[image]

166 Гвардейский Краснознаменный иап (в/ч 10227), аэродром Марнеули (Сандар), Грузия. Часть 4

 
1 22 23 24 25 26 34
+
-
edit
 
В этот день 22 июня 70 лет назад 166-й авиаполк, тогда 241-й штурмовой авиационный полк (7-я САД), базировавшийся на аэродроме в Митаве (ныне Елгава, Латвия) ПрибОВО, попал под первые бомбардировки вероломно напавшей фашисткой Германии.



Полк с первых дней войны непосредственно вступил в схватку с врагом!



В войну полк вступил в стадии формирования, штат летчиков был укомплектован на 25 %, парк самолетов на 50 % от штата, боевая подготовка в полку еще не была развернута.
Полк к концу дня 22-го июня перебазировался на аэродром Румбула под Ригой. Своевременное перебазирование полка позволило сохранить матчасть от быстрого разгрома на земле (оставшиеся в Митаве 31-й, 35-й и 50-й СБАПы, лишились 23-25 июня на земле по 15-20 самолетов каждый, в то время как у 241-го ШАП была 50% нехватка пилотов).
Первые несколько дней полк выполнял несвойственные ему задания по прикрытию аэродрома Румбулы и Риги. В эти первые 3 дня войны летчиками полка был сбит над Ригой Ю-87 противника, который после успешной атаки произвел посадку на брюхо в пригороде Риги.

25 июня 1941 года полк понёс первые боевые потери.
25 июня 1941 года погибли в воздушном бою при выполнении боевого задания:
замкомполка капитан Бордюгов Александр Петрович;
замкомполка по политчасти ст. политрук Стеценко Иван Григорьевич;
командир звена, лейтенант Еросинин Александр Петрович.

Всего с 22.06.1941 г. по 12.07.1941 г. полк произвел 229 боевых вылетов, из них 9 ночью в основном на прикрытие аэродромов базирования, штурмовку и разведку. В боевых действиях в этот период полк отлично проявил себя, имеет третий результат (после 31-го и 35-го СБАП) и много больше других полков 6-й и 7-й авиадивизий. И это несмотря на то, что прочие полки не находились в стадии формирования и были гораздо лучше подготовлены и имели на 22.06.1941г штатное количество летчиков и матчасти.
К несомненным плюсам полка в этот период можно так же отнести относительно малые потери личного состава.
   4.0.14.0.1
+
-
edit
 
Получил интересную информацию от SU-17, проясняющую характер катастрофы спарки СУ-17 29.09.1983 г..
Напомню, 29 сентября 1983 года на северо-западе от аэродрома спарка СУ-17, пилотируемая недавно прибывшим командиром полка подполковником Скарятиным и ст. лейтенантом Атаевым, врезалась в гору. Оба летчика погибли. Как раз шло переучивание на новую матчасть СУ17М3, выполняли пилотаж в зоне, должны были выполнить восьмерку с креном 60, но из-за ошибки допустили 120 градусов. Высоты не хватило для вывода. Последняя фраза в эфир: "открой шторки, шторки открой". Погода была исключительная, облачности не было практически над всем Закавказьем, видимость миллион на миллион ...

По обстоятельствам случившегося в том полете имели место нарушения методического характера как при подготовке, так и при выполнении собственно пилотирования:

