14-го и 15-го числа был в пути по Нидерландам. Экскурсия стоила 30 Евро, принимали участие около 40 человек со всех корабельных курсов. Фотографий нет из-за спкцифики посещенных предприятий.
День первый:
Отбывали как-раз в тот день, когда на дорогах начинался снежный хаос. Приехали во Флисинген неподалеку от бельгийской границы с опозданием. Цель - верфь консорциума Damen Scelde Naval Shipyards.
Damen Schelde Naval Shipbuilding is a naval shipyard that makes optimal use of its know-how and experience from both the military and commercial secto
// www.damennaval.com
Сначала нам читали доклад о фирме и, в особенности об ихних вертолетоносцах. Потом немного о взрывопрочности и выживаемости фрегатов и пр. Показали несколько интересных клипов, к которым я задал несколько вопросов, как выяснилось позже, не зря.
После этого доклада я не смог удержаться и спросил непосредственно причастных приходили ли им официальные запросы насчет вертолетоносцев для России. Ответили, что эта тема у них ни разу не прорабатывалась, но они наблюдают за сделкой по Мистралю. Спросил что они думают о концепции немецкого вертолетоносца-дока от Thyssen Krupp Marine Systems. Ответили, что ихние планы кажутся просто смешными. Типа пусть сначала научатся строить и доведут, наконец, свои фрегаты и пусть менеджмент перестанет вести концерн в могилу. Конкурренции они, в любом случае, ни по фрегатам, ни по корветами, ни по десантникам они с немецкой стороны не боятся.
После доклада пошли в цех, где нам показали два корвета серии Сигма для ВМС Марокко в разных стадиях готовности (заводские номера 614 и 615):
Damen Schelde Naval Shipbuilding is a naval shipyard that makes optimal use of its know-how and experience from both the military and commercial secto
// www.damennaval.com
4 x Caterpillar 3406C TA generator rated at 350 kW each 1 x Caterpillar 3304B emergency generator rated at 105 kW 2 x shaft with Rolls Royce Kamewa 5 bladed CP propeller
Cruising: 18 knots (33 km/h)
Search radar: MW08 3D multibeam surveillance radarIFF: Thales TSB 2525 Mk XA (integrated with MW08)Navigation radar: Sperry Marine BridgeMasterE ARPA radarFire control radar: LIROD Mk 2 tracking radarData Link: LINK Y Mk 2 datalink systemSonar: Thales UMS 4132 Kingklip medium frequency active/passive ASW hull mounted sonarInternal Communications: Thales Communication's Fibre Optical COmmunications Network (FOCON) or EID's ICCS where on-board users have access to internal and/or external communication channels and integrated remote control of communications equipmentSatellite Comms: Nera F seriesNavigation System: Raytheon Anschutz integrated navigation
ECM: Racal Scorpion 2L
2 x 20 mm Denel GI-2 (Licensed copy of GIAT M693/F2) (B position)Anti-air missile: 2 x quad (8) MBDA Mistral TETRAL, forward &…
// Дальше — en.wikipedia.org
После этого поехали на другую верфь группы тоже во Флиссингене. Там поднялись на борт третьего марокканского корвета (заводской 613) у достроечной стенки. Спущен в июле.
Потом, чтобы почувствовать разницу между, скорее ширпотребными сигмами и капитальным дизайном длявнутреннего употребления поднялись на сторожевик OPV P841 Zeeland Нидерландских королевских ВМС. Тоже в достройке, спущен в ноябре. Его систершип стоял в цехе с марокканцами.
The Holland-class offshore patrol vessels are new oceanic patrol vessels for the Royal Netherlands Navy. They are designed to fulfill patrol and intervention tasks against lightly armed opponents, such as pirates and smugglers, but much higher level electronic and radar surveillance roles with great capabilities for military stabilisation and security roles, short of outright war. With no sonar or long range weapons they utilise, the surveillance capabilities of the plug in modular, thales integrated mast which integrates communication systems and two 4 faced phased arrays for air and surface search advanced as those of the combat systems of many USN combatants.
// Дальше — en.wikipedia.org
После этого поехали обратно на первую верфь на банкет. Там, помимо всего прочего, мужичок, который читал доклад о взрывопрочности боевых НК предложил на выбор две темы для бакалаврской работы, так как был под впечатлением от моих знаний в этом деле. Темы называть не буду, но, думаю, всем известна моя "специфика".
Могу только сказать, что после бакалавра я буду, скорее всего, углубляться как прочнист. А чё? Бакалавр в Голландии за счет фирмы? Я не против!
Впечатление от увиденного сильнейшее. Обожаю ходить по "живым" верфям. Особенно, когда речь об особенных кораблях. Думаю побить это впечатление может только предстоящее на следующем семестре посещение лодочных цехов в Киле.
дальше был, вообще, отвал башки. Ночевали мы в молодежном отеле В ЗАМКЕ Домбург. само собой затарились заранее ящиками с пивом и хорошо так отдохнули. в 15 минутах оттуда песчаный пляж за гигантской дамбой (Я думаю высота не менее 10 метров, а ширина основания - несколко сот метров). Ясное небо, прибой, маяки, оффшорные ветряки на горизонте. Давно не было так хорошо на душе. Несмотря на минусовую температуру реально насладился морем.
На следующий день была Экскурсия на ту же верфь где мы поднимались на борт кораблей днем раньше, но в ту ее часть, где строятся люксусные яхты:
Dutch Master shipbuilder since 1918. AMELS is a very successful, global brand leader in yacht building.
// www.amels-holland.com
Она тоже часть группы Damen Schelde.
Снова интересный доклад. Оказывается, верфь заняла лидирующее положение в мире среди мегаяхт среднего класса за счет того, что перестала строить единичные уникальные яхты (Custom yachts), в пользу малых серий (Limited edition). Поначалу конкурренты вертели пальцем у виска, дескать какой богач будет покупать такие яхты, когда у соседа те же яйца - вид сбоку. Но, оказалось, что вопреки ожиданиям спрос взлетел, так как строитъ корпуса начали даже без заказчика, который находился уже позднее. Особенно по душе это пришлось сравнительно молодым российским миллиардерам, которые согласны иметь яхты с потока, но отрываются при этом на внутреннем интерьере и специальных требованиях. Для них главное не иметь уникат, а получить его за 2 года вместо 4 - 5 лет, которые требуются для классической мегаяхты с нуля. С русскими, кстати, работают охотно, как с вполне вменяемыми и не особо трудными клиентами.
Серии сменяются после 8 - 12 произведенных серий и после этого заказатъ старый тип уже невозможно.
Позденнее эту концепцию подобрали немцы Lürssen и Abeking & Rasmussen . Но за это время Амельс этаблировался настолько, что те, скоррее, висят позади.
Ксати, приведенная в соседней ветке концепция Sea Axe это ихнее изобретение и мне очень понравилась, хотя в железе я ее не видел.
Финансовый кризис верфь пережила как-то его даже не особо заметив.
И, кстати! Люксусные тендеры от верфи, на которой Карстен директор, оказывается пользуются очень хорошей репутацией и известностью. в любом случае, Meyer-Yachtwerft им была известна хорошо.
В цеху можно было посмотреть (только снаружи, понятное дело) на три яхты серии 177 разной степени готовности. Одна из них уже в воде.