 миль.
3 июня 1975 года на боевую службу в Средиземное море вышел КУГ МРК «Гром» командир кап 3 ранга Бондаренко А.И. «Зарница» командир кап 3 ранга Парыгин А.Н, командир КУГ кап 2 ранга Пруцков Д.Г. и ПРТБ-33 камандир кап 2 ранга Мекеров Ю.И. Задачи на БС типовые 1. Быть готовым к слежению за АУГ ВМС США и стран НАТО находясь в готовности к их уничтожении с началом боевых действий. 2. Обеспечить безопасность плавания советских торговых и промысловых судов. 3. Быть готовым к деловым заходам в иностранные порты.
11 июля КУГу поставлена задача осуществить разведку, слежение и нанесение условного ракетного удара по АВУ «Форрестол» с проходом им меридиана 22 градуса. Задача успешно решена 12 июля. С 19 по 24 июля корабли осуществили деловой заход в порт Тартус САР. Возвратились в базу 8 августа. Кораблями пройдено 4100 миль.
2 июня 1976 года на боевую службу в Средиземное море вышел КУГ МРК «Гроза» командир кап-л-т Гречухин М.Д., «Зарница» командир кап 3 ранга Парыгин А.Н., командир КУГ кап 2 ранга Пруцков Д.Г. и ПРТБ-13 командир кап 2 ранга Красниченко В.П. С 19 июня осуществляли слежение оружием за АВУ «Америка».КР УРО «Ярнел», ФР «Водж» в районе 100 миль юго-восточнее острова Крит в течении 3-х суток. Участие в учениях «Крым-76». Деловой заход в порт Тартус на рейде острова Руад. Возвращение в базу 12 июля. Кораблями пройдено 5880 миль.
25 июня 1977 года КУГ МРК «Бриз» командир кап 3 ранга Гайтов Ц.Б. «Зарница» камандир кап 3 ранга Парыгин А.Н., командир КУГ кап 2 ранга Пруцков Д.Г. и ПРТБ-13 командир кап 2 ранга Красниченко В.П. вышли на боевую службу в Средиземное море. При решении задач Б.С. проведено опытовое учение по погрузки КР «П-120» с военного транспорта «Вилюй» в 52 точки залива Мерса-Матрух МРК «Бриз» и «Зарница» загрузили по одной КР. Южнее острова Крит корабли загрузили от ПРТБ-13 находящейся в дрейфе, по 2 ЗУР 9м33. В течении 2 суток МРК «Зарница» выполнял задачу КВНП, а МРК «Бриз» задачу слежения оружием за АВУ «Америка», КРА УРО «Лонг бич» и кораблём комплексного снабжения ВМС США в 100 милях севернее Бейрута, Ливия. Деловой заход в порт Тартус САР, Возвращение в базу 1 августа. Кораблями пройдено 6796 миль.
17 июня 1978 г КУГ МРК «Бриз» командир кап-л-т Харлов В.В., «Гром» командир кап 3 ранга Бондаренко А.И. командир КУГ кап 2 ранга Пруцков Д.Г. и ПРТБ-33 командир кап 3 ранга Гайтов Ц.Б. вышли на боевую службу в Средиземное море. Выполняли задачу слежения оружием за АВУ «Кити хок ». 22-27 июня МРК «Бриз» в составе группы кораблей РКР «Адмирал Головко», БПК «Очаков» совершили официальный визит в порт Латакия, САР. МРК «Гром» деловой заход в порт Тартус. 8 августа возвращение в базу. Кораблями пройдено 3560 миль.
23 июля 1979 года КУГ МРК «Бриз» командир кап-л-т Харлов В.В. «Гром» камандир кап 3 ранга Бондаренко А.И. командир КУГ кап 2 ранга Пруцков Д.Г. и ПРТБ-33 командир кап 2 ранга Гайтов Ц.Б. вышли на боевую службу в Средиземное море. В ходе боевой службы осуществляли длительное слежение оружием АУГ АВУ «Форрестол» КР УРО «Ярнел», ФР УРО «Келш» 3 сентября в базу. Кораблями пройдено 3450 миль.
