Подводная лодка БС-555 (NATO code Lima )
Водоизмещение (надводное/подводное): 1870/2564 т.
Размеры: длина - 85 м, ширина - 7,8 м, осадка - 6,54 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 12/8 узлов.
Глубина погружения: 375 м.
Дальность плавания: над водой 200 миль, под водой 80 миль.
Силовая установка: дизель 1x1490 л.с., электродвигатель 1x1350 л.с., 1 винт и 4 поворотно-откидные колонки.
Вооружение: нет.
Экипаж: 41 чел.
Большая подводная база-лаборатория БС-555 пр.1840, построена в 1979 году.
Предназначалась для проведения испытаний по определению длительности пребывания человека под водой на глубинах до 300 м. Проект разработан СПМБМ "Малахит". В число основных задач входили отработка водолазного комплекса, подготовка водолазов для выполнения аварийно-спасательных работ и ремонт подводных объектов. Испытания и сдача БС-555 проходили на Черном море. В период с 1980 по 1991 год прошла свыше 15750 миль, провела на грунте более 1600 часов, более 210 раз лодка погружалась на глубины от 100 до 300 м.
Для обеспечения надводного и подводного маневрирования на БС-555 был предусмотрен вспомогательный движительно-рулевой комплекс в составе 4-х поворотно-откидных колонок (ПОК-45), установленных попарно в носовой и кормовой оконечности. ПОК-45 выполнены в виде откидных колонок с гребным винтом в насадке с раздельными приводами поворота и откидывания колонок и вращения винта со скоростью 700 об/мин, которые расположены в прочном корпусе. Приводы откидывания и поворота колонок гидравлические, а вращения винта - электрические. Мощность приводного двигателя - 24 кВт. В рабочем положении колонки откидываются под углом 45° к ДП лодки, при этом насадки с гребным винтом выносятся за пределы лёгкого корпуса. Изменение направления упора гребных винтов обеспечивается за счет поворота гондолы с гребным винтом вокруг оси колонки. ПОК-45 обеспечивает вертикальные, горизонтальные перемещения лодки (всплытие, погружение, перемещение лагом с погружением, всплытием, ход вперед-назад под углом влево, вправо с погружением, всплытием, разворот на месте).
БС-555 была единственной в мире ПЛ снабженной таким движительным комплексом, который обладал хорошей работоспособностью, надежностью и обеспечивал подводную и надводную маневренность лодки, а также движение вперед со скоростью до 3-х узлов.
В соответствии с планом модернизации в 1989 году ПЛ была отправлена на ЛАО для проведения работ по переоборудованию и модернизации по проекту 18401, однако из-за отсутсвия финансирования все работы по проекту были прекращены.
В 1992 году подводная лодка БС-555 была выведена из состава ВМФ, а в 1994 году разделана в Константиновском доке КМОЛЗ и продана на металлолом.
На фото - БС-555, пришедшая на предприятие для ремонта, сентябрь 1991 г.