Вся и фишка в том, что ст.л-т учил и контролировал вышестоящего начальника. По плану это был контрольный полёт по дублирующим приборам под шторкой. Он не предусматривает кренов более 30 градусов. При этом в заднем кабинете инструктором был КЗ ст. лейтенант Аттаев, который должен был контролировать действия и пилотаж командира полка подполковника Скарятина! (Это обстоятельство для меня новое и удивительное, как то считал, что это комполка был инструктором и в задней кабине).
То, что там произошло, можно только догадываться. Инструктор в заднем кабинете должен держать ушки топориком, а не сидеть мешком. Если бы Атаев обматерил его, не кричал бы Открой шторку(хотя он и сам должен открыть её), а принудительно вывел бы самолёт из сложного положения, Скарятин должен был бы поить его до гробовой доски. А так, судя по расшифровкам Тестера, выполняли фактически сложный пилотаж. При этом это был новый самолёт для них обоих.
Официально, конечно, написали, что при выводе из сложного положения были допущены ошибки, инструктор, фактически подчинённый, постеснялся своевременно вмешаться в управление, что и привело в значительной потере высоты и столкновению с горой.
Как говорится, инструктор - он и в Африке инструктор. Вообще то, по методике командира полка должен вводить в строй лётчик-инспектор дивизии или отдела БП армии. То есть у того, кто в заднем кабинете, должен быть авторитет такой же или выше. Я не знаю всех нюансов ввода в строй этого командира полка. И не исключено, что КЗ уже прошёл программу переучивания и имел допуск на эти виды полёта из задней кабины. Но ещё раз, это грубая МЕТОДИЧЕСКАЯ ошибка лётного обучения. Не должны дети учить или контролировать отцов, говоря обыденно.


Никогда бы и не подумал, что бывает возможным, чтобы КЗ на новой для обоих матчасти вывозил комэска, а тут самого комполка :(
   4.0.14.0.1
Это сообщение редактировалось 03.07.2011 в 00:44
+
-
edit
 
Sanslav> Но ещё раз, это грубая МЕТОДИЧЕСКАЯ ошибка лётного обучения. Не должны дети учить или контролировать отцов, говоря обыденно.
Sanslav> Никогда бы и не подумал, что бывает возможным, чтобы КЗ на новой для обоих матчасти вывозил комэска, а тут самого комполка :(
Почему то вспомнилась катастрофа польского борта в Смоленске. Там психологически Протасюк находился в том же состоянии, ощущая дыхание командующего ВВС Бласика себе в затылок ... :(
   4.0.14.0.1

Lamm

аксакал

Sanslav> Получил интересную информацию от SU-17, проясняющую характер катастрофы спарки СУ-17 29.09.1983 г..
Да ужас, блин... Методисты...
   5.05.0
+
-
edit
 

Prefect

путинслил

админ. бан
Sanslav> Всего с 22.06.1941 г. по 12.07.1941 г. полк произвел 229 боевых вылетов, из них 9 ночью в основном на прикрытие аэродромов базирования, штурмовку и разведку. В боевых действиях в этот период полк отлично проявил себя, имеет третий результат (после 31-го и 35-го СБАП) и много больше других полков 6-й и 7-й авиадивизий.
229 боевых вылетов за 21 день, это много для одного из самых интенсивных периодов ведения боевых действий ВОВ? Это очень мало(пусть даже летчиков было человек 10, фактически меньше одного вылета в день, о какой то продолжительной нелетной погоде в начале войны не слышал)Впрочем такая ситуация в целом везде, вывод-неготовность к боевым действиям, полная потеря связи и управления в ВВС (: .
   8.08.0
RU Sanslav #06.07.2011 18:09  @ромочко слило#06.07.2011 13:20
+
-
edit
 
Sanslav>> Всего с 22.06.1941 г. по 12.07.1941 г. полк произвел 229 боевых вылетов, из них 9 ночью в основном на прикрытие аэродромов базирования, штурмовку и разведку. В боевых действиях в этот период полк отлично проявил себя, имеет третий результат (после 31-го и 35-го СБАП) и много больше других полков 6-й и 7-й авиадивизий.
Prefect> 229 боевых вылетов за 21 день, это много для одного из самых интенсивных периодов ведения боевых действий ВОВ? Это очень мало(пусть даже летчиков было человек 10, фактически меньше одного вылета в день, о какой то продолжительной нелетной погоде в начале войны не слышал)Впрочем такая ситуация в целом везде, вывод-неготовность к боевым действиям, полная потеря связи и управления в ВВС (: .
Летчиков было больше, полк на 22-е имел 25% штатного состава. А уж скоко налетал, то ровно столько сколько налетал. Данные из оперсводок. И причем тут погода? О погоде и тем более нелетной речи нигде тут не велось за указанный период.
Что сказать то хотел, мил человек?
Али просто потролить от не чего делать?
   4.0.14.0.1
+
-
edit
 