19 сентября 1980 г КУГ МРК «Бриз» командир кап-л-т Яворин В. К. «Зыбь» командир кап 3 ранга Кривцунов В.Д. командир КУГ кап 3 ранга Гречухин М.Д. и ПРТБ -13 командир кап 2 ранга Балюков. вышли на боевую службу в Средиземное море.В ходе учения «Уничтожение АУГ силами 5 ОПЭСК во взаимодествии с МРА флота» осуществляли слежение оружием за АУГ АВУ «Америка», КР УРО «Литл Рок», ФР УРО «Водж», корабль комплексного снабжения ВМС США, с последующим нанесением условного ракетного удара. Деловой заход в порт Тартус САР. 20 октября возвращение в базу. Кораблями пройдено 3780 миль.
1981 год МРК «Зыбь» командир кап 3 ранга Кривцунов В.Д. МРК «Зарница» командир кап 3 ранга Гусейнов Ф.С и ПРТБ-13 командир кап 2 ранга Балюков. 15 июля вышли на БС. Командир КУГ кап 2 ранга Гречухин М.Д.
МРК «Бриз» командир кап 3 ранга Яворин В.К. вышел на БС для усиления в связи с обострившейся обстановкой в Ливане 15 августа. Корабли осуществляли слежение оружием за АУГ АВУ «Интерпрайз» КРА УРО «Лонг бич» в последующем за ТДК «Гвадалканал» южнее острова Кипр. МРК «Зыбь», Зарница» деловой заход в порт Тартус, САР. МРК возвратились 2 сентября, ПРТБ 15 сентября.
1982 год КУГ МРК «Буря» командир кап 3 ранга Понаморёв В.А «Гром» командир кап-л-т Бордзицкий В.В. командир КУГ кап 2 ранга Бондаренко А.И. и ПРТБ-33 командир кап 2 ранга Гайтов Ц.Б. 15 апреля вышли на БС. Корабли в базу 16 июня ПРТБ 31 декабря. 1982 г
1983 год КУГ МРК «Комсомолец Мордовии» командир кап 3 ранга Кривцунов В.Д. «Бриз» командир кап 3 ранга Яворин В.К «Зарница» командир кап 3 ранга Михайлов В.С. командир КУГ кап 2 ранга Сиденко В.В. и ПРТБ-33 командир кап 2 ранга Гайтов Ц.Б. с 25 мая по 5 августа несли БС.
ПРТБ-13 командир кап 2 ранга Балюков. выполняла задачи БС с 14 января по 27 мая 1983 г
КУГ МРК «Комсомолец Мордовии» командир кап 3 ранга Кривцунов В.Д. «Бриз» командир кап 3 ранга Яворин В.К командир КУГ кап 3 ранга Харлов В.В. и ПРТБ-33 командир кап 2 ранга Гайтов Ц.Б. Выполняли задачи боевой службы с 20 ноября 1983 г по 20 февраля 1984 г МРК «Бриз» вернулся в базу 5 января из-за обрыва лопасти среднего винта.
1984 год КУГ МРК «Зарница» командир кап 3 ранга Еранский А.Н. «Комсомолец Мордовии» командир кап 3 ранга Кривцунов В.Д. Командир КУГ кап 2 ранга Седенко В.В и ПРТБ-33 командир кап 2 ранга Гайтов Ц.Б. выполняли задачи БС с 15 мая по 15 июня . В период с 27 мая по 29 мая ТГ МРК в составе КУГ-2 принимала участие в оперативно-тактическом учении 5 ОПЭСК «Уничтожение АМГ противника ОС РУС во взаимодействии с МРА флота»
С 31 декабря 1985 по 22 июля 1986 года ПРТБ-33 командир кап 2 ранга Гайтов Ц.Б, в связи назначением командиром на ККС «Беризина» заменён в ходе боевой службы кап 2 ранга Головановым Б.К. выполняла задачи боевой службы в Средиземном море. Деловой заход в порт Тартус, Латакию, САР. С 5 декабря 1986 по 17 июля 1987 г ПРТБ-13 командир кап 2 ранга Балюков выполняла задачи боевой службы в Средиземном море. Деловой заход в порт Тартус, САР.
