Использование фонаря кокпита как дефлектора при катапультировании

Навеяло темой про "шлем летчика"
Теги:авиация
 
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
А почему бы не использовать прочный, хорошо обтекаемый, а главное достаточно большой, чтобы скрыть всего пилота в кресле, фонарь кокпита. Сейчас это невозможно, так как катапультные кресла и фонари никак между собой механически не связаны.

Но ведь их можно и связать!

Что, если за подголовником катапультного кресла разместить прочный массивный кронтшейн с поворотным суставом, на котором и будет вертеться наш фонарь при открытии/закрытии кокпита в обычном режиме. При катапультировании кронштейн на поршне резко сдвигается вверх, обеспечивая опускание фонаря так, чтобы закрыть от удара воздушного скачка тело всего пилота. Такое положение не мешает выпуску стабилизирующих парашютов для предотвращения раскручивания кресла. После падения скорости, конечно же, фонарь отстреливается незадолго до отстрела кресла.

В случае катапультирования на малых скоростях, фонарь не идет вместе с креслом, а прорезается пирошнуром проем для выхода кресла с летчиком.
Прикреплённые файлы:
1.jpg (скачать) [26 кБ]
 
 
 

U235

старожил
★★★★★

Все уже украдено до нас (с). Данная схема катапультирования с прикрытием летчика фонарем использовалась на некоторых модификациях МиГ-21, а может и еще на ряде машин. В целом не слишком надежно оно себя показало и от такой схемы катапультирования отказались
В человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее  3.6.153.6.15
RU Cormorant #09.03.2011 05:55  @AGRESSOR#09.03.2011 05:30
+
-
edit
 

Cormorant

опытный
★☆
AGRESSOR> А почему бы не использовать прочный, хорошо обтекаемый, а главное достаточно большой, чтобы скрыть всего пилота в кресле, фонарь кокпита.

Было такое. Кто делал, не помню. Но читал про это у Цихошаа "Сверхзвуковые самолеты"
Cormorant, qui alte volat late - volat praeteritum  9.0.597.1079.0.597.107
+
-
edit
 

U235

старожил
★★★★★

Все уже украдено до нас (с).

Данная схема катапультрования применялась, кажется, на МиГ-21ПФ. Схема была признана не слишком надежной и в дальнейшем от нее отказались
В человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее  3.6.153.6.15

AGRESSOR

литератор
★★★★★
U235> Схема была признана не слишком надежной и в дальнейшем от нее отказались

А в чем ненадежность была?
 
RU Cormorant #09.03.2011 06:18  @AGRESSOR#09.03.2011 06:10
+
-
edit
 

Cormorant

опытный
★☆
U235>> Схема была признана не слишком надежной и в дальнейшем от нее отказались
AGRESSOR> А в чем ненадежность была?

Там много подвижных частей было, и, кажется, было упоминание о проблемах с катапультированием при разбитом фонаре.
Cormorant, qui alte volat late - volat praeteritum  9.0.597.1079.0.597.107

U235

старожил
★★★★★

AGRESSOR> А в чем ненадежность была?

Чем больше деталей и чем они крупней, тем меньше общая надежность. Скорее всего фонарь не закрывал пилота так, как надо, а может даже и травмировал его. Статистика катапультирований с этой системой одной из самых хреновых оказалась, в результате чего военные потребовали ее переделать
В человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее  3.6.153.6.15
+
+1
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
ИМХО, здесь самая сложная часть - обеспечить плавную безударную фиксацию фонаря в таком положении. Между ног летчика должно что-то выдвигаться (гусары, молчать! :lol:), чтобы мягко и нежно :lol: встретить накрывающий фонарь. Может, как раз с этим и сложности: удар на такой скорости приводит к разрушению - пробитию.

Ну, вероятно, беспереплетные колпаки не годятся. Нужен металлический полу-обруч под встречу. Либо с противоположной стороны, за осью вращения, ограничители. Но там нагрузка на них будет пропорционально выше (намного выше). Зато можно беспереплетный фонарь использовать.
 
+
0 (+1/-1)
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
U235> Чем больше деталей и чем они крупней, тем меньше общая надежность.

