Морские млекопитающие на службе ВМС США
Капитан 1 ранга В. Федоров
Первые исследования, направленные на изучение возможностей использования морских млекопитающих (главным образом дельфинов и морских львов) в интересах военно-морских сил, относятся к временам 40-летней давности. Ими занимались вначале научно-исследовательское управление ВМС (Office of Naval Research) в Пойнт-Мугу, а затем центр боевых военно-морских и космических систем в ВМБ Сан-Диего. То, что объектом исследований оказались именно эти морские животные, объясняется их выдающимися гидродинамическими качествами и исключительными биосонарными способностями.
С тех пор некоторые виды зубатых китов (дельфины-бутылконосы, белухи, касатки, гринды) и морские львы широко использовались в ВМС США и некоторых других стран. Сначала они применялись исключительно для поиска, обнаружения и ликвидации морских мин, а затем и в целях зашиты гаваней, обнаружения боевых пловцов и террористов при их попытках атаковать объекты инфраструктуры портов или корабли, стоящие на рейдах или у портовых причалов.
Сама программа использования морских млекопитающих для решения задач флота носила секретный характер и была обнародована в США только в последние годы «холодной войны» (в конце 90-х годов прошлого столетия). Она стала предметом определенной критики со стороны общественных организаций и активистов защиты животных. Из 120 млекопитающих, задействованных к тому времени для этих целей в ВМС США, «в строю» остались 70 дельфинов, две белухи и 20 морских львов. Остальные «оставили службу» и были переданы в общественные дельфинарии и аквариумы.
Гринда с закреплённым на ней захватом может поднять затонувший предмет с глубин до 500 м
В настоящее время американские ВМС имеют на вооружении целый ряд систем, предусматривающих использование морских млекопитающих (MMS - Marine Mammal System). Кроме непосредственно животных они включают обслуживающий персонал, соответствующее техническое оборудование и определяют порядок проведения операций, необходимую подготовку и обслуживание, материальное и ветеринарное обеспечение. Персонал из числа военнослужащих флота, непосредственно занятый работой с млекопитающими, входит в состав трех подразделений: 3-го и 6-го мобильных отрядов обезвреживания неразорвавшихся боеприпасов (E0DMU-3 и -6), базирующихся в ВМБ Коронадо и Чарлстон, а также недавно сформированного 1-го отряда ВМС по расчистке минных заграждений (NSTC-1).
Противоминные системы MMS. Все системы с применением морских млекопитающих обозначаются согласно типовой классификации боевых систем ВМС. В частности, системы Мк4 мод. О MMS используют дельфинов (четыре в каждой) для обнаружения и в случае необходимости нейтрализации якорных мин. Первая такая система была испытана в 1991 году и принята на вооружение в 1993-м. При поиске мин в заданном районе дельфины периодически подплывают к обеспечивающей операцию лодке и сигнализируют операторам о его результатах, касаясь сигнального диска в носовой (цель обнаружена) или в кормовой (не обнаружена) ее части. При положительном результате поиска дельфину передается подрывной заряд Мк98, который он крепит на минрепе мины, затем освобождается от него, возвращается к лодке и выпрыгивает из воды на специальную подстилку. Оператор после этого дает команду с помощью акустического устройства на подрыв заряда. Иногда дельфину приказывают установить буй в месте нахождения мины (в дальнейшем ее классифицируют и уничтожают другими противоминными средствами).
Система Мк7 мод. 1 MMS предназначена для поиска и идентификации донных мин, установленных на
глубинах от 30 до 100 м. На данное время это единственная в ВМС США система, способная обнаруживать заглубленные в слой песка и ила мины. Для этого задействуются две группы по четыре дельфина. Начальные испытания Мк7 прошли в 1976 году, первая группа животных приступила к выполнению задач в 1979-м, а полностью система вошла в строй к 1988-му. Дельфины доставляются в район операции на быстроходных катерах, и когда обнаруженный объект идентифицируется как мина, они оставляют в месте ее нахождения маркер Мк86, на который потом ориентируются водолазы или дистанционно управляемые подводные аппараты при классификации и уничтожении мин.