1989 год ПРТБ-13 командир кап 2 ранга Понамарёв В.А. с 4 января по 15 апреля. и ПРТБ-33 командир кап 2 ранга Голованов Б.К.с 1 июня по 27 ноября выполняли задачи боевой службы в Средиземном море . Деловой заход обе осуществляли в порт Тартус, САР.
1990 год ПРТБ-33 командир кап 2 ранга Бондаренко В.И. с 1 августа по 30 августа поход в порт Тартус.
Задачи на боевую службу ПРТБ после прекращения боевых служб РКА, МРК в 1984 году, были типовыми, доставка боезапаса для кораблей и ПЛ, доставка экипажей подводных лодок на замену, доставка молодого пополнения на корабли и суда в Средиземном море, доставка военных грузов, доставка и пополнение запасов продовольствия, в основном подводным лодкам.
165 БрРКА ТОФ
Историю начала боевых служб в Южно-Китайском море ПМТО Камрань165 БрРКА ТОФ, В 1984 г положил МРК «Муссон» командир кап 3 ранга Филиппов В.В. В этом же году 22 июня в Камрань прибыл МРК «Бриз», командир кап 3 ранга Яворин В.К. совершающий переход из Севастополя во Владивосток, преданный из 41 БрРКА ЧФ в 165 БрРКА ТОФ, и задержался там до 6 мая 1985 г. На ЧФ МРК «Бриз» был известный ходок на боевые службы в Средиземное море,отнёс он их в количестве восьми, во время последней службы с 21 ноября 1983 на 1984 год у корабля оторвалась лопасть среднего винта. ГК ВМФ адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков приказал провести опытовое учение по восстановлению боевой готовности корабля боевой службы и 5 января 1984 г МРК «Бриз» прибыл в Севастополь. На всё отводилось 10 суток, разгрузка, доковый ремонт, загрузка, выход на БС. Командование дивизиона, корабля с поставленной задачей справилось и 16 января он был готов к выходу. Выход отменили, пришла директива ГШ ВМФ подготовить его к передачи на ТОФ и несении боевой службы в ПМТО Камрань. С этой задачей то же справились, передали его в Севастополе комиссии 165 БрРКА под руководством кап 3 ранга Белого и 3 марта 1984 г корабль начал переход под буксиром на ТОФ, через Суэцкий канал. По прибытию в Камрань вошёл в состав 119 БрНК 17 ОПЭСК.
С мая 1985 г по май 1986 г боевую службу в ПМТО Камрань несут МРК «Циклон» 165 БрРКА ТОФ, командир кап 3 ранга Чернов С.А. и МРК «Тайфун» 89 БрРКА КВФ ТОФ, командир кап 3 ранга Кузьмин А.П
В апреле 1986 г к ним на смену приходит МРК «Смерч» 165 БрРКА ТОФ, командир кап-л-т Калашников М.З и выполняет задачи боевой службы до июля 1987 года.
10 мая 1987 г на смену МРК «Смерч» в Камрань приходит МРК «Бриз» 165 БрРКА ТОФ командир кап 3 ранга Гребенник Ю.С. и выполняет задачи боевой службы до 20 мая 1988 г.
В дальнейшем МРК боевые службы в Камрани не несли так как все были преданы в 89 БрРКА КВФ ТОФ на Камчатку.
НО! Но эстафету боевых служб 165 БрРКА ТОФ подхватывают РКА проекта 1241.1 «Молния». Поступившие на флот на замену РКА проекта 205 всех модификаций, РКА пр 1241.1 обладали мощными боевыми возможностями, а самое главное имели прекрасные условия обитаемости личного состава, что позволяло им длительное время находится в отрыве от основного соединения.
Первой ласточкой был РКА «Р-45» командир кап-л-т Ишмуратов Ф.М. задачи боевой службы выполнял 1988 -1989 годах Его меняет РКА «Р-83» командир кап-л-т Кожунов Е.П. выполнял задачи БС в Камрани 1989-1990 г
В 1990 г на боевую службу в Камрань уходит РКА «Р-76» командир кап-л-т Витко А.В.
Выполняет задачи по 1991 г
В 1991 г выполнять задачи БС в Камрань выходит РКА «Р-261» командир кап –л-т Заолесский А.А. задачи выполнял по 1992 г в течении 8 месяцев