3.r.>> Ну насчёт комфортности штормования - сомневаюсь, я не моряк. А вот то, что его заливало чуть ли не по клотик - это да. Дмуаю, что Буревестники заливает меньше.
MURANO> Заливаемость-не самое главное...хотя..смотря что ставится во главу угла.
MURANO> Вот тут можно много найти для размышлений...(Спасибо tramp_ за наводку)
Вообще-то "заливаемость" - один из основных критериев мореходности. Если при равной бальности моря корабли Северного ПКБ (с большим развалом носовых верхних ветвей шпангоутов) имеют ограничения по применению оружия из-за заливаемости меньшие, чем корабли проектов Зеленодольского ПКБ, то это только "плюс" этим проектам и идее развала носовых ШП. И ссылка на "мурзилку" (
§ 1. История кораблестроения как поиск непротиворечивого диалога с океаном) некорректна для серьезного форума. Издавна (начиная с проекта 50) такая форма носовых образований была "визитной карточкой" СПКБ. Наглядное преимущество такого формообразования - это ролик о "штормующем" 956-м. Такую же форму, со временем, "зацепили" и западные конструкторы (см. "Спрюэнс" и т.п., итальянцев и FREMM, и даже англичане). У ЗелПКБ только СКРы пр.159 имели подобные обводы и были великолепными ходоками, как на Севере, так и на ТОФе. А пр.1124 и иже "обводоподобные" с ним (1166, 1154) - "прорезатели волн" даже при малом волнении получают такой накат на верхнюю палубу, что носовой блок вооружения становится практически бесполезен. Наверное "штормовать" на них при 6-ти и более баллов по проще, чем на изматывающих "качалках" проекта 1135, но корабль создается для "драки", а не для преодоления шторма с комфортными условиями для экипажа. Если ты (как проектант корабля) выполнил требования по величинам ускорений и углам килевой качки (для спецификационной бальности и курса к волне), то остается главный фактор - снижение заливаемости верхней палубы в этих же условиях. Это и достигается на "северных" проектах.