Генерал-майор М. ВИЛЬДАНОВ,
профессор Академии военных наук, кандидат военных наук
В период с 1972 по 1991 год военно-по¬литическое руководство США осо¬бое внимание уделяло повышению живучести межконтинентальных балли¬стических ракет (МБР). Это объяснялось принятием на вооружение стратегических ядерных сил СССР ракет с уникальными тактико-техническими характеристиками и боевыми возможностями, обладающих прежде всего высокой готовностью к пуску и точностью поражения объектов контрсилового потенциала Соединенных Штатов. В связи с этим в стратегических наступательных силах было исследовано около 30 способов базирования МБР МХ, «Минитмэн» и «Миджитмэн», в том чис¬ле реализующих концепцию оперативного рассредоточения и маневрирования на зна¬чительной территории1.
Американские специалисты проводили выбор оптимального способа базирования МБР по следующим критериям: оператив¬ность рассредоточения и реагирования на внезапное ракетно-ядерное нападение вероятного противника; обеспечение маневренных возможностей и создание для такого противника неопределенности мест расположения и скрытности ракетных комплексов; значительная автономность функционирования в рассредоточенном боевом порядке; поддержание постоянной готовности к проведению пусков МБР из пунктов постоянной дислокации и заблаго¬временно выбранных стоянок; способность к восстановлению боеспособности после нанесения вероятным противником ракет¬но-ядерных ударов и проведение ответных действий; обеспечение надежной охраны и обороны МБР от возможных наземных и воздушных ударов; состав и содержание конструкторско-технологических решений, обеспечивающих исключение технических рисков; организация устойчивого управ¬ления ракетно-ядерным оружием (РЯО) в пунктах постоянной дислокации и местах стоянок; состав объектов инфраструктуры позиционного района для развертывания и функционирования ракетных комплексов (РК); обеспечение пунктуального выпол¬нения законодательства штатов, на терри¬тории которых могут быть развернуты и осуществлять маневренные действия мо¬бильные РК; возможные сроки и затраты на разработку, развертывание и эксплуатацию мобильных РК; исключение чрезвычайных ситуаций на объектах РЯО; выполнение экологических требований и сохранение окружающей среды; соблюдение дого¬ворных обязательств в области контроля стратегических наступательных воору¬жений. На основе комплексного критерия «эффективность/стоимость» были пред¬ложены железнодорожный и грунтовый способы базирования ракет, соответствен¬но МХ и «Миджитмэн», с дальнейшим развертыванием научно-исследователь¬ских и опытно-конструкторских работг. Отмечалось, что опытный вариант боево¬го железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) проходил полигонные испытания на Западном ракетном полигоне (АвБ Ван-денберг, штат Калифорния) до 1991 года. Ходовые испытания проводились также на железнодорожном полигоне США.
БЖРК включал: типовой локомотив, до пяти стартовых (пусковых) вагонов, вагон (командный пункт) со средствами боевого управления и связи, вагон системы элект¬роснабжения РК, два вагона для личного состава и вагоны обеспечения. В качестве базовой была выбрана ракета МХ, разрабо¬танная для шахтного способа базирования. Она имела высокие тактико-технические характеристики, так как при ее создании использовались оригинальные конструк-торско-технологическис решения, самые последние достижения в области науки и техники и богатый опыт ракетостроения. Так, максимальная дальность стрельбы составляла 10 тыс. км, масса полезной нагрузки - 3 950 кг. Ракета оснащалась разделяющейся головной частью с деся¬тью боевыми блоками индивидуального наведения с районом их разведения плошадью 800 х 200 км. Точность поражения объектов вероятного противника была около 0,3 км.
