Получил интересную информацию от SU-17, проясняющую характер катастрофы спарки СУ-17 29.09.1983 г..
Напомню, 29 сентября 1983 года на северо-западе от аэродрома спарка СУ-17, пилотируемая недавно прибывшим командиром полка подполковником Скарятиным и ст. лейтенантом Атаевым, врезалась в гору. Оба летчика погибли. Как раз шло переучивание на новую матчасть СУ17М3, выполняли пилотаж в зоне, должны были выполнить восьмерку с креном 60, но из-за ошибки допустили 120 градусов. Высоты не хватило для вывода. Последняя фраза в эфир: "открой шторки, шторки открой". Погода была исключительная, облачности не было практически над всем Закавказьем, видимость миллион на миллион ...
По обстоятельствам случившегося в том полете имели место нарушения методического характера как при подготовке, так и при выполнении собственно пилотирования:
Вся и фишка в том, что ст.л-т учил и контролировал вышестоящего начальника. По плану это был контрольный полёт по дублирующим приборам под шторкой. Он не предусматривает кренов более 30 градусов. При этом в заднем кабинете инструктором был КЗ ст. лейтенант Аттаев, который должен был контролировать действия и пилотаж командира полка подполковника Скарятина! (Это обстоятельство для меня новое и удивительное, как то считал, что это комполка был инструктором и в задней кабине).
То, что там произошло, можно только догадываться. Инструктор в заднем кабинете должен держать ушки топориком, а не сидеть мешком. Если бы Атаев обматерил его, не кричал бы Открой шторку(хотя он и сам должен открыть её), а принудительно вывел бы самолёт из сложного положения, Скарятин должен был бы поить его до гробовой доски. А так, судя по расшифровкам Тестера, выполняли фактически сложный пилотаж. При этом это был новый самолёт для них обоих.
Официально, конечно, написали, что при выводе из сложного положения были допущены ошибки, инструктор, фактически подчинённый, постеснялся своевременно вмешаться в управление, что и привело в значительной потере высоты и столкновению с горой.
Как говорится, инструктор - он и в Африке инструктор. Вообще то, по методике командира полка должен вводить в строй лётчик-инспектор дивизии или отдела БП армии. То есть у того, кто в заднем кабинете, должен быть авторитет такой же или выше. Я не знаю всех нюансов ввода в строй этого командира полка. И не исключено, что КЗ уже прошёл программу переучивания и имел допуск на эти виды полёта из задней кабины. Но ещё раз, это грубая МЕТОДИЧЕСКАЯ ошибка лётного обучения. Не должны дети учить или контролировать отцов, говоря обыденно.
Никогда бы и не подумал, что бывает возможным, чтобы КЗ на новой для обоих матчасти вывозил комэска, а тут самого комполка