Наткнулся в сети на неизвестный проект спасательного аппарата:
"ТСПА с электрохимическими генераторами: водоизмещение - 28 т, длина - 12м, ширина - 2,9 м, высота - 3,2 <л, рабочая глубина погружения - 1000 м, максимальная скорость -З уз., автономность по запасам средств жизнеобеспечения - 72 ч (2 члена экипажа + 20 спасаемых); дальность плавания - 60 миль. Цифрами обозначены: 1 - легкий корпус; 2 - отсек экипажа; 3 - блистеры; 4 - отсек для спасаемых; 5 - камера присоса; 6 - электрохимические генераторы"
"Разработка ЭХГ для подводной техники началась в нашей стране в середине 1970-х гг. К концу 1980-х в ленинградском специальном КБ котлостроения (вообще-то - судовых энергоустановок, включая атомные) спроектировало экспериментальный агрегат, испытанный на подводной лодке. Сейчас близко к завершению создание установки «Кристалл-273» для подводных лодок «Амур».
Но все эти устройства рассчитаны на долговременное функционирование и мило применимы на спасательных аппаратах. Поэтому в том же ЦКБ «Лазурит» больше ориентируются на "космические" разработки РКК «Энергия», где создавались ЭХГ для «Бурана». Именно они должны устанавливаться на ТСПА - транспортно-спасательный подводный аппарат.
При том же количестве спасаемых, ТСПА в 1,6 раза должен быть легче СПС первого поколения, иметь вдвое большую глубину погружения и втрое - дальность плавании, К тому же - как и на "Бестере» - в отсеке для спасаемых подводников нет громоздких аккумуляторов. И, судя по всему, ЭХГ - не единственная "космическая" новинка этого проекта, поскольку все это достигается при традиционной двухкорпусной архитектуре. Аппарат имеет преимущественно мирное назначение (о чем говорят два иллюминатора - блистера) и предлагается для освоения подводных нефтегазовых месторождений. Увы, представленный еще в 1991-м г., ТСПА остается на бумаге..."