С таким подходом недолго и от самолетов вообще отказаться. Очень сложные. :)
 

U235

старожил
★★★★★

Еще стоит учесть такой ньюанс: подвижная часть фонаря, вообще говоря, не предназначена для того, чтобы выдерживать набегающий на нее в лоб сверхзвуковой поток. Этот поток, да и то изрядно ослабленный после обтекания носовой части самолета, в лоб держит только мощный лобовой козырек кабины, который не отстреливается. А колпак же воспринимает поток только вскользь. Если его развернуть поперек потока, то его просто разломает. Поэтому такая схема, как ни парадоксально, ведет даже к ухудшению ограничений по максимальной скорости катапультирования. Ну или придется серьезно усиливать колпак фонаря, а это в свою очередь приводит к росту и так уже немаленькой катапультируемой массы. В общем, не сошлось в итоге ничерта и от этой идеи, помучавшись с ее реализацией, отказались
В человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее  3.6.153.6.15
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
А их все равно упрочнять надо - хотя бы по проекту истребителя 5-го поколения с его требованием к сверхзвуковой крейсерской скорости. На "Авиабазе" кто-то из знающих выкладывал, что переплет Су-27 держит сверхзвук по паспорту только в течение 15 минут.

Думаю, совсем не обязательно сохранять при катапультировании его форму и гладкость, целостность "стеклышка". Пусть треснет, сомнется, но все-таки задержит на краткие минуты удар воздуха. Видел, как пуленепробивамые стекла выглядат после множественных попадани? Смятые, прогнутые, все в трещинах. Поэтому, ИМХО, можно бы фонарь армировать сеткой из кевлара, выполнить ламинирование поверхностей прочными пленками (лавсаны?) с обеих сторон. Это, кстати, и живучесть фонаря повысит против осколков. Если же и произойдет легкая потеря прозрачности фонаря, то сектор закрытия лица/груди не сильно важен - в обычном полете он за головой по большей части находится и обзор практически никак не ограничивает.

ЗЫ. Буду думать о катапультировании летчика вместе с головным обтекателем - и последующим влетом летчика в него. :hihihi:
 

U235

старожил
★★★★★

А ты эти пуленепробиваемые стекла на вес пробовал? :)

А по фонарям ты не понял: есть большая разница, держать воздушный поток направленный вдоль фонаря, или набегающий на него строго под прямым углом. Если не брать лобовой козырек, то большая часть фонаря обычно достаточно легкий и не слишком прочный плекс. Т.к. поток его атакует не под прямым углом, а только вскользь, под очень острым, то его прочности вполне хватает. ПРи таком же катапультировании легкое остекление сдвижной части должно иметь прочность лобового козырька, что трудновыполнимо

В общем на круг проблем столько, что данная схема катапультирования начинает напоминать чесание правого уха левой ногой. Все возникающие проблемы, как оказалось, гораздо проще решаются если отказаться от идеи закрывать пилота фонарем и сделать выдвижные дефлекторы.
В человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее  3.6.153.6.15
+
-1
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
U235> А ты эти пуленепробиваемые стекла на вес пробовал? :)

Я ж не предлагаю один в один такие ставить.

U235> А по фонарям ты не понял: есть большая разница, держать воздушный поток направленный вдоль фонаря, или набегающий на него строго под прямым углом.

Прекрасно я все понял. Но кратковременную нагрузку можно выдержать бОльшую, чем постоянную - долгое время. Если в нее конструктивно заложено разрушение, то тем более.

U235> Если не брать лобовой козырек, то большая часть фонаря обычно достаточно легкий и не слишком прочный плекс. Т.к. поток его атакует не под прямым углом, а только вскользь, под очень острым, то его прочности вполне хватает. ПРи таком же катапультировании легкое остекление сдвижной части должно иметь прочность лобового козырька, что трудновыполнимо

Да понял я все это...

U235> В общем на круг проблем столько, что данная схема катапультирования начинает напоминать чесание правого уха левой ногой. Все возникающие проблемы, как оказалось, гораздо проще решаются если отказаться от идеи закрывать пилота фонарем и сделать выдвижные дефлекторы.

По-моему, просто решать неохота. Или уже не под силу разваленной конструкторской школе.
 

U235

старожил
★★★★★

AGRESSOR> По-моему, просто решать неохота. Или уже не под силу разваленной конструкторской школе.

Эту проблему советская конструкторская в самую эпоху рассвета решить не могла. Я ж говорю: еще на МиГ-21 эту идею пощупали, и отказались под громкую ругань военных, которые из-за этих чудес конструкторской мысли пилотов теряли. А это еще 60-70ые годы. Не каждая красивая и гениальная идея остается такой при столкновении с суровой действительностью.
В человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее  3.6.153.6.15

AGRESSOR

литератор
★★★★★
U235> Эту проблему советская конструкторская в самую эпоху рассвета решить не могла.

В те годы она бы и ПАК ФА не построила. Конструкции и технологии меняются.
 

U235

старожил
★★★★★

AGRESSOR> В те годы она бы и ПАК ФА не построила. Конструкции и технологии меняются.

