Реклама Google — средство выживания форумов :)
Сейчас есть два основных режима ориентации МКС.
В одном режиме МКС действительно как Луна повернута одной стороной к Земле - оси МКС имеют примерно постоянное расположение относительно нормали к плоскости орбиты и направлению на центр Земли, но, для уменьшения затрат топлива на компенсацию накапливающегося кинетического момента американских гиродинов, МКС совершает некоторые небольшие колебания, пытаясь достичь положения в котором возмущающие моменты в среднем компенсируют друг друга.
Во втором режиме оси МКС занимают примерное постоянное расположение относительно нормали к плоскости орбиты и проекции вектора направления на Солнце на орбитальную плоскость, тоже с колебаниями и по той же самой причине.
Первый режим используется, когда угол между Солнцем и плоскостью орбиты маленький, второй - когда этот угол большой. После завершения полной сборки МКС основным режимом для всех углов между Солнцем и плоскостью орбиты будет первый режим. Еще МКС иногда недолго летает в других режимах ориентации.
Ориентация и стабилизация МКС
Режим орбитальной ориентации (режим ОСК или LVLH)
Орбитальная система координат определяется следующим образом:
– ось Y направлена по радиус-вектору, соединяющему центр геоида с центром масс МКС;
– ось X лежит в плоскости орбиты и направлена по вектору скорости МКС;
– ось Z образует с осями X и Y правую систему координат.
Режим равновесной ориентации (режим РОСК или TEA).
Ориентация осей равновесной системы координат выбирается таким образом, чтобы при полете МКС в этой системе координат интегральная величина возмущающего момента за виток была минимальной.
Максимальные угловые отклонения этой системы координат относительно ОСК по каждой из осей в зависимости от конфигурации МКС и баллистической обстановки могут изменяться, но не превышают 150.
Точность стабилизации.
При управлении ориентацией с использованием гиродинов точности стабилизации по углу и угловой скорости не хуже, соответственно:
± 0.2 и ± 0.005 °/с по каждой оси в режимах ОСК;
± 2.5° и ± 0.015 °/с по каждой оси в режиме РОСК.
При управлении ориентацией с использованием двигателей ориентации точности стабилизации по углу и угловой скорости не хуже, соответственно:
± 0.8° и ± 0.02 °/с по каждой оси в режиме ОСК;
± 10° и ±0.02 °/с по каждой оси в режиме РОСК.