Оптимальные массогабаритные характе¬ристики ракеты обеспечили создание пускового вагона БЖРК, адаптированного к сети железных дорог США. Его длина достигла почти 30 м, масса - порядка 180 т. С целью уменьшения нагрузки на рельсы пусковой вагон имел восемь колесных пар. Снижение ударных и вибрационных нагрузок достигалось за счет воздушных и пружинных амортизаторов. В отдельной секции пускового вагона размешалось прове¬рочно-пусковое оборудование. Пере¬вод контейнера с ракетой в положение для пуска производился специальным подъемным механизмом. Вагон боевого управления и связи был рассчитан так¬же на размещение различного оборудо¬вания для технического обслуживания БЖРК. Вагоны для личного состава предназначались для обеспечения его жизнедеятельности. Управление локо¬мотивами осуществлялось граждански¬ми поездными бригадами4. Зарубежные специалисты отмечают, что прорабаты¬вался вариант сокращения количества вагонов БЖРК за счет размещения ракеты МХ в специальной самоход¬ной транспортно-пусковой установке (ТПУ). В результате концентрации различного оборудования на ТПУ его длина увеличилась до 50 м, а масса - до 450 т, что оказалось неприемлемой на-грузкой для железнодорожного путевого хозяйства.
Для БЖРК с ТПУ рассматривался вари¬ант развертывания специальной железно¬дорожной сети на территории площадью около 230 тыс. км2 в северо-западных рай¬онах США. Однако выбрать территорию, удовлетворяющую заданным оперативно-техническим требованиям, не представля¬лось возможным из-за наличия участков местности, непригодных для строитель¬ства железных дорог. Кроме того, созда¬ние необходимой инфраструктуры было связано с колоссальными материальными и финансовыми затратами, а также пред¬полагало значительные сроки для произ¬водства работ. В итоге проект данного варианта БЖРК был отклонен.
Большое внимание военно-полити¬ческое руководство уделяло разработке способов боевого применения БЖРК. Так, в условиях мирного времени ракет¬ные поезда должны были нести боевое дежурство в пунктах постоянной дис¬локации, на запасных железнодорожных путях в одном из нескольких тысяч за¬ранее выбранных пунктов стоянок или осуществлять боевое патрулирование. С переводом СНС США с мирного положения на военное предусматри¬валось их оперативное рассредото¬чение на значительной территории. Маршруты рассредоточения, места и сроки нахождения БЖРК на стоянках, их последующие маневры должны были определяться по закону случай¬ных чисел. Перемещения ракетных поездов планировалось осуществлять в сроки, меньшие, чем требовалось вероятному противнику для вскрытия их местонахождения, идентификации и перенацеливания своих ракет.
Пуски МБР МХ предполагалось производить с получением соответ¬ствующих приказов, которые могли по-ступить во время движения ракетного поезда или несения боевого дежурства на одной из стоянок. При этом должны были выполняться следующие опера¬ции: БЖРК следовал к ближайшему пункту стоянки, пусковые вагоны устанавливались на опоры и горизонтировались, открывались пусковые крыши, после чего контейнер с ракетой переводился в вертикальное положение
и осуществлялось ее нацеливание. После предстартовой подготовки предусматрива¬лось осуществлять пуск ракеты.
В случае успешных испытаний военное руководство США планировало принять на вооружение и поставить на боевое де¬журство до 25 ракетных поездов с двумя ракетами МХ в каждом. В качестве пунктов постоянной дислокации БЖРК рассма¬тривались следующие авиабазы: Уоррен (штат Вайоминг), Барксдейл (Луизиана); Литл-Рок (Арканзас), Гранд-Форкс (Се¬верная Дакота), Дайс (Техас) и Фэрчайлд (Вашингтон). Для рассредоточения БЖРК предполагалось задействовать ПО тыс. км существующей железнодорожной сети США после ее дооборудования и нара¬щивания.
В начале 1991 года американское ВПР неожиданно заявило, что автономные и
комплексные испытания основных систем БЖРК успешно завершены, а также создан значительный научно-технический задел, позволяющий оперативно развернуть БЖРК. Одновременно было отмечено много слабых сторон железнодорожного способа базирования ракет МХ.
