Интересует всё что связано с данным пр.644, особенно в части приложения к черноморским С-46, С-69, С-158 и С-162.
Нет полной ясности по срокам вывода этих подлодок из состава ЧФ. Практически во всех инет-статьях по данному проекту написано, что все лодки данного проекта, цитирую "...ПЛРК пр. 644 в 1969-1974 гг. были выведены из состава флота...".
Однако: в книге "Подводные силы Черноморского флота" (стр.216-218) есть вот такой замечательный эпизод:
"Лучшей противолодочной пл на флоте в 1980 г. стала Б-498 (Ю.Ни-чик).
Приз в ВМФ по ракетной стрельбе завоевала С-158. Рассказывает её командир, впоследствии заместитель начальника штаба 14-й дпл капитан 1 ранга Вячеслав Павлович Гончаренко: «На флоте находился ГК ВМФ. Проверялся флот по итогам боевой и политической подготовки за год. ГК ВМФ С.Горшков прибыл в 155-ю брпл, заслушал доклад командира бригады капитана 1 ранга А.Карлова и дал приказание: бригаду перевести в полную боевую готовность, лодкам постоянной готовности развернуться в назначенные им по планам применения районы, остальным подводным лодкам, не имеющим на борту оружия, грузить его на причалах и на рейде в точках рассредоточения. Лодкам, стоящим в различных видах ремонтов, свернуть их в установленные сроки.
С-158 была поставлена задача загрузить две ракеты П-5Д в практическом варианте, прорвать глубокоэшелонированный противолодочный рубеж, всплыть и в назначенное время «Ч» выполнить призовую ракетную стрельбу РС-2 по берегу. Для этого был нарезан район в западной части Чёрного моря и установлен щит в центре квадрата 4x4 км.
Получил разрешение следовать в район, поставленную задачу решать самостоятельно. Нахождение на лодке прямых начальников запрещено, из штаба бригады на борту был только флагманский РО (ракетного оружия) капитан 2 ранга А.Криштапович. Удачно выполнили тактический этап ракетной стрельбы - форсирование глубокоэшело-нированного противолодочного рубежа, где были развёрнуты С-296 (В.Бабенко), С-66 (А.Петроченко), две КПУГ и действовала противолодочная авиация флота. Всплыли на сеанс связи, определили поправки курсоуказания. Получив разрешение ГК ВМФ, который находился на одном из надводных кораблей флота, начали предстартовую подготовку и выработку исходных данных для стрельбы. Закончив предстартовую подготовку, я дал команду на запуск маршевых двигателей ракет. Ракеты вышли на полный газ, о чем мне доложил командир БЧ-2 капитан-лейтенант С.Степанченко. Даю команду: «Залп!». Первая ракета вышла. Через две секунды должна была выйти и вторая, но она продолжала оставаться на борту с работающим маршевым двигателем.
В центральный пост прибежал командир БЧ-2 и доложил, что залп с пульта командира БЧ-2 в 4-м отсеке не проходит, необходимо произвести залп с пульта командира пл. Жму на кнопку: залпа нет, но маршевый двигатель ракеты продолжает работать на полном газе, что грозит прожиганием газоотбойника, а в дальнейшем и прочного корпуса лодки или взрывом ракеты в контейнере. Принимаю решение произвести аварийный выброс ракеты. Давлю кнопку аварийного старта - ракета остается в контейнере с работающим маршевым двигателем.
В центральный пост влетел (по-другому не скажешь) Ф-РО и кричит: «Командир! Необходимо произвести короткое замыкание в цепи стартовых агрегатов через блок стартовых контактов!». В руках у него огромная отвёртка с изолированной резиной ручкой. Даю «добро», и он незамедлительно замыкает цепи. Ракета стартует. 4-й ракетный отсек весь в черной гари и дыму.
Доношу на флот о произведенном залпе двумя ракетами. Через полчаса получаю приказание: «Командиру. Следовать в базу, быть готовым к докладу ГК ВМФ о проведенной ракетной стрельбе». Начали движение в базу, настроение у всех подавленное. Я готовлюсь к неприятному разговору с ГК, который скорее всего для меня окажется плачевным.
Вдруг радисты докладывают, что в наш адрес поступило радио. После расшифровки читаю: «ГК ВМФ благодарит личный состав за отличную стрельбу - первая ракета в квадрате, вторая - у щита». Радости нет предела!
Заходим в Балаклаву, швартуемся. На причале одни адмиралы и капитаны 1 ранга. Все ждут Главкома. Я и заместитель командира капитан-лейтенант Н.Вербин стоим возле лодки. Приехал Главком, поздравил нас с победой - лучшей ракетной стрельбой в ВМФ.
После убытия ГК стали мы разбираться в причине невыхода ракеты. Причина банальная, как всегда на флоте. Рабочая бригада, оказывавшая нам помощь в подготовке контейнеров и аппаратуры к стрельбе, проверила цепь старта не электронным прибором, а обычной электрической лампочкой-контролькой, которой всё равно, где минус, а где плюс.В цепи старта были перепутаны провода, а лампочкой это не проверить".
Таким образом, на 1980 год имеем как минимум одну подлодку пр.644 в строю.
Далее - тоже весьма интересный абзац из той же книги (стр.229):
"В октябре 1981 г. в состав 155-й брпл с СФ перешла на ЧФ Б-67 пр. 651 (А.Букач). Это было сделано для усиления ракетного потенциала дивизии, так как на следующий год должны были списать ракетные лодки С-158 и С-162."
Итого отсюда можем почерпнуть, что еще 2 подводных лодки этого проекта дожили как минимум до 1982 года.
У кого есть какие данные?
На фото - неопознанная подводная лодка пр.644, из альбома 14 ДПЛ ЧФ (Балаклава).