Serge77> Никаких моих личных требований нет, есть общепринятые требования при испытаниях РД. Знать и выполнять эти требования - это твоя первая обязанность, с этого нужно начинать серьёзную работу. И ты же должен быть больше всех в этом заинтересован, хотя бы для того, чтобы начатое дело завершилось успехом, а не могилой или тюрьмой. Кроме того, тебя должно волновать, не пересажают ли всех нас после того, как твой двигатель покалечит людей.
Serge77> Что касается конкретики, я читал на AROCKET, что есть методики расчёта безопасного расстояния от потенциально взрывоопасных изделий. Наверняка такие методики есть и у нас, найди их, ты ведь кажется был на ракетных предприятиях. Или спроси на AROCKET, выложив там последнее видео и посмотри на реакцию людей, которые реально делают ГРД и ЖРД, чтобы ты не думал, что это я такой паникёр.
Serge77> Я методик расчёта не знаю, поэтому рассматриваю металлический двигатель как гранату, и действую соответственно.
Вот выдержки из обсуждения безопасности, некое обобщение.
1) Don't work alone and don't allow ego to get in the way.
2) There should be common understanding of importance of safety, and
all should actively, positively, really agree to consider it important
from the very beginning. This is the safety culture thing.
3) There should additionally be formal procedures, aimed to reduce "go
fever" factor and save from stupid mistakes. Namely, "first plan,
then do as planned; in need to change plans, first stop doing".
4) Additionally there's better (when not too small a group) be a
person with a safety-related title, who:
- makes sure things are done as planned in advance
- is moderately responsible for the safety of operations
- is somewhat motivated not to be a "safety roadblock"
- is going to explain safety topic whenever necessary
5) There should be margins, or better margins for margins, which at first
are mandatory and then, as amateurs are getting more experienced, can be
gradually updated. Instead of being safe, try to be even conservative.
6) There should be standoff distances, like these -
NEW^(1/3) * 300 = distance at which unprotected observers can be.
NEW^(1/3) * 24 = distance at which other ordnance can be.
NEW^(1/3) * 18 = distance at which people in hardened structures (ie,
bunkers) can be.
all distance in feet. These are not a substitute to the real thinking
™ regarding safety.
A shorter version - in order of somewhat decreasing importance:
1) Common sense and no ego regarding safety.
2) Common safety philosophy in the group.
3) Formal procedures.
4) Formal person.
5) Margins in designs.
6) Safe distances.
NEW = Net Explosive Weight, in pounds. Не эквивалент TNT... хотя, похоже, семантически близкая вещь.
По поводу того, что такое NEW:
That looks like the blast pressure wave equation in imperial units. I'm
more used to the metric version, but the form remains the same. From our
worst case analysis of trajectories for FAA AST the debris scattering
distance is roughly four times the pressure wave distance and it is a
natural log function using the same NEW (net equivalent weight) term.
D = 118.56xLn(NEW)-251.87 meters with NEW in kg for propellant masses in
excess of 45.4 kg (100-lbs)
The DoD document gives the TNT equivalent (NEW) for different propellant
combinations; for example our LOX-Ethanol propellants are quoted as 20% ...
1,000 kgs of propellants equals 200 kgs of TNT. However, and it's a big
however, FAA AST adds another degree of conservatism by referencing an RTI
document that factors in the stoichiometric mixing effect of a ground impact
based on the velocity vector. The worst case (adopted as standard) is
52%!!!! This is how we arrive at a flight hazard range of 1-km, roughly
500-m for the IIP based on an MDIC (multiple demons in control) excursion
followed by a 52% TNT equivalent debris range of another 500-m. The pressure
wave safe distance is roughly 100-m +
Neil Milburn - Armadillo Aerospace
Вольный перевод обобщения:
результат обсуждения правильного подхода к безопасности в любительских ракетных группах. По степени убывания важности.
1) Не работать одному и не позволять самомнению вмешиваться в процесс.
(Последнее, мне кажется, особенно сложно - по-моему, ракетолюбители в принципе себя оценивают очень высоко, иначе они бы не занимались ракетолюбительством.)
2) В группе должно быть общее понимание важности безопасности, и каждый член группы должен искренне, активно, на самом деле быть согласен с тем, чтобы рассматривать безопасность серьёзно с самого начала работы. Это - культура безопасности.
(Возможно, имеют место злоупотребления - когда под прикрытием "безопасности" продвигаются свои предложения - но безопасность, в некотором смысле, нельзя защищать. Если есть критика по безопасности - нельзя эту критику отторгать; нужно проводить анализ. Потому что безопасность - важнее всего, грубо говоря.)
3) В дополнение к вышеизложенному, должны иметься формальные процедуры, предназначенные для того, чтобы избегнуть "спешки перед запуском" - т.е. состояния, когда хочется запустить ракету, или какую-то работающую систему пораньше. Эти формальные процедуры предназначены для того, чтобы избежать глупых ошибок (совершаемых в спешке). Должно работать правило "сначала спланируй, потом сделай согласно плану. Если нужно отклониться от плана - останови действие, переделай план и только потом начни делать".
4) Если группа не слишком маленькая (порядка полудюжины человек?..), то в группе должен быть человек, с титулом, отражающим отношение к безопасности (технической...), кто должен:
- следить за тем, что сначала действия планируются, а потом делаются согласно планам;
- быть умеренно ответственным за безопасность работы группы. То есть, если кто-то как-то пострадал, этот человек должен нести некоторую разумную часть ответственности;
- быть достаточно заинтересованным в работе группы, чтобы не становиться "главным тормозом" во имя безопасности (так сказать, страховка от обратного эффекта, когда самое безопасное - вообще ракетами не заниматься);
- быть способным разъяснить вопросы безопасности (общая философия, конкретные меры, конкретное соблюдение их во время конкретных операций..), если нужно. Например, если пришёл новый человек в группу, и интересуется безопасностью. Или он не интересуется, но ему обязательно надо об этом рассказать - мы ведь люди серьёзные... Или - пришёл милиционер или товарищ судья и ему надо изложить, почему мы должны считать серьёзыми, разумными людьми с точки зрения безопасности.
Если человек может изложить вопросы безопасности - то ему легче эти вопросы знать самому.
5) Должны быть запасы, а лучше запасы на запасы, которые поначалу должны быть обязательными, а затем, по мере набора опытных данных, постепенно уточняться согласно появляющимся данным. Нужно стараться быть не просто на безопасной стороне - надо стараться быть на консервативной стороне; тогда небольшие ошибки, когда мы вдруг оказываемся не на консервативной стороне, всё ещё позволяют нам оставаться на безопасной стороне. Это как в анекдоте "а чукчам в нашем городе можно ездить бесплатно" - там была хорошая система безопасности...
6) Нужно соблюдать дистанцию от работающих устройств, типа движка на стенде. Конкретные значения дистанций подсчитываются по формулам...
Пожалуй, самое важное - понять, что мы этим занимаемся серьёзно, и к безопасности мы должны относиться серьёзно.
Это сообщение редактировалось 18.05.2010 в 08:48