Так, из-за малой плотности железно¬дорожной сети и низкой интенсивности движения железнодорожных составов общего назначения был сделан вывод о недостаточной скрытности и живучести, а также об уязвимости БЖРК, слабой их защищенности от наземных и воздушных атак вероятного противника и действий диверсионно-разведывательных и терро¬ристических групп. Оказались неразреши¬мыми вопросы согласования маршрутов боевого патрулирования для передвиже¬ния ракетных поездов с администраци¬ями штатов и руководством частных железнодорожных компаний. Кроме того, значительные массогабаритные характе¬ристики БЖРК требовали больших затрат на усиление железнодорожных путей и строительство различных объектов ин¬фраструктуры. Выявилось также негатив-ное отношение населения к возможному перемещению РЯО по территории штатов и потенциальной угрозе нанесения ущерба окружающей среде. В интересах усиления режима секретности признано невозмож¬ным использование поездных бригад и другого обслуживающего персонала из числа гражданских специалистов.
Другие организационно-штатные структуры в интересах организации бое¬вого дежурства и эксплуатации БЖРК не создавались. В результате программа раз¬работки БЖРК была закрыта, что совпало со сроками подписания Договора между СССР и США о сокращении и ограни¬чении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1) от 31 июля 1991 года.
Вместе с тем, по оценкам зарубежных специалистов, изготовление опытного образца БЖРК в штатной комплектации и его комплексные испытания не были завершены, а некоторые конструкторские решения оказались несостоятельными. В дальнейшем это подтвердилось по результатам работы российских инспек-ционных групп на Западном ракетном полигоне и других объектах СНС США. Так, первый испытательный пуск ракеты из железнодорожной ПУ по техническим причинам не состоялся и был заменен бросковым испытанием с использовани¬ем грузомакета. В связи с этим не про¬сматривается решение проблемы отвода
реактивной струи от пускового модуля при запуске маршевого двигателя раке¬ты после ее выброса из контейнера. Это могло бы привести к выводу пускового вагона и железнодорожного участка из строя. Известно, что ракета МХ не имела двигателей заклонения, поскольку разра¬батывалась для шахтного варианта бази¬рования. Определение состава, облика и требований к объектам пунктов посто¬янного базирования ракетных поездов и железнодорожной инфраструктуры было прекращено на стадии эскизного проек¬тирования. Способы боевого патрулиро¬вания с использованием опытного БЖРК на реальной железнодорожной сети не отрабатывались. Не удалось создать высокоточные системы навигационного обеспечения комплекса и прицеливания ракет при подготовке пусков с любых пригодных для этого, в том числе с электрифицированных, участков же¬лезных дорог. Можно предполагать, что способы отвода контактного провода перед подъемом контейнера с ракетой в положение для пуска разработаны не были. Не проводились комплексные ресурсные и транспортные испытания БЖРК в различных условиях с выводом на реальные маршруты боевого патру¬лирования и отработкой учебно-боевых задач. Не решены проблемы создания централизованной системы управления боевым патрулированием БЖРК по железным дорогам, который к тому же имел значительное количество демаски¬рующих признаков.
В целом американский военно-про¬мышленный комплекс оказался неспо¬собным создать БЖРК3. Это однозначно подтверждается положениями Договора СНВ-1 и Меморандума о договоренности об установлении исходных данных в связи с Договором между СССР и США о со¬кращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Так, амери¬канская сторона из всего согласованного перечня объектов БЖРК заявила только ракету МХ, а фотографий пускового вагона (в порядке взаимного обмена с советской стороной) не представила. На заключительном этапе согласования текста Договора СНВ-1 американцы доби¬лись, чтобы основные ограничительные и ликвидационные положения и процедуры в отношении боевых железнодорожных и грунтовых мобильных ракетных ком¬плексов СССР были включены в текст договора и его приложений, что явилось главной причиной ликвидации советских ракетных дивизий БЖРК. ©
Зарубежное военное обозрение 2/2009