Происшествие с БС-555.
Подводная лодка в сентябре 1989 года должна была быть отправлена в доке в Ленинград по Внутренним водным путям СССР для модернизации, но случилась авария при постановке в транспортный док и срок ухода с ЧФ был сдвинут на год, вероятно это и предрешило ёё судьбу, - не успела отремонтироваться до распада страны.
Подробности происшествия, со слов очевидца привожу ниже.
Геннадий Удалов написал:
"... В последних числах сентября 1989 года на внешнем рейде Феодосии в отличную погоду на глазах тысяч людей, наслаждающихся теплыми последними днями Крымской осени и загорающих на обширных пляжах Феодосийского залива, разыгралась трагедия, в ходе которой затонул большой плавучий транспортный док ТПД-17.
Экипаж дока проводил плановую доковую операцию по приему в свое чрево подводной лодки лаборатории БС-555 для последующей ее транспортировки по внутренней речной системе страны на один из Балтийских судоремонтных заводов...
...Утром 6 сентября транспортный док принял технологическую осадку. В него без проблем была введена подводная лодка лаборатория и растянута на швартовных концах в центре дока над стапель палубой. Следующим этапом операции было постепенное осушение отсеков дока и посадка подводной лодки на килевую дорожку и блоки стапель-палубы...
Казалось, что все идет в соответствии с нормативными документами, экипаж дока, не отличающийся высокой организацией службы, расслабился: часть матросов и старшин дока без разрешения покинула свои посты, работающие механизмы и рассматривала необычную подводную лодку, некоторые закурили и пытались шутить в адрес экипажа подводной лодки. Последний, наоборот, резко отличался от "доковых" и по своему внешнему виду и по дисциплинированности и действиям во время доковой операции. Все расчеты лодки четко стояли по местам расписания и от мест не отходили, не было команды о смене боевой готовности и… "от мест отойти"! "Доковых" эта дисциплина раздражала, и они зло шутили в адрес подводников.
Но тут что-то не заладилось в доковых механизмах, расположенных в кормовых отсеках. Кормовая часть дока сначала "не хотела" всплывать, а через некоторое время, наоборот, начала быстро погружаться...
...Командир подводной лодки среагировал моментально: приказал сбросить концы, заведенные на док, дал электромоторами полный ход назад и благополучно, даже не задев башен дока, вышел из него. А на плавучем транспортном доке продолжалась разыгрываться трагедия. Вода "почему-то" стала затапливать отсеки выше палубы безопасности, и док начал медленно погружаться под воду..."
Подробности спасательной операции дока, причины аварии и другие детали можно узнать по ссылке
Подъем транспортного плавучего дока ТПД-17.
Все моряки остались живы, и это главное.
Что удивительно, -это то, что из утонувшего дока последний матрос вынырнул через 15-20 минут, после того, как док скрылся под водой! Матрос проныривал из отсека в отсек, от "воздушной подушки" одного отсека- к "возушной подушке" другого, пока не выбрался на поверхность. Молодец, знал видимо хорошо устройство ТПД-17 (фото ТПД перед утилизацией).