Коротко об авторе статьи: Реке Луар более тридцати лет проработал инженером-исследователем, а затем техническим директором на одном из французских предприятий. Занимался проектированием и строительством портовых сооружений для приема танкеров и сухогрузов, в том числе и терминала в Новороссийске, а также нефтяных платформ для добычи нефти в оффшорной зоне. 9 лет был консультантом американской строительной компании. Автор нескольких книг и очерков, посвященных новым подходам к строительству военных судов и искусству инженера.
Боевым кораблям нужны прочные корпуса. В 1982 году, в ходе недолгой Фолклендской войны, эсминец "Шеффилд", английских королевских ВМС, был уничтожен противокорабельной ракетой {ПКР) «Экзосет», запущенной с самолета «Супер Этандар», аргентинских ВВС. Позднее, в 1987 г., в ходе ирано-иракской войны американский фрегат «Старк» в результате попадания двух ПКР 'Экзосет", запущенных якобы «по ошибке" с иракского истребителя «Мираж», получил столь серьезные повреждения, что ремонт корабля стал экономически нецелесообразным.
Кроме того, в ходе экспериментальных пусков ПКР. проведенных военно-морскими силами ряда стран, когда в качестве мишеней использовались списанные фрегаты и сторожевые корабли, была продемонстрирована исключительная эффективность этих ракет.
В то же время в ходе ирано-иракской войны было произведено около 200 пусков авиационных ПКР по гражданским нефтеналивным судам, перевозящим нефть из иранского нефтяного терминала на о. Харг. Часть ракет не попала в цель или не взорвалась, однако из 133 зафиксированных попаданий во многих случаях поражение судна ракетой не приводило к его безвозвратной потере, хотя Ирак и достиг своей цели, нарушив нормальное судоходство а заливе.
Вот некоторые из причин такой относительно низкой эффективности применения ПКР в ходе ирано-иракской войны:
- вес боевого заряда (150 кг) французской ПКР "Экзосет", предназначенной для поражения боевых кораблей, меньше, чем у других ПКР, например американской «Гарпун» (250 кг) или ракета «Силкворм» {500 кг);
- как правило, наведение ПКР осуществлялось в центр надводной части корабля (у танкера там расположена не имеющая важного значения грузовая часть), таким образом кормовая часть, где расположены машинное отделение, капитанский мостик и каюты экипажа, оказывалась вне зоны поражения. У боевых же кораблей наиболее уязвимой частью - является центральная.
Большая плавучесть и габариты танкеров позволяют сделать их корпуса значительно более прочными го сравнению с боевыми кораблями. Так, толщина бордовых листов обшивки танкера достигает 50 мм (у фрегата - до 10 мм). И, что очень существенно, корпус танкера обязательно разделен на отсеки водонепроницаемыми переборками, способными выдерживать высокое давление, а в случае попадания ракеты в отсек масштабы возгорания или затопления ограничиваются размерами только этого отсека.
Таким образом, можно сделать вывод, что при создании боевых кораблей необходимо использовать некоторые идеи, воплощенные в конструкциях танкеров и торговых судов. Это приведет к некоторому увеличению водоизмещения кораблей, однако вовсе не обязательно к увеличению их стоимости, поскольку стоимость одной тонны водоизмещения будет существенно меньше. Более того, благодаря увеличенной вместимости трюмов облегчается и удешевляется модернизация корабельного оборудования (размеры большинства современных боевых кораблей недостаточны для проведения модернизации, в связи, с чем они не удовлетворяют требованиям критерия «стоимость-эффективность»).
"Революция на море" вице-адмирала Меткафа.
В своей сенсационной статье, опубликованной в инваре 1988 г в журнале "ЮС нейвил инститьют просидингс", американский вице-адмирал Джозеф Меткаф отмечает, что в современной войне на море невозможно вести наблюдение за противником с мостика или даже с верхушек мачт. Обнаружение противника и наведение на него корабельного оружия должно осуществляться с помощью целого ряда автономных средств воздушного и космического базирования. Следовательно, на боевых кораблях можно отказаться от надстроек и крупногабаритных антенн.
Дж Меткаф также отмечает, что подобный безнадстроечный корабль мог бы в первую очередь использоваться для размещения системы вертикального пуска, внедрению которой в значительной мере способствовал сам адмирал (в настоящее время эта система, насчитывающая в общей сложности семь тысяч пусковых установок, является одним из мощных средств поражения, состоящих на вооружении ВМС США).
Концепция корабля "Страйкар".
Мною был разработан и предложен к обсуждению специалистам ВМС технический проект ракетного корабля, воплощающий н себе идеи вице-адмирала Дж Меткафа. Несмотря м то. что некоторые особенности предлагаемого мною проекта перекликаются с отдельными деталями проекта "Арсенал шип" (корабль-арсенал), не так давно принятого к разработке в ВМС США. Но, тем не менее, по-прежнему вызывают непонимание у традиционно мыслящих кораблестроителей и адмиралов.