Prefect

путинслил

админ. бан
Sanslav> Что сказать то хотел, мил человек?
Sanslav> Али просто потролить от не чего делать?
Что хотел я сказал.
   8.08.0
+
-
edit
 

AS-1958

новичок
Для Скарятина этот самолет не был новым. Часть летчиков прошла переподготовку в Липецке (около половины лётного состава), а часть переучивалась в полку, некоторые не стали переучиваться и перевелись в полки, где были Су-15, или демобилизовались по возрасту (несколько человек). Для Скарятина в этот день это был 8-й вылет, что запрещено.Он натаскивал командиров звеньев, чтобы они учили летчиков своего звена. Атаев был ком. звена. Видимо Скарятин очень устал, поэтому и не выставил ограничитель "Опасная высота", а когда глянул на высотомер, было уже поздно. Однако он боролся до конца и попытался вывести машину, поставил РУД на ПФ-сопло раскрылось, при этом машина проваливается по высоте до 50 м, высоты не хватило, самолет задел землю хвостовой частью фюзеляжа и правой плоскостью, пропахав огромную борозду. Скорость в точке касания была 900 км/час. Светлый был человек наш командир, вечная память ему!
   7.07.0
+
-
edit
 
AS-1958> Для Скарятина этот самолет не был новым. Часть летчиков прошла переподготовку в Липецке (около половины лётного состава), а часть переучивалась в полку ...
Скарятин пришел с Мэрии в июле 1983, т.е за 2 месяца до ЧП. А там в Мэрии он летал на МИГ-23.

AS-1958> Для Скарятина в этот день это был 8-й вылет, что запрещено.Он натаскивал командиров звеньев, чтобы они учили летчиков своего звена. Атаев был ком. звена.
Т.е. Вы хотите сказать, что Скарятин был инструктором и в заднем кабинете сидел, а выше приведенная информация недостоверна?
   4.0.14.0.1
+
-
edit
 

AS-1958

новичок
Нет, Скарятин сидел в первой кабине. Я не знаю. где Скарятин служил до Мериа, но Атаев летал только на Су-15 и уж никак не мог обучать Скарятина полетам на Су-17. Их летный опыт несопоставим.Возможно Скарятин контролировал его инструкторские навыки? Весной 1983 года была сформирована 36-я ИБАД под командованием полковника Тимченко. головной полк-168 гв. АПИБ-Диди Шираки. Далее воссоздан полк в Кюрдамире. До этого туда летали на дежурство по очереди и Су-15 с Марнеули и МиГ-25 с Насосной и другие полки. 166 АПИБ, весной 1983 г. командовал гв. подполковник М.А. Попов, который летом 1983 г. ушел командиром дивизии в Миха Цхакая. Как раз стали поступать из Черлян из-под Львова первые самолеты Су-17М3. Перед Скарятиным была поставлена сложная задача-за 2 года переучить летчиков с истребителя -перехватчика Су-15 на истребитель-бомбардировщик Су-17М3 и в Афганистан. Я не думаю, что такую задачу в те годы поручили бы командиру, не летавшему на Су-17. Ведь это другой род авиации, совсем другие задачи и пилотаж.Полеты были в 2 смены, через день. Кроме суббот и воскресений. В первую смену 100-120 вылетов, во вторую 80-100 вылетов. Работали ло 25 самолетов: все 3 спарки (в т. ч. элополучная "72"-я )и 20-22 боевых.Спарки делали по 8-10 вылетов в смену. боевые 4-5 вылетов.Часто проводились КШУ и боевая работа на полигоне.
   7.07.0
+
-
edit
 
AS-1958> Нет, Скарятин сидел в первой кабине. Я не знаю. где Скарятин служил до Мериа, но Атаев летал только на Су-15 и уж никак не мог обучать Скарятина полетам на Су-17. Их летный опыт несопоставим.Возможно Скарятин контролировал его инструкторские навыки?
Да, возможна и такая версия, и это тоже может объяснить некоторую пассивность Атаева :(
   4.0.14.0.1
+
-
edit
 
Интересно, а как методически правильно должен быть организован зачет и практический процесс контроля инструкторских навыков?
То, что контролер по опыту и авторитету должен быть выше или равным это понятно. Не очень понятно, кто и где тут должен сидеть и как навыки эти можно контролировать ?
   4.0.14.0.1
Это сообщение редактировалось 14.07.2011 в 08:03
+
-
edit
 

AS-1958

новичок
Sanslav> Да, возможна и такая версия, и это тоже может объяснить некоторую пассивность Атаева


Это не версия, я в это время служил в полку.
   7.07.0

Lamm

аксакал

Sanslav>> Да, возможна и такая версия, и это тоже может объяснить некоторую пассивность Атаева
AS-1958> Это не версия, я в это время служил в полку.

AS-1958, спасибо. А что в курилке говорили об этой катастрофе?
   5.05.0
+
-
edit
 
Sanslav>> Да, возможна и такая версия, и это тоже может объяснить некоторую пассивность Атаева
AS-1958> Это не версия, я в это время служил в полку.
Ну если это не версия, то вопрос тем более остается открытым: как проверяются инструкторские навыки и кто и где при этом должен сидеть?
   4.0.14.0.1

AS-1958

новичок
Lamm> AS-1958, спасибо. А что в курилке говорили об этой катастрофе?
В курилке сначала запрещено было это обсуждать, но через какое-то время информация просачивалась. Так и говорили, как я описал. Жалели Скарятина, что не надо было такую нагрузку на себя взваливать, 8 вылетов в день - перебор, ну вот мол и увлёкся. Вспоминается другой случай со Скарятиным, не из лётной практики. Как-то в день предварительной подготовки он ехал на своём командирском УАЗике по ВПП и вдруг из травы сбоку поднялся здоровенный местный мужик из крутых и преградил дорогу машине. Скарятин окликнул его:-Чего тебе? Что ты на азродроме делаешь?
-Ты новый командир полка? -Ну я!
-Выходи, я с тобой драться хочу! Скарятин вышел , закатал рукава рубашки ("разгильдяйки" с коротким рукавом у нас тогда были отменены)и говорит: -Ну, давай! Громила двинулся на него, но получил удар в челюсть и рухнул. Потом сел, протянул руку и сказал: -Настоящий мужик! Если кто тебя тронет, зови меня! и назвал своё имя, видимо наводившее ужас на местную шпану.-Ничего, справлюсь!-засмеялся Скарятин. -Садись, давай подвезу тебя. Тот сел в "бобик" и поехали. Прощались, почти как родные. Эту историю рассказал водитель командира уже после его гибели.
   7.07.0
+
-
edit
 
SU-17 написал мне, что в то время он летал в Шираках и этот случай подробно разбирался с его участием при разборе полетов в 168-м полку и в дивизии, откуда у него собственно и информация
   4.0.14.0.1
Это сообщение редактировалось 16.07.2011 в 02:35
+
-
edit
 

AS-1958

новичок
Sanslav> SU-17 написал мне, что в то время он летал в Шираках и этот случай подробно разбирался с его участием при разборе полетов в 168-м полку и в дивизии, откуда у него собственно и информация