Система используется главным образом для расчистки фарватеров, подходов к портам и на других важных маршрутах движения судов, а также для контрольных проверок результатов траления небольших участков моря минно-тральными силами. Mk7 MMS применялась в 1996 году в районе ВМБ Сан-Диего и в 2003-м в ходе военной операции в Ираке (доставлялась в Персидский залив на ДКД «Ганстон Холл» с размещением дельфинов в специальных надувных пулах). В последнее время система прошла модернизацию с целью проведения операций в мелководных районах и полосе прибоя (на глубинах от 3 до 12 м) против противодесантных минных заграждений.
Программа развертывания третьей противоминной системы - Мк8 MMS - была начата в 1998 году. Она предусматривает использование четырех дельфинов вместе с подразделениями ССО в скрытных противоминных операциях в мелководных районах с угрозой противодействия противника. В состав сводного противоминного подразделения входят разведывательно-диверсионные группы ССО, разведывательные группы МП и боевые пловцы из состава отрядов обезвреживания неразорвавшихся боеприпасов с малогабаритными автономными подводными аппаратами. В октябре 2001 года были проведены тактические испытания экспериментальной
секции системы (Ех-8), а в 2003-м она была принята на вооружение 1-го отряда расчистки минных заграждений (NSCT-1) и сразу же приняла участие в военной операции в Ираке. В заданный район дельфины скрытно доставлялись свободно плывущими рядом с двух-трехместными специальными лодками (каяками). После обнаружения мин дальнейшая их классификация осуществлялась пловцами или с помощью подводных аппаратов.
Во время военной операции в Ираке системы Мк7 и Мк8 MMS выполняли задачи по расчистке гавани Умм-Каср, чтобы обеспечить безопасный подход к пирсу британского десантного корабля «Сэр Гэлахед» для разгрузки доставленных им гуманитарных грузов. Две группы по два дельфина были переправлены в Умм-Каср вертолетом из Кувейта. Личный состав подразделения NSCT-1 (вместе с животными) проконтролировал в общей сложности 913 миль морских путей, обследовал 237 объектов и обнаружил около 100 мин. В первые дни операции именно дельфины обнаружили четыре мины, которые затем были нейтрализованы силами американо-британо-австралийской противоминной группы 56-го оперативного соединения. В дальнейшем для достижения большей оперативной гибкости попеременно использовалось специальное оборудование (маркеры, каяки и т. п.) обеих систем (Мк7 и 8).
Системы MMS против подводных пловцов предназначены для защиты объектов ВМС. Впервые они применялись в 1970-1971 годах в районе бухты Камрань в период войны во Вьетнаме при проведении операции «Шорт тайм». Шесть дельфинов использовались для патрулирования этого района в течение 15 месяцев. Информация о результатах этих действий была крайне противоречива (от неподтвержденных слухов до засекреченных
данных). Так, сообщалось, что дельфины оповещали о возможном присутствии в районе базы пловцов-водолазов Вьетконга или якобы вынуждали тех всплывать на поверхность, прикрепляя к их ногам надувные шары, и даже были натренированы на ликвидацию подводных диверсантов. Представители ВМС всегда отказывались комментировать такие слухи, в том числе умалчивали и о самом наличии так называемой «программы нейтрализации боевых пловцов» (Swimmer Nullification Programme).
Группа из шести дельфинов, обученных обнаруживать пловцов и водолазов (а возможно, и нейтрализовывать их), была официально воссоздана в 1976 году и классифицирована как система Мкб мод. 1 MMS. В октябре 1987 года она была направлена (вместе с 25 моряками обслуживающего персонала) в Персидский залив, где в течение восьми месяцев участвовала в операции «Иарнест уилл» по обеспечению свободы судоходства в заливе в ходе ирано-иракской войны. Вскоре после этого один из дельфинов погиб от легочной инфекции. Примерно в это же время несколько животных использовались для защиты базы ракетных подводных лодок Бангор в штате Вашингтон. И здесь один из дельфинов погиб из-за переохлаждения в районе Пьюджет-Саунд. В 1991 году проект защиты стратегических объектов с применением дельфинов был закрыт.
Система Мк6 MMS вновь использовалась в 1995 году в операции «Фридом бэннер» в районе корейского порта Пхохан против возможного присутствия там северокорейских диверсантов, затем в
1996-м для патрулирования акватории в районе ВМБ Сан-Диего.
В 2003 году группа морских львов в составе системы Mk7 MMS была направлена в Бахрейн с целью защиты якорных стоянок американских кораблей (система SWIDS - Shallow Water
Intruder Detection System). Животные снабжались специальным зажимом, который они прикