Для "мореходок" в первую очередь требовались парусники. Однако до войны в составе советского учебного парусного флота таких парусников было совсем немного — лишь несколько шхун да баркентина "Вега". Кстати, баркентина эта, построенная еще в 1902 году в Лифляндии и поначалу называвшаяся "Таара", успела поплавать и в качестве транспорта, и как учебно-производственное судно, дав путевку в жизнь более чем двум тысячам будущих морских специалистов. Однако в 1941 году это судно погибло.
После войны было решено заказать целую флотилию баркентин и шхун судостроительным верфям города Турку, в Финляндии. И к 1951 году учебный флот нашей страны пополнился 12 деревянными баркентинами и 72 шхунами. Баркентина, переданная Таллинскому мореходному училищу, в память погибшего учебного парусника была названа "Вегой". Это судно и стало впоследствии прототипом всех строящихся ныне баркентин.
Вот лишь несколько основных характеристик таких парусников: водоизмещение 595 т, максимальная длина — 53 м, ширима — 8,9 м, осадка — до 3,5 м. Баркентины, подобные "Веге", несли 14 парусов общей площадью 822 м2. Вспомогательный двигатель в 300 л. с. давал возможность развивать скорость до 7,5 узла.
Баркентины и шхуны строились с расчетом двадцатилетней эксплуатации. Однако многие из них находились в плаваниях по 25 лет и более. Так, послевоенная "Вега" эксплуатировалась 27 лет. Главной причиной долголетия "Веги" оказались ее клееные, особо надежные и прочные набор и рангоут. Это едва ли не самый первый и тем не менее весьма удачный опыт постройки крупного деревянного судна с клееным набором.
Значительное число таких судов несло службу на Балтике. Кроме "Веги", здесь плавали "Сириус" и "Кропоткин" (Ленинград), "Меридианос" (Клайпеда), "Менделеев", "Тропик" и "Капелла" (Рига). На севере обеспечивали практику "Иван Месяцев" и "Ратманов" (Архангельск, Мурманск), на Дальнем Востоке — "Горизонт" (Владивосток), в Азовском море — "Альфа" (Ростов-на-Дону).
Судьба отслуживших срок баркентин и шхун сложилась неодинаково. "Кропоткин" ныне установлен в Севастополе как памятник парусному флоту, "Менделеев" стал неплавающей базой подготовки рядового плавсостава. Ну а "Сириус" превратили в популярный у ленинградцев ресторан "Кронверк". Аналогично переоборудованы шхуны "Кодор" и "Меридианос".