Эти особенности состоят в следующем
- Отсутствие надстроек на палубе, за исключением воздухозаборника дня дизеля убирающегося штурманского мостика, складывающейся мачты для навигационной РЛС и комплекта малогабаритных антенн дли обеспечения связи с кораблями, летательными аппаратами. ИСЗ и наземными пунктами управления;
- высота надводной части корпуса составляет всего 3 м, что равно практическом минимальной
высоте полета ПКР. Таким образом, весьма вероятно, что ПКР пролетит над кораблем, не задев ею Но даже при попадании в корпус корабля ПКР должна будет пробить бронированный лист толщиной 150 мм, расположенный с уклоном 33% (18,4 град.) на высоте от 2 до 3 м над ватерлинией (в Этом случае при горизонтальном измерении толщина брони составит 485 мм). При попадании в наклонный бронированный лист ПКР может срикошетить;
- отсутствие сужений корпуса в горизонтальной плоскости; в плане корабль имеет форму прямоугольника Профилирование корпуса производится в вертикальной плоскости, при этом его носовая и кормовая части находятся под водой Поскольку, в отличие от обычных кораблем, на данном типе корабля отсутствуют надстройки отпадает необходимость в защите от воздействия морской воды и волны могут свободно перекатываться через палубу. Отсутствие полубака снижает сопротивление корпуса волнам при движении;
- несмотря на небольшую высоту надводной части, корабль имеет значительный запас плавучести благодаря неизменной ширине корпуса. Эта особенность также способствует быстрому восстановлению остойчивости корабля и препятствует его опрокидыванию в случае одностороннего затопления корпуса через пробоины от взрыва мины или торпеды;
- корабль имеет двойной корпус, пространство между внутренней и внешней обшивкой заполнено пачками стальных труб диаметром 1500 мм и толщиной стенок 25 мм с диафрагмами у переборок. За счет своей упругой деформации они должны демпфировать гидродинамические удары подводных взрывов за счет своей упругости и ограничивать размеры повреждений.
- корпус корабля представляет собой комплект коробчатых, конструктивно одинаковых (за исключением профилированных носового и кормового) модулей Их количество в зависимости от оперативной необходимости может определяться как на этапе проектирования корабля, так и в коде его дальнейшей эксплуатации. При переоборудовании и модернизации модуль с устаревшим оборудованием заменяется на новый, с установленной, проверенной и принятой в эксплуатацию новейшей аппаратурой. Таким образом, время нахождения корабля на заводе для проведения переоборудования сводится к минимуму. Модули соединяются между собой с помощью полносекционных водонепроницаемых перемычек, выполняющих роль двойных переборок, между которыми размещаются топливные и водяные клапаны, приводные механизмы люков и другие агрегаты;
- часть конструкционных труб длиной 12 м, что соответствует длине модуля, используется для хранения топлива, по мере его расходования трубы заполнится водой для поддержания неизменной осадки корабля,
- вдоль корпуса корабля проходят четыре сквозные трубы, открытые в носовой части и не имеющие диафрагм у переборок. Они используются для забора забортной воды, нагнетаемой в трубы при движении корабля с достаточной скоростью, и выброса ее через отверстия в планшире для создания боковых водяных щитов или экранов, поднимающихся до уровня палубы (3 м выше ватерлинии). Поскольку ПКР оснащены специальной аппаратурой, предотвращающей их попаданий в гребни волн, водяные экраны должны защитить корабль, вынудив ПКР пролететь над ним Для защиты корабля от пикирующих ПКР над ним можно создать водяную завесу. Конструкция гидравлической системы очень, проста и не требует каких-либо механических устройств, за исключением впускных клапанов. Система функционирует за счет энергии движения корабля.
поэтому при ее работе скорость хода незначительно снижается;
- экипаж корабля не должен превышать 20 человек, при этом командир корабля выполняет те же функции, что и командир крупного авиалайнера.
Применение кораблей "Страйкер"
Безусловно, одно из важнейших условий достижения победы в войне на море или на суше в настоящее время заключается в способности произвести массовый пуск ракет, что приведет к перенасыщению систем ПРО и ПВО противника ПРО и ПВО, сколь бы ни была высока их эффективность, не способны обеспечить защиту при одновременном пуске столь огромного количества ракет, произведенном с помощью системы вертикального пуска Поэтому корабль-ракетоносец "Страйкер" должен нести до 500 ракет (это же количество ракет рассматривается и при разработке корабля проекта
"Арсенал шип".
Ссылаясь на современные события и опыт прошлого, оппоненты проекта утверждают, что корабль-ракетоносец, оснащенный таким количеством дорогостоящего вооружения, будет представлять собой первоочередную цель для поражения. И тем не менее этот корабль будет стоить не больше любого другого корабля.
