Виктор40>> "Парус" будет петлять "восьмёркой" и в этой системе координат, но это пока несущественно.
S.I.> ИМХО, это самое главное. При поперечном движении на крыле (парусе) возникает подъёмная сила.
Извиняюсь за долгую "минуту молчания".
Раз мы с Вами согласились с адекватностью физической модели движения по ветру (в которой буксируемое тело: дирижабль, кайтингист и др. - как минимум покоится в начале системы координат, связанной с воздухом, а буксирующий парус/крыло выделывает кренделя с подветренной стороны), то дальше всё кажется довольно очевидным.
Ведь у крыла этого есть сопротивление, для преодоления которого должна быть и соответствующая сила тяги.
Тяга к крылу передаётся только через трос - стало быть, равнодействующая этой "силы тяги" и полной аэродинамической силы крыла должна иметь горизонтальную составляющую, направленную ВПЕРЁД по движению крыла. Притом иметь эту составляющую ВСЕГДА - иначе крыло тут же потеряет воздушную скорость, а вместе с ней и подъёмную силу, а значит, и "тягу" троса.
Вспомним, что всё это происходит в условиях ШТИЛЯ, царящего в нашей системе координат, где движется лишь само крыло - никакого "встречного ветра" в ней нет.
Поэтому никакой другой возможности создать нужную горизонтальную составляющую равнодействующей силы, кроме как закрепить крыло под отрицательным углом атаки к вектору тангенциальной скорости, вроде бы, не видно.
Даже при аэродинамическом качестве крыла в 100 единиц это означает угол атаки в -2*arctg 0,01 = -1,15 градуса, и шансов получить сколько-нибудь заметную подъёмную силу при этом я не вижу (если она тут вообще возможна).
Хуже того, не вижу вообще и источника энергии, которая тратится на преодоление сопротивления воздуха, ПОКОЯЩЕГОСЯ в нашей системе координат.
Здесь, кстати, есть хоть малейшая надежда на то, чтобы сделать кренделя, выписываемые крылом, не бессмысленными.
Если периодически подтягивать крыло к началу координат, разгоняя его (угол атаки ведь отрицательный!), а потом увеличивать угол атаки, позволяя крылу удалиться, то возникнет аналог машущего полёта. Который может, в принципе, обеспечивать и тягу, и подъёмную силу даже и в штиль.
Вопрос, конечно, стоит ли овчинка выделки и не лучше ли потратить энергию привычным способом - но это сейчас не предмет нашего обсуждения.
Возвращаясь к собственно буксировке по ветру, мы, вроде бы, вынуждены признать, что пассивная (без затрат энергии на преодоление сопротивления воздуха) буксировка с путевой скоростью, превышающей скорость ветра, тут невозможна.
Вот для упомянутого мною проекта беспилотных грузовых дирижаблей - пользу детишки уже сыскали.
У них была проблема ограниченности маневра шаттлов-монгольфьеров в направлении поперёк ветра (вдоль ветра - можно эффективно маневрировать, ускоряя или замедляя скорость снижения).
Теперь при старте с борта эту проблему можно решать, оставляя в струйном течении крыло типа кайта, которое будет прекрасно тянуть спускающийся монгольфьер именно поперёк струи.
Разумеется, всё это детские фантазии - но как знать, чем это окажется лет через 20, когда дети вырастут.
С уважением