Форум РПФ
Наброски у меня уже второй год, но основным фактором, сдерживавшим написание статьи, был психологический барьер: статья на вранье похожа. Я от многих слышал: что-то я про такое не знаю… Не может быть… и т.д. и т.п.
Но это было.
В конце 60-х, начале 70-х годов Д.З. Бимбат принял участие в длительной гидрографической экспедиции по Японскому, Аравийскому и Красному морям, по теме: аппараты-носители средств дистанционной диагностики Мирового океана и атмосферы.
В ходе экспедиции отрабатывались конструкторские решения и применение автономных донных установок по запуску из-под воды аэростатов-зондов. Эти конструкции позволяли поучать оперативные данные о погоде в возможных точках старта межконтинентальных баллистических ракет подводного базирования. Так же испытывались дрейфующие подводные гидростаты, созданные для тех же целей. Это были разнообразные конструкции: сферические аппараты, каркасно-вантовые с компенсатором плавучести, и цельномягкие шитые.
Кроме того, в ходе экспедиции отрабатывались запуски аэростатов-радиоретрансляторов радиосигнала «Баклан» из торпедных аппаратов лодок. Эту тему так же возглавлял Давид Залманович Бимбат.
...
В ходе экспедиции Д.З. Бимбат познакомился с командиром гидрографической подводной разведки Тихоокеанского Флота (водолазная группа «Батиаль»). Группа действовавала в Индийском океане, — совместной зоне ответственности объединенной эскадры Тихоокеанского и Северного флотов.
Группа «Батиаль» занималась уточнением и составлением карт побережий и мелководий в интересах десантных сил Флота, определением мест высадки боевых пловцов подводными лодками и мест установок оперативных маневренных водолазных баз-убежищ для проведения всякого рода вылазок.
Командир группы «Батиаль» поделился своими планами с Д.З. Бимбатом, и в результате родилось КБ водолаза и воздухоплавателя. Для начала сшили секторный вертикальный трехотсечный гидростат и отдали его на завод для установки системы ВВД (воздуха высокого давления). Баллоны связывали через водолазный пульт коллектором. Получилась быстроразворачиваемая шитая конструкция-колокол.
Шили гидростат из резины для оффсетной печати. Очень прочной синтетической трех-четырехслойной ткани оливкового или черного цвета. Она не боялась соленой воды, была очень прочна на разрыв. Даже шилом ее проколоть было крайне затруднительно.
Гидростат был окружен мягкими тороидами которые наполнялись водой гидронасосами с подводной лодки (ПЛ). То есть колокол был гидропневматическим. Это было нужно для уменьшения плавучести колокола и для повышения его жесткости, поскольку давление наддува доходило до 8 атмосфер. Так же это было необходимо для гидроакустической незаметности и большей устойчивости к качке. На практике внешние тороидальные баллоны часто не заполняли, а использовали для хранения пресной воды, чтобы не захламлять отсеки консервированной питьевой водой в банках.
Гидростат представлял собой 3-этажный колокол, рассчитанный на 6-8 человек. На верхнем этаже была барокамера и аварийное разрывное полотнище для экстренной эвакуации, второй этаж был жилым с откидными надувными койками. Нижний, открытый в воду этаж, был, по совместительству, хранилищем баллонов с газом.
Сперва на переборках ставили надувные люки-«сосиски», боялись, что при сжатии металлические части будут тереть и резать ткань, а надувная крышка-затычка должна была по идее обжиматься вместе с корпусом. Но расход на наддув крышек оказался сверх всякой меры (выходов-входов и перемещений по отсекам были сотни) и их заменили на обычные дюралевые люки вшитые по периметру в оболочку горизонтальной перегородки. Проблем со входом–выходом стало меньше.
Нам была придана лодка 613-го проекта переделанная для перевозки. На горбу у нее была платформа и выносная стрела с блоком. У кормовой оконечности рубки была тяговая лебедка на стрелу. Для установки тюк с баллонами и сложенным гидростатом сбрасывали с палубы подводной лодки, находящейся в подводном положении. Весил гидростат 14-16 тонн и имел, с заправленными баллонами, отрицательную плавучесть. После, с этой же лодки выгружали до 60 тонн контейнеров с балластом в виде железобетонных блоков.
Гидростат крепился к балластным контейнерам такелажными скобами. Стандартная глубина разворачивания была 60-80 метров. С учетом высоты гидростата, составлявшей почти 8 метров, глубина была вполне рабочая.
....
Идея была в том, что бы иметь мобильную базу водолазов в любой точке мирового океана. Гидростаты разворачивали в Беринговом, Охотском, Японском, Желтом морях. У Командоров, у Камрани, у Шри-Ланки, у Йемена. В Персидском заливе. В Красном море на Дахлаке. Нас возили подлодки: 613-й, 641-й и 877-й проекты.(С)
Насколько этому можно верить?