Кроме того, вероятность его выживания в зоне конфликта в несколько раз выше, чем у такого плавающего монстра, как авианосец, экипаж которого, насчитывающий несколько тысяч человек, постоянно находится под угрозой уничтожения, при этом одноразовая оптовая мощь авианосца в несколько раз меньше, чем у корабля-ракетоносца гит «Страйкер». И действительно, для того чтобы доставить к цели столько же огневой мощи, сколько может быть доставлено одним залпом корабля, несущего 500 ракет, потребуется несколько вылетов ударной авиаэскадрильи палубной авиации авианосца. Кроме того, значительная часть самолетов в ходе операции может быть сбита. Эти рассуждения привели к мысли о том, что корабль-ракетоносец, стоимость которого не превышает 100 млн. долларов (что равняется стоимости двух самолетов), после пуска 500 ракет может считаться списанным со счетов вместе с экипажем 20 человек (столь необычная точка зрения рассматривалась в статье). На пути к ударному кораблю-ракетоносцу одноразового использования.
Другим доводом, в пользу корабля-ракетоносца является то, что стоимость крылатых раке, с течением времени, будет резко уменьшаться, что хорошо прослеживается на небезызвестных 'Томагавках», цена которых сегодня упала на 40 %, по сравнению с 1991 г. Когда 282 ракеты этого типа, запущенные с 16 американских надводных кораблей и двух подводных лодок, с поразительной точностью нанесли удары по целям в Багдаде. Кроме того, стоимость ракет можно уменьшить вдвое, если хотя бы незначительно снизить требования к их характеристикам. На сегодняшний день 10-процентное снижение возможностей ракеты приводит к 50-процентному уменьшению ее стоимости. Ведь при массированном применении ракет по отдельно взятой цели точность стрельбы уже не играет столь большой роли.
Можно предположить, что страны - производители и экспортеры ракетного оружия будут весьма заинтересованы в продаже значительного количества ракет вместе с кораблем-ракетоносцем.
Противники проекта создания корабля-ракетоносца также утверждают, что поскольку корабль не оснащен дорогостоящими системами обнаружения целей (типа системы "Иджис"), а стоимость эсминца, оснащенного этой системой, достигает 1 млрд. долларов, то в общую стоимость системы следует включить стоимость средств наведения воздушного и космического базирования. Однако, не следует забывать, что подобные системы необходимы для обеспечения действий любого современного флота, даже если в его состав входят только обычные корабли. Никаких лишних расходов на системы обнаружения и наведения не потребуется. К тому же, стоимость одного спутника не превышает стоимости оснащения одного корабля системой «Иджис». Но, при этом, один спутник способен обеспечить боевое применение нескольких кораблей.
На корабле предусмотрены только пассивные системы самообороны. При оснащении корабля активными оборонительными системами управление ими должно осуществляться со специально оснащенных обычных кораблей или других средств. С помощью этих средств можно управлять массированным применением средств ПВО с корабля-ракетоносца для защиты плацдарма десантирования или же пусками оружия ПЛО для блокирования выявленных коммуникаций подводных лодок. Кроме того, корабль-ракетоносец можно также использовать для уничтожения бронетанковой техники, оснастив его КР с кассетными боеголовками, несущими бронебойные поражающие элементы с ИК системами самонаведения.
Американская концепция первоначально предусматривала использовать транспорты снабжения боеприпасами для пополнения ракетных арсеналов крейсеров и эсминцев, израсходовавших боезапас ракетного вооружения в боевых действиях против ВМФ СССР. Однако передача ракет на борт другого корабля при сильном волнении моря, как это бывает, например, в Норвежском море, является исключительно сложной операцией. Почему бы, в таком случае, не использовать плавучие склады боеприпасов, которыми, по сути дела, и являются корабли типа «Страйкер» и «Арсенал шип» для пусков ракет? Однако, для действии во внутренних морях предпочтение может быть отдано кораблям проекта «Арсенал шип»
Безусловно, даже самый передовой флот не может иметь в своем составе только корабли типа «Страйкер», но, когда требуется нанести мощный удар, с минимальными затратами денежных средств, и минимумом риска для человеческих жизней, почему бы не применить "Страйкер"?
Залп крылатых ракет с корабля "Страйкер" осуществляется из системы вертикального пуска. Поскольку массовый пуск производится практически одновременно, то продолжительность излучений от факелов ракет в инфракрасном и оптическом диапазонах относительно невелика. Когда корабль находится в зоне боевых действий, штурманский мостик убирается, а мачта, для навигационной РЛС, складывается.
При пуске ракет, стальные маскировочные щиты, препятствующие наблюдению с моря за стартом ракет, поднимаются. Ставятся эти экраны при угрозе применения противником ПКР.
Во время боевого перехода, безнадстроечная палуба корабля, свободно омывается морскими волнами.
Уровень осадки, обеспечивающий скрытность от ПКР, поддерживается за счет закачки балласта вместо израсходованного топлива.
Большие, дорогостоящие корабли, уязвимые от сверхзвуковых ПКР, проигрывают, в сравнении со значительно более живучими и дешевыми ракетоносцами.
// Транслировано с http://community.livejournal.com/navy_rus/311107.html