«Как оно устроено»: реверс

 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
LT Bredonosec #26.12.2009 02:14
+
+2
-
edit
 

Translating Sleeve Reverse Thrust on Boeing 787 Dreamliner. Part 1.

Предисловие Благодаря отличному поводу в виде выкатки новой модели Boeing 787 Dreamliner и информационной поддержке нашего батьки Нестора hectop, у ряда товарищей давеча… // kirill-guevara.livejournal.com
 

мужик, работающий над системами реверса&nbsp[показать]
, выложил несколько описаний с картинками :)
Думаю, поскольку не каждый здесь связан с авиацией, будет полезно поглядеть.
А кто связан - интересно поглядеть, как он устроен на конкретно 787 :)

Благодаря отличному поводу в виде выкатки новой модели Boeing 787 Dreamliner и информационной поддержке нашего батьки Нестора , у ряда товарищей давеча возникло желание поближе узнать что такое Reverse Thrust Translating Sleeve в общем и на Мечтолёте B-787 в частности. Понимаю, что ЖЖ могут читать совершенно разные люди с очень разным уровнем информированности и сфер интересов, поэтому ответ разобью на три части.
Для тех, кто «в теме», Translating Sleeve — это задняя часть мотогондолы с элементами реверса.
Для новичков и тех, кому интереснее знать подробнее, постараюсь описать попроще. Если будет что-то не понятно – спрашивайте, а если написано слишком наивно, то не судите строго.Ну а для тех, кому не надо рассказывать про самолёт, но достаточно рассказать про реверс, можно просто прочесть заключительную часть моего опуса.

Часть 2. Что такое реверс?
Часть 3. Как действует реверс?
Часть 4. Как устроен реверс?
 


Что такое реверс?
Посадочная скорость современных лайнеров составляет около 200-240 км/ч, что конечно гораздо ниже крейсерской скорости, но все же довольно много для многотонных машин. На такой скорости еще эффективны аэродинамические рули управления и еще очень малоэффективны наземные средства контроля движения. При резко включеннном тормозе на такой скорости самолет не затормозит, а попросту «разуется» - разорвет покрышки колес шасси.


Такая ситуация весьма опасна для потери контроля положения самолета, что грозит фатальными последствиями (сход самолета с полосы, повреждение топливных баков, и т.д.). Для того, чтобы этого не произошло, на скоростях до 150-180 км/ч используются аэродинамические средства снижения скорости. Все они либо повышают лобовое сопротивление самолёта (посадочные щитки, аэродинамические тормоза, тормозные парашюты), либо создают обратную реактивную тягу (реверс двигателей), либо комбинируют эти средства.



В данном случае мы говорим о разработке реверса для самолета Boeing 787 Dreamliner.
Реверс — это система, позволяющая двигателям создавать обратную реактивную тягу, для торможения самолета во время пробега по полосе.

Translating Sleeve Reverse Thrust on Boeing 787 Dreamliner. Part 3.

Как действует реверс?
В 60-70-е гг. реверс чаще всего конструировался как задняя часть мотогондолы, в виде двух «ковшей», попросту перекрывающих путь реактивной струе двигателя и направляющую ее в обратном направлении. Подобный реверс применялся в проектировании самолётов вплоть до 70-х (Фоккер-100, B737-200,Ту-154 и Ан-72/74). Очевидный плюс – простота конструкции. Минус – необходимость разработки «температуронагруженных» конструкций, дополнительной защиты смежных элементов (обшивок крыла или фюзеляжа).


В 80-е в связи с появлением большого количества двигателей с высокой степенью двухконтурности, такое конструктивное решение окончательно потеряло свою привлекательность. Новая концепция реверса не предполагает перекрытие первого «горячего» контура двигателя. Перекрывается только второй – «холодный» контур. При этом сама система реверса теперь спрятана внутри обтекателя, что существенно понижает вероятность повреждения ее посторонними предметами. Очевидно, что реактивная струя в данном случае работает на реверс не полностью, а только «вторым контуром». Однако, принцип такого реверса заключается не столько в прямом воздействии реактивной струи, сколько в создании перед самолётом своеобразной воздушной подушки, что сильно повышает аэродинамическое сопротивление самолёта и весьма эффективно тормозит самолёт на скоростях до 130 км/ч. Эта подушка хорошо видна на фотографиях посадки самолёта на мокрую полосу. Капли воды, поднятые с бетонки отлично визуализируют этот эффект.




Translating Sleeve Reverse Thrust on Boeing 787 Dreamliner. Part 4.
Как устроен реверс?

[html_a name="cutid1"][/url]
Мотогондола в целом на современных лайнерах состоит из воздухозаборника (Inlet Cowl), обтекателя вентилятора (Fan Cowl), и задней части мотогондолы, где расположен второй контур двигателя (Fan Duct) и непосредственно реверс (Reverse Thrust). Последний, равно как и обтекатель вентилятора состоит из двух половинок, способных раздвигаться для доступа к двигателю при эксплуатационно-ремонтных работах. Под термином Translating Sleeve в данном случае понимается наружный обтекатель второго контура, включающий в себя наружную обшивку и наружную обшивку второго контура двигателя (Outer Cowl, Outer Duct).[/p]

Непосредственно реверс представлен ковшами или лепестками, перекрывающими второй контур двигателя (Fan Duct). При этом, конструктивно реверс может быть представлен несколькими «ковшами» (как на А-321), которые в убранном положении являются частью второго контура двигателя, а в выпущенном преграждают путь воздушному потоку во втором контуре и направляют его наружу.

Либо реверс может быть реализован в виде лепестков — наподобие диафрагмы в фотоаппарате. При этом наружняя задняя часть мотогондолы (Translating Sleeve) съезжает назад, образовывая щель, через которую струя второго контура выводится наружу. Такая схема реализована на С-17, Ту-334 и Ан-148 и многих других самолётах, включая Дримлайнер.


Непосредственно Translating Sleeve самолёта Boeing 787 Dreamliner выглядит так.
 3.0.83.0.8

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru