Все, экспедиция к "Титанику" ек...:
"Интервью с Анатолием Михайловичем Сагалевичем, Героем России, руководителем подводных экспедиций к "Титанику", океанологом,.Автор Titanic Time Line, написано 9 июня 2012 г. в 1:22.
Добрый день, Анатолий Михайлович!
Спасибо Вам за согласие на интервью для Titanic Time Line.
Д.Ж. (Дмитрий Жук) Мы подготовили Вам много вопросов, но зная Вашу загруженность, отобрали из них только часть.
Анатолий Михайлович, я думаю, этот вопрос было бы правильно задать первым, ибо он действительно важен…
У меня есть много информации, из-за которой все остальные вопросы интервью отходят на 2 план. Эта информация вводит в ступор и касается судьбы Келдыша и Миров. Келдыш, я так понял, не отдали во фрахт, а банально продали... Вот информация в интернете
Проекты "ALEX NAVAL Group" - Alex Naval
Миры стоят в ангаре вместе с катером в Кёнике. Келдыш со стоянки в Калининграде, куда он пришел в конце апреля, увели сегодня в самый дальний угол порта. Так как Келдыш-судно носитель Миров, и он переоборудуется в круизное судно, то что будет с Мирами? Одновременно проходит выставка в Корее Експо 2012, которая недавно открылась, и там на стенде России-Миры-достояние нации... Что-то как то не вяжется? Достояние нации-это связка судно носитель и Миры. Вы писали в одном из интервью, что без Келдыша, Миры лишаются своей функциональности....Вы можете рассказать, что с планами по Мирам происходит сейчас? Еще, я так понял, что все погружения Миров к Титанику в 2012 году на 100-летие, и вероятно и далее, накрываются медным тазиком. Анатолий Михайлович, я знаю, что вы в этот проект вложили всю свою жизнь...Каким вы видите развитие ситуации? Можно ли что либо сделать, если привлечь к этой проблеме внимание?
А.С. Дмитрий, добрый день! Информация (любая) должна просветлять мозги, а не вгонять в ступор. Ничего трагичного не произошло. Наше дело всегда держалось (и продолжает) на голом
энтузиазме. А те великие дела, которые прославили Отечество, делались благодаря личной инициативе и найденной финансовой поддержке. Все 20 лет после большого государства было выживание, хотя многие полагают - полное благоденствие. Даже Северный полюс с погружениями под лед был проведен без единого бюджетного рубля. Так что удивляться нечему.
Конечно, я приложил много сил для экспедиции "Титаник-100", но что случилось, то случилось. Не хочу толочь воду в ступе. Я не расстроился, поскольку этот проект, воплощение которого выразилось бы в прокатывании на глубину 3880 м богатых бабушек и дедушек, больших эмоций не вызывает. Мы это делали много раз в прошлом. А сам я погружался на "Титаник" 57 (!) раз. Нет худа без добра: впервые за 20 лет у нас лето для отдыха - вот это кайф. А что касается "Келдыша", он был отторгнут в 2006 году, и с той поры мы умудрились проработать без него: Северный полюс (2007 г.), Байкал (2008-2010 гг), Женевское озеро (2011, хотя и 300 м глубины). В этом году "МИРам" 25 лет с момента создания. "Это праздник с сединою на висках", но без слез. "Миры" сделали эпоху. Ни один ГОА в мире не делал такого широкого спектра глубоководных операций, как "Миры": наука - 18 монографий, фильмы ("Титаник" и еще 7), государственные задачи ("Комсомолец", "Курск") и многие другие. Так что для пессимизма нет причин.
А теперь задавайте другие вопросы, я постараюсь кратко ответить на них:
Д. Ж. Уважаемый Анатолий Михайлович, хочу представить нашим читателям Вас, подробно огласив список известных мне наград и званий, которых Вы были удостоены в разное время.
-Герой России, эта высокая награда была получена Вами в 2008 году..."За мужество и героизм, проявленные в экстремальных условиях, и успешное проведение Высокоширотной арктической глубоководной экспедиции".
-Кавалер орденов Ленина, «Знак Почета», "Мужества".
-Единственный Российский ученый, награжденный "Подводным Оскаром".
-«Исследователь года» Клуба искателей приключений США, за историческое погружение в точке Северного полюса на глубину 4300 м.
-Вы удостоены награды "Искатель приключений", клуба "Los Angeles Advetures Club", причем Анатолий Сагалевич-один из трех людей, получивших эту награду за 47 лет существования клуба. Первым был астронавт космического корабля "Меркурий" Джон Глэн, вторым-Нейл Армстронг, астронавт, впервые ступивший на поверхность Луны, третью награду присудили Вам.
-Обладатель первой Российской национальной премии «Подводный Мир» Российской Ассоциации подводной деятельности.
-Кавалер высшей государственной награды Монголии для иностранцев — ордена «Полярная Звезда».
-Призер американского клуба исследований "Explorers Club" Уильяма Биба (справка Titanic Time Line: Уильям Биб-первый исследователь-подводник, погрузившийся в 1934 году на глубину 900 метров).
-Профессор Института океанологии им.Ширшова.
-Актер фильма Джеймса Кэмерона "Титаник", сыгравший самого себя., гидронавт, пилот ГОА "Мир"...
Скажите, Анатолий Михайлович, какие еще ваши звания и регалии я не упомянул и какие из наград, полученных за годы подводных исследований, являются для вас наиболее ценными и памятными?
