Повышение боевой эффективности создаваемых ракетных комплексов как одного из важнейших параметров всегда стояло в центре внимания КБЮ. Эта задача решалась в двух направлениях – создании боевых блоков с ядерными зарядами большой мощности для моноблочных и разделяющихся головных частей, а также увеличении точности их доставки к цели. Инерционные системы управления ракет на межконтинентальных даль-ностях полета в части точности наведения практически достигли своего потолка. Возник-ла необходимость "посмотреть за горизонт" – поискать другие, нетрадиционные способы существенного увеличения точности.
Начало работ КБЮ по управляемым боевым блокам относится ко времени выпуска первого эскизного проекта маневрирующего блока для ракеты 8К67 (руководитель работ В. Н. Автономов). Затем работы переросли в разработку экспериментальной самонаводя-щейся головной части 8Ф678 (тема "Маяк").
Было принято постановление (1972 г.) о разработке и испытаниях головной части 8Ф678 на ракете 8К67 с целью проверки принципиальных решений и приборной реали-зуемости систем управления и самонаведения.
Руководителями работ по СГЧ стали начальник проектного сектора И. Г. Ханин, а затем И. Б. Лепескин. Ведущими конструкторами работ были назначены В. И. Пальцун и В. И. Сокол. Непосредственно проектной разработкой СГЧ занимались М. И. Кормильцев, В. С. Шеховцов, Г. Н. Шаповалова, Л. П. Сидельников, В. В. Поташов, Н. К. Хватов.
Экспериментальная головная часть была создана к 1976 г.
Аэродинамическая конструкция ГЧ имеет вид конуса длиной более 4-х метров, на котором установлена антенна системы самонаведения размером в четыре квадратных мет-ра.
Головная часть имела собственно систему управления с комплексом командных приборов, БЦВМ, первичные и вторичные источники питания, коммутирующую и преоб-разующую аппаратуру, систему наведения с антенной и двигательную установку для управления полетом вне атмосферы и в атмосфере.
В качестве систем коррекции применялись радиолокатор бокового обзора с синте-зированной апертурой и трехлучевой радиовысотомер.
К разработке бортовых систем были привлечены НПО ТП (Главный конструктор А. С. Мнацаканян, главный конструктор направления Ю. А. Козко) и УПКБ "Деталь" г. Каменск-Уральский (Главный конструктор В. С. Фомин, главный конструктор направле-ния В.М.Жуков).
Управление полетом вне атмосферы обеспечивалось реактивными соплами систе-мы ориентации и стабилизации, в атмосфере – разворотом плоскости балансировочного угла атаки, образованного постоянным поперечным смещением центра тяжести относи-тельно продольной оси.
В КБЮ была создана для СГЧ газореактивная двигательная установка, работающая на сжатом газе под давлением 500 атм.
В 1978-1980 гг. было проведено четыре пуска СГЧ 8Ф678 на ракете 15А14.
Опытные данные пусков легли в основу конструкторской разработки управляемого боевого блока 15Ф178 следующего поколения, создававшегося в штатном варианте для оснащения ракеты 15А18М.
Управляемый блок 15Ф178 разрабатывался для РГЧ смешанной комплектации.
Руководителем работ по УББ являлся И. Б. Лепескин. Ведущими конструкторами были назначены А. Л. Изергин и А. Г. Резник.
В создание УББ 15Ф178 значительный вклад внесли Л. В. Александровский, В. И. Алеев, Н. Д. Алехин, А. В. Будник, А. Ф. Белый, В. В. Брикер, Г. М. Голубков, В. А. Зай-цев, В. И. Коваленко, В. И. Коряк, Л. Р. Козак, A. М. Кулигин, В. Д. Кудин, В. П. Коври-гин, С. Н. Миронов, В. М. Морозов, B. Д. Павленко, В. И. Сидоренко, В. Н. Сиренко, Ф. М. Телевной, В. Г. Тихий, В. И. Усачев, И. М. Фомишенко, Н. А. Федорова, Л. Т. Хмелов-ский, А. Д. Шептун, С. Б. Ясенев и др.