Похоже, при разборе, версию слегка причесали
   7.07.0
+
-
edit
 
В такой же солнечный день тридцать лет назад 18 июля 1981 года тараном на территории Армении был сбит нарушитель Государственной границы СССР транспортный самолёт Канадэр CL-44 аргентинской авиакомпании, перевозивший партию оружия в Иран.
На цель был наведён СУ-15 б/н 37, пилотируемый гвардии капитаном Куляпиным В.А.
После невыполнения команды на принудительную посадку по приказу оперативного дежурного КП капитан Куляпин нанёс удар фюзеляжем по правому стабилизатору транспортника (для пуска ракет Р-98М дистанция была недостаточной). Капитан Куляпин катапультировался, CL-44 вошёл в штопор и упал в 2 км от границы. Экипаж нарушителя погиб.
Это был после Елисеева второй в мире в послевоенной истории и последний таран, выполненный на реактивном самолете и летчик остался жив. Случай в истории современной авиации беспрецедентный.
Гвардии капитан Куляпин Валентин Александрович представлялся к званию Героя Советского Союза, но был награждён орденом Боевого Красного Знамени.
   5.05.0

Lamm

аксакал

И всё же. Где бардак? Почему поздно была дана команда на применение оружия? Почему так была выбрана дистанция? Если каждый раз побеждать столкновением в воздухе... Стальных птиц... не хватит...
   5.05.0
RU фланкер #18.07.2011 17:21  @Lamm#18.07.2011 15:34
+
-
edit
 

фланкер

аксакал

Lamm> И всё же. Где бардак? Почему поздно была дана команда на применение оружия? Почему так была выбрана дистанция? Если каждый раз побеждать столкновением в воздухе... Стальных птиц... не хватит...
Андрей!
Насколько я помню или правильнее-припоминаю данный случай-это лето-1980г., накануне Олимпиады,то команду на применение оружия никто и не давал,да и некому было дать(кажется была суббота или даже воскресенье).По подробностям,о которых уже можно и вслух-Куляпин сам выпросил команду на "Ударить",т.к. нарушитель,блуданул,потом соориентировалси и старался свалить как мона быстрей в свое возд.пространство.На КП сидел ст.л-т,дозвониться по громкой ил другой связи всем дежурным дегенералам(силам), включая Москву, было уже дефицитом по времени.Поэтому команду "Бей!" дал тот самый старлей и причем вполголоса,но так, чтобы услышал Куляпин...Ракеты уже было применять нельзя по дальности,поэтому уже там в воздухе наш "герой" все сознательно делал...
А дальше прилетел самолет Ту-154(аэр. Чкаловская),КВС был п/п-к -личный пилот Главкома ВВС(к сожалению фамилию его позабыл),до этого возивший со своим слетанным экипажем МО СССР по всем злачным заграницам.А сняли.т.е. понизили его по причине подачи назначенным в таких случаях стюартом борттехника-вместо стакана воды одному из свиты сопровождения МО стакана со спиртом.Так вот этот самолет стоял три дня на аэр. Алесеевская(рядом с аэр. Тбилиси) под специальной охраной из погранвойск,т.к. привез спец. правительственную комиссию,которая срочно прилетела разбираться по такому случаю.
А почему я так знаю подробно,потому-что улетал на этом самолете в Чкаловскую с группой из еще трех своих пилотов на перегонку Су-17м3 из Липецка.Это была т.н.оказия,которой повезло воспользоваться.В полете мы свободно общались с КВС на все эти темы и он был хорошо осведомлен о случившемся.В общем все это с его слов...Впечатления еще о полете-когда был страшнейший дефицит авиабилетов на Москву мы летели одни вчетвером с экипажем этого Ту-154 в совершенно пустом самолете.Нам перед вылетом экипаж порекомендовал зайти в аэропорт и громко объявить типа:"Эй!Кто тут на Москву???!!!" Что бы было...???Но мы по двум причинам этого не сделали:во-первых-мы сами,как загнанные лошади вприпрыжку бежали к это площадке и потом умирали от жажды и жары под самолетом.т.к. нам сказали -сейчас собирается взлетать,транспорт не дали и мы бегом через почти все летное поле аэропорта-нас туда провели через Зональное ЕС УВД,где мы еще час дожидались экипаж,а во-вторых-по понятным причинам после такого объявления-нас бы просто смели...
Зато потом было лететь просто кайф-салон пустой,куда хошь туда кидай свои кости,кондишен,потом даже холодно стало,с КВС весь полет просидели в салоне-он такие байки про все свои полеты рассказывал,до сих пор помню....Но это не для этой ветки.
   12.0.742.11212.0.742.112
RU Sanslav #18.07.2011 19:23  @фланкер#18.07.2011 17:21
+
-
edit
 