А.С. Награды - все верно. Плюс еще медаль Томаса Ловелла (Клуб исследователей США - 200 г.) - за весомый вклад в глубоководные исследования океана в ХХ веке. (Вместе с 11-ю иностранцами, включая Ж.М.Кусто, Сильвию Ерл, Дэвида Дауби, Эмори Кристофа, Андреаса Рекнитцера и др.). Плюс - Приз Академии Подводных искусств и наук США по номинации "Наука" в 2002 г. (Подводный Оскар). Автоматически - член этой Академии и принятие в Зал Подводной Славы (в Майами, - единственный русский). Плюс - Морское Технологическое Общество в 2003 г. признало команду "МИРов" лучшей глубоководной командой Мира.
Плюс 1994 - World evaluation Technology Center США признал "МИРы" лучшими ГОА, когда-либо создававшиеся.
Д.Ж. Как часто Вы даете интервью различным изданиям? В интернете по запросу "Анатолий Сагалевич" я нашел и прочитал Ваши интервью с такими изданиями как, интернет газета "Взгляд", Журнал Dive Tek,"Известия","Вести", "Московский Комсомолец", "Невское время", "Красная звезда","Океан.ру", FLOT.com. Во многих интервью я заметил, что встречаю одинаковые или похожие вопросы, скажите,Анатолий Михайлович, есть ли какие либо вопросы, которые уже "набили оскомину"? Или Вы, даже на самые банальные вопросы, находите каждый раз новые подробности в ответах? Есть ли у Вас "картотека" подобных вопросов, на которые Вы отвечали несметное количество раз, и что это за вопросы?
А.С. Интервью было действительно много, но я их не собираю и вопросы не записываю. Что касается вопросов мне, возможно, они возникнут у Вас по прочтении моей книги «Глубина», которую Вы должны получить.
Д.Ж. Вы в исследовательском подводном флоте не один десяток лет. Подводных аппаратов, таких как российские "Миры" , можно во всем мире пересчитать по пальцам. Скажите, Анатолий Михайлович, есть ли в России учебное заведение, которое готовит новую смену пилотов подводных обитаемых аппаратов? Как можно юноше или девушке стать пилотом ГОА в наше время?
А.С. Если посчитать чистое время, проведенное мной в море, начиная с 1967 г., получится цифра равная 18,5 лет. Жаль, но пилотскому искусству в учебных заведениях России не учат. К тому же специальности "гидронавт" в России тоже нет. Все люди, воспитанные мною, выросли здесь на "Пайсисах" и на "Мирах". К сожалению, в 90-е многие ушли, главным образом, по безденежью.
Д.Ж. Я знаю, ГОА "Мир-1" и "Мир-2" были построены в Финляндии по заказу СССР в 1987 году. В 2004 году аппараты находились на капитальном ремонте. "Мирам" давно пошел уже третий десяток лет эксплуатации. Каков ресурс этих аппаратов, современны ли они по сей день, или уже морально и физически устарели?
А.С. Ресурс аппаратов при таком режиме эксплуатации, который был в течение 25 лет, хватит еще лет на 40-50 при условии грамотной эксплуатации.
Д.Ж. Известно, что ВПК России построил батискафы "шеститысячники" для нужд ВМФ. Предполагается ли использование подобных аппаратов в исследовательских гражданских целях и планируется ли строительство аналогичных аппаратов для российской науки?
А.С. "Миры" были построены для науки и они многое сделали для этих целей (без бюджета!). Об аппаратах ВМФ я знаю лишь понаслышке..
Д.Ж. Анатолий Михайлович, Вы писали, что похожих погружений не бывает, скажите, какое из погружений Вы можете назвать наиболее сложным за вашу практику работы под водой, и каков Ваш "общий налет" на ГОА?
А.С. Наибольший след в душе оставили глубоководные испытания "МИРов" (см.книгу «Глубина») и Северный полюс (риск 200%!). Да и "Титаник", и "Комсомолец", и "Курск", и "Бисмарк", и, конечно, гидротермальные поля и т.д. Всего не перечислишь…
Д.Ж. Аппараты "Мир-1" и "Мир-2" были задействованы в поисковых операциях на месте гибели двух российских атомных субмарин...Это АПЛ "Комсомолец" и АПЛ "Курск"...Что вы можете рассказать о этих погружениях...Не висит ли гриф "Секретно" на той работе, которую вы проводили 2 десятка лет назад? Почему ВМС России отправили на место катастрофы военных подводных лодок гражданское научно-исследовательское судно? И были ли на месте упомянутых катастроф аналогичные военные батискафы?
А.С. Этот вопрос не ко мне. Мы выполняли свою работу и выполнили ее блестяще.
Д.Ж. Уважаемый Анатолий Михайлович, спасибо Вам за ответы на наши вопросы, думаю, они будут интересны читателям «Titanic Time Line» в Facebook и группы « Судно "Академик Мстислав Келдыш" и ГОА "МИР 1-2 " в социальной сети «В Контакте».
И последний вопрос к Вам в нашем интервью. Анатолий Михайлович, какие планы на лето 2012?
А.С. Полагаю, что в вопросах делаем перерыв, ибо я хочу использовать отпуск на полную катушку - на все лето. Меня ждут недописанные книги, и куча недописанных песен (все по дефициту времени).
Желаю Вам удачи!
P.S. В день опубликования интервью мы получили по почте подаренную нам Анатолием Михайловичем книгу "Глубина"
Titanic Time Line написал(а) заметку под названием Интервью с Анатолием Михайловичем Сагалевичем, Героем России, руководителем подводных экспедиций к "Титанику", океанологом,. Прочитайте полный текст здесь.
// www.facebook.com