Lom4ik> Когда в 1942 году на Т-34 стали устанавливать так называемую "улучшенную" башню - гайку, неужели было не ясно, что погон надо расширять.
Это было ясно еще в 1941, когда разрабатывали т-34М, но началась война и стало не до нового танка, каким по сути являлся т-34М
Lom4ik> ... даже хоть для того, чтоб разделить функции командира и наводчика.
Эти функции прекрасно разделялись и в обычном т-34, но тогда наводчику приходилось самому заряжать орудие и страдала скорострельность. Вообще в т-34 командир мог сидеть на любом месте, разумеется кроме стрелка-радиста, но как правило выполнял функции наводчика.
Lom4ik> ... Что мешало в 1942-м это сделать? Ведь никаких сверхъестественных трудозатрат или изменений технологического процесса. А башню-гайку сразу лить под погон 1600мм. И если ещё установить пушку Ф-27 (с длинным стволом которая успешно прошла испытания на КВ-1) в эту башню + командирская башенка. Лобовой пулемёт убираем, и радиста тоже. Лоб бронируем 75мм, люк мехвода - 100мм. Рядом с мехводом, на месте радиста в бронированной выгородке устанавливаем топливный бак, соответственно убираем бортовые, сколько надо, чтоб не потерять в кол-ве заправки.
см. разработки под индексом т-43, хотели конечно но фронт требует танки, тогда никто не пошел на остановку конвеера для смены модели.
По поводу пушки там были свои проблемы технологического плана - орудие высокой баллистики не получалось с приемлемым ресурсом.
А по поводу переноса баков - их наличие в боевом отделении не является однозначным минусом в плане живучести экипажа: меньше людей бы гибло от пожаров, но больше бы убивало осколками снарядов или не смогли бы выбраться из танка из-за контузии, поскольку 75 мм бронебойный - это 40 гр. взрывчатки плюс заряд взрывателя.
Lom4ik> ... Просто становится обидно за наших танкистов, которые погибали в бою, так и не увидев противника. По всего лишь банальной причине - отсутствию нормального наблюдения. Понимаю немцев, у которых командиры шли в бой высунувшись из люка. Риск велик, но время реакции на открытие огня в десятки раз выше.
Это проблема отсутствия нормальной подготовки танкистов. Уверяю вас, у нас тоже очень часто шли в бой с открытыми люками, а в дозор или разведку и подавно.
Скажем так приказы о задраивании люков в уличных боях выходили не на пустом месте.