Эскизное проектирование УББ было завершено в 1984 г.
Управляемый блок выполнен в форме биконического тела минимального аэроди-намического сопротивления. В качестве исполнительных органов управления полётом УББ на атмосферном участке были приняты отклоняемый конический стабилизатор – для тангажа и рыскания и аэродинамические рули крена. В полёте обеспечивалось стабильное положение центра давления блока при изменениях утла атаки.
Ориентацию и стабилизацию УББ вне атмосферы обеспечивала энергосиловая ус-тановка реактивной тяги, работавшая на сжиженной углекислоте.
К разработке системы управления были привлечены НПО "Электроприбор" (Глав-ный конструктор В. Г. Сергеев, Я. Е. Айзенберг, В. И. Котович, С. А. Польский, В. А. Уралов, С. С. Карума) как основной разработчик, а также НПО ТП (главный конструктор направления Ю. А. Козко) и НПО АП (Главный конструктор Н. А. Пилюгин).
Разработчиком гироскопических командных приборов являлось НПО "Ротор" (за-меститель Главного конструктора О. Ю. Райхман).
В ходе работ по штатному УББ был создан исследовательский вариант блока для подтверждения аэродинамических характеристик путём пусков по внутренней трассе Ка-пустин Яр — Балхаш. В период с 1984 по 1987 гг. состоялись четыре пуска исследова-тельских блоков, все с положительными результатами.
Блоки для пусков были изготовлены на ПО ЮМЗ, а дальнейшее производство было передано Оренбургскому машиностроительному заводу.
Первый пуск УББ 15Ф178 был проведен 9 января 1990 г. в неуправляемом режиме по внутренней трассе. Последующие лётные испытания УББ проводились в управляемом режиме. Было проведено три пуска по внутренней трассе и три пуска в составе ракеты 15А18М.
Результаты пусков доказали реальность создания УББ и оснащения им ракеты 15А18М.
Для продолжения лётных испытаний были подготовлены две ракеты 15А18М, два носителя 8К65МР и полный комплект боевых блоков. Однако после 1991 г. работы по УББ были закрыты.(С)
Похоже, что через 10 лет были продолжены..
11:43 2 Ноября 2005
Вчера в 20:10 по московскому времени с полигона Капустин Яр проведен успешный испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-12М "Тополь", сообщили информагентствам в Минобороны РФ. По словам источника в Минобороны РФ, пуск осуществлен в интересах Вооруженных сил. Целью запуска явилось подтверждение стабильности летно-технических характеристик ракеты в период продления срока эксплуатации. Кроме того, в ходе пуска проверялась работа измерительных приборов различного типа.
Как отмечается, ракета успешно поразила условную цель на полигоне Балхаш в Казахстане.
Как пишет РБК, вчерашний пуск ракеты РС-12М1 "Тополь-М" с подвижной пусковой установки был уже шестым в рамках испытания системы, создаваемой для преодоления американской противоракетной обороны. Однако впервые пуск был произведен не из Плесецка, а с испытательного полигона Капустин Яр по расположенному в Казахстане десятому испытательному полигону Балхаш (Приозерск). Это было сделано для того, чтобы средства слежения США на Аляске не смогли наблюдать за маневрами, производимые боеголовками после отделения от межконтинентальных баллистических ракет. При полете из Капустина Яра в Балхаш все параметры полета могут контролироваться исключительно российскими средствами контроля. Военные утверждают, что произведенный боеголовкой маневр по траектории ее полета на конечном участке не позволяет осуществить ее перехват и уничтожение существующими системами противоракетной обороны.
По заявлению командующего ракетными войсками стратегического назначения Николая Соловцова, оснащение регулярных частей мобильными "Тополями-М" с новыми боеголовками должно начаться в 2006 году. В дальнейшем ежегодно в войска должны поступать до девяти пусковых установок. Параллельно новые боеголовки планируется установить на уже развернутые в количестве 40 единиц шахтные "Тополя-М" и перспективные морские ракеты "Булава-30", создаваемые для вооружения атомных подлодок.(С)
Это сообщение редактировалось 17.07.2010 в 14:43