Зато физика не меняется. Представь себе, какие усилия возникают в конструкции кресло-фонарь при перегрузке катапультирования в 20g. Как все это сделать одновременно и лгким и надежным? Современное катапультируемое кресло К-36 кроет по всем параметрам те извращения с фонарем как бык овцу и при этом обладает высочайшей надежностью и минимальной травмоопасностью
В человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее  3.6.153.6.15

PPV

опытный

U235> Данная схема катапультрования применялась, кажется, на МиГ-21ПФ. Схема была признана не слишком надежной и в дальнейшем от нее отказались

В ОКБ Сухого на начальном этапе работ по С-1 и Т-3 (будущие Су-7 и Су-9) также пытались реализовать подобную схему САПС:

Форумы Balancer`а / Image view - КСАП.JPG -

Форумы Balancer'а и Авиабазы. Свободное общение на всевозможные интересные темы. Военная и гражданская техника, авиация, космонавтика, компютеры и информационные технологии, Linux, люди, страны, политика, просто радости и горести жизни. У нас есть всё!

// balancer.ru
 

Однако после серии испытаний на ЛЛ отказались и перешли на автономное покидание кресла с предварительным сбросом фонаря.

В ОКБ Микояна оказались ребята поупорнее и довели дело до серии, эта схема катапультирования (система "СК") применялась на самолетах МиГ-21Ф/Ф-13 и ПФ первых серий выпуска, позднее также перешли на "стандартную", которая получила обозначение "КМ".
 8.08.0
+
+1
-
edit
 

AXT

инженер вольнодумец
★☆
AGRESSOR> В те годы она бы и ПАК ФА не построила. Конструкции и технологии меняются.

Никакие технологии не помогут решить две главных проблемы этого метода:

1) Удлиняется циклограмма катапультирования из-за введения дополнительной стадии — отделения фонаря от кресла. Что увеличивает минимально возможную высоту катапультирования, особенно в перевёрнутом полёте.
2) Во время торможения кресла набегающим потоком ухудшается распределение перегрузок. Если на неприкрытого лётчика воздух давит более-менее равномерно, то за фонарём он будет висеть на ремнях, что может привести к различным травмам, вплоть до переломов. В том числе, и шеи.

А главное — зачем всё это, если человек в правильно сконструированном комбинезоне и шлеме выдерживает давление воздуха и так?
... так пускай наступает на нас холодным рассветом новый день ...  3.6.153.6.15
MD Wyvern-2 #09.03.2011 15:31  @AGRESSOR#09.03.2011 06:42
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
AGRESSOR> ЗЫ. Буду думать о катапультировании летчика вместе с головным обтекателем - и последующим влетом летчика в него. :hihihi:

"Это мелко, Хоботов!"(с) :D
Нужно думать об отделяемой кабине-капсуле. В идеале - капсула болжна быть отдельным летатнльным аппаратом с некоторым запасом дальности и возможностью маневра. Причем капсула-кабина должна быть съемной, факультативной - без нее самолет должен превращатся в БПЛА ;)
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  3.0.193.0.19

U235

старожил
★★★★★

Wyvern-2> Нужно думать об отделяемой кабине-капсуле.

Катапультируемые кабины-капсулы были у американцев на F-111 и на B-1A. Как-то они тоже себя не очень показали
В человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее  3.6.153.6.15

Vale

Сальсолёт

Классика, по теме&nbsp[показать]
"Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды" (Исх. 23:2)  

yacc

старожил
★★☆
AGRESSOR> В те годы она бы и ПАК ФА не построила. Конструкции и технологии меняются.
Правильно.
... и не только в самолетостроении.
Если раньше при тех УРВВ имело смысл разогнаться посильнее - чтобы ракета дальше полетела, поскольку использовала примитивную логику, то сейчас это не так требуется.
Зато важнее спасти летчика даже при высоком крене/тангаже у земли, что с предложенным "набором агрегатов" сделать гораздо сложнее. :p
 3.6.133.6.13

digger

аксакал

Проще выписать страховку на катапультирование на сверхзвуке и отдавать деньги семье, а летчика считать камикадзе.По статистике с Вьетнамской войны, самолет проводит на сверхзвуке мизерную часть времени.
 3.6.83.6.8
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Wyvern-2>> Нужно думать об отделяемой кабине-капсуле.
U235> Катапультируемые кабины-капсулы были у американцев на F-111 и на B-1A. Как-то они тоже себя не очень показали

Я знаю %) Но техника не стоит на месте ;)
А вообще...тяжедый БПЛА может превращатся в пилотируемый самолет когда пилота ему...подвесят на подвеску, как ракету или бомбу. Естественно, в специальной капсуле-самолете. Лучше конформно в бомбоотсеке - после взлета аппарат переворачивается и пилот оказывается в обычном положении ...
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  3.0.193.0.19

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru