Ладно, блин, раз пошла такая пьянка... Пять лет чай прошло, надеюсь, никого не обижу. По хорошему, это надо было в пилим якорь, но здесь всё правда, до последнего слова...
Вопрос умер
Непреходящее значение народной истины о не тянущем карман запасе мне приходилось испытать на собственной шкуре неоднократно. Воспитанный суровым климатом, периодически случающимися недородами и обещаниями начальства коммунизма к определённому сроку, русский человек впитал эту мудрость на генетическом уровне. И даже кажущееся нефтяное благополучие последних лет не внесло в нашу ментальность никаких изменений. Уж если брать картошку, то мешками, макароны – коробками, сахар, мыло, соль, спички – упаковками.
Сдавали мы в Южной Корее экспортную модификацию катера на воздушной подушке «Мурена», созданного Главным Конструктором Юрием Петровичем Семёновым. Корейскому экипажу катер нравился, но их инженер военпред, носивший прозвище большой-Ли, критиковал катер за избыточную с его точки зрения мощность главных двигателей, и как следствие изрядную прожорливость. Дескать, на LCAC, американском аналоге нашего катера при прочих равных мощность на треть меньше. Я возражал, мол, и мореходность у нас круче и скорость на волнении выше, кореец только качал головой, и когда технические аргументы закончились, пришлось применить филологические, вспомнив давнюю русскую пословицу.
Испытания как таковые уже закончились, скорость показали, отстрелялись и даже попали, осталось лишь поставить подписи на приёмном акте и обмыть это дело. Народ грезил банкетом, корейцы, сопровождавшие постройку и приёмку, мысленно крутили дырки под звёзды на погонах. Именно в такие моменты приходят расслабленность, разжижение мозгов и, как следствие, ЧП. Виной всему были наша щедрая русская душа и безалаберность, надежда на «авось». Корейцы решили погарцевать перед своим начальством и, упросив нас передать им управление, отправились с пункта базирования в военный порт Инчхон.
Военное начальство в любой стране одинаково, оно терпеть не может, когда опаздывают подчинённые, но не любит приходить вовремя само. Ждать высоких чинов пришлось долго, и в обратный путь уходили уже в сумерках. Поскольку в хитросплетении инчхонских фарватеров наш капитан боялся заблудиться, вёл катер корейский капитан, которого мы звали маленький-Ли. Он без проблем довёл катер до пункта базирования и собрался в полной темноте выходить на берег по наклонному бетонному слипу на горизонтальную площадку. В этот-то момент и взять бы на себя командование нашему капитану, но тот уже мечтал о посещении Сеульских гипермаркетов, а ответственный сдатчик в мыслях наливал стакан живительной влаги, короче, всё пошло наперекосяк. Катер вышел на слип с потерей скорости, занеся корму как норовистый жеребец зад перед тем как взлягнуть, маленький-Ли добавил ВИШами упора, катер выровнялся, набрал скорость, выскочил на горизонтальную площадку и …, в соответствии со всеми законами физики, резко ускорился. В конце горизонтальной площадки стояло трёхэтажное здание склада под базовый ЗИП, снабжение и прочие катерные прибамбасы, этакое технократическое творение местных Канчели из стекла, трёхслойных панелей и стальных балок. Въехали мы в этот склад как кулак Тайсона в картонную коробку, снося мощные стальные балки несущих конструкций и разбрасывая панели его обшивки в разные стороны. Хорошо не проскочили насквозь, иначе бы крыша этого «сарая» погребла нас. А так, упёршись в противоположную стену склада, изодрали клетками для постановки катера и стеллажами для ЗИПА в хлам носовую часть «юбки», пробили понтон и надстройку по левому борту и помяли аппарель. Главное – все в живых остались. Хотя, та праздная публика, что в кубрике была и созерцала, как стальная балка алюминиевые панели борта вскрывает, будто нож консервы, ощущения получила незабываемые.
Авария произошла за три секунды, а для того, чтобы только решить, как вытащить катер из полуразрушенного склада, потребовалось три дня.
Мы предложили выползать своим ходом. Корейцы не верили в возможность этого, поскольку всей носовой части гибкого ограждения почитай, просто не было. Проектанты здания озадаченно взирали на содеянное нами округлившимися до полной европейскости глазами, справедливо опасаясь, что потоком воздуха из подушки и от винтов сдует вздыбленную аварией крышу и уцелевшие стены.
Катер был освобождён от упавших и удерживающих его конструкций, в него запрягли два трактора, он поднялся на подушку и был, как зуб из челюсти, выдернут тракторами из развороченного склада. Затем своим ходом катер развернулся и перешёл на место стоянки. На мой вопрос ясно ли ему теперь зачем на катере нужны такие мощные двигатели, большой-Ли выдавил, играя желваками: «Question has died. Вопрос умер!»
Deaduska Mitrich © 2005 год, декабрь
ЗЫ Здание корейцы восстанавливали за свой счёт, поскольку оно тоже не было принято флотом