фланкер> Насколько я помню или правильнее-припоминаю данный случай-это лето-1980г., накануне Олимпиады,то команду на применение оружия никто и не давал,да и некому было дать(кажется была суббота или даже воскресенье).
Паш, дата происшествия совершенно точно указана - 18.07.1981г, это была суббота, т.е. все уже после олимпиады : )
Можно еще почитать вот здесь:
   5.05.0
RU фланкер #19.07.2011 16:08  @Sanslav#18.07.2011 19:23
+
-
edit
 

фланкер

аксакал

фланкер>> Насколько я помню или правильнее-припоминаю данный случай-это лето-1980г., накануне Олимпиады,то команду на применение оружия никто и не давал,да и некому было дать(кажется была суббота или даже воскресенье).
Sanslav> Паш, дата происшествия совершенно точно указана - 18.07.1981г, это была суббота, т.е. все уже после олимпиады : )
Sanslav> Можно еще почитать вот здесь:
Sanslav> Форум
Да,правильно,Станислав!Я вспомнил-это было как раз после Олимпиады-потому-что потом в Москве,на Павелецком куча автоматов продающих "Фанту" стояла и мы оппивались,перед тем как сесть в поезд до Липецка!
А еще по этому поводу,про вышеописанный случай резюме той самой комиссии было следующее:Все ,что осталось от самолетов зарыть и закопать,никаких расследований не проводить!
А ИМХО-зря угроблена жизнь иностранного экипажа,которые на минуточку так расслабившись, залетели в чужое воздушное пространство на немного...
Кароче,мог бы и отпустить,но не захотел.Жажда стать еще одним Героем СССР,будучи замполитом аэ, во чтобы то ни стало....!!! :p
   12.0.742.12212.0.742.122
RU Sanslav #19.07.2011 21:26  @фланкер#19.07.2011 16:08
+
-
edit
 
фланкер> Кароче,мог бы и отпустить,но не захотел.Жажда стать еще одним Героем СССР,будучи замполитом аэ, во чтобы то ни стало....!!! :p
Я все же не стал бы делать столь категоричные выводы. Была комиссия и не одна даже, есть официальные выводы и в их выводах нет оснований сомневаться. Иначе Куляпину и Ордена Боевого Красного Знамени не дали. Что бы там ни было, Куляпин действовал смело и грамотно, задачу выполнил и сам цел остался. А вот если бы он упустил его после получения приказа, это еще вопрос остался бы он на летной или вообще в армии.
Так вообще много чего можно опошлить и Елисеева, и Босова - Кольский и Осиповича - Сахалин и много кого еще и чего. Именно такие вот настроения (до кучи) тож легли в копилку того, когда допустили посадку Руста на Красной площади. Не хрен лезть и нарушать установленный порядок пересечения воздушных границ. А коли влез, выполняй команды перехватчика. Подчинился бы экипаж CL-44, остался бы жив. У них был выбор и они выбрали то что выбрали. И чего их теперь жалеть?
   5.05.0
Это сообщение редактировалось 19.07.2011 в 22:51
+
-
edit
 

AS-1958

новичок
Абсолютно согласен!!! Если кто-нибудь залезет на территорию охраняемого поста и не будет выполнять команды часового,он может быть застрелен. Может он хотел спросить , как пройти в библиотеку? А может хотел дать часовому по башке и забрать автомат? Примеров масса!
И Куляпин и Елисеев и Осипович и другие выполняли приказ, т.к. они несли боевое дежурство.
   7.07.0
1 22 23 24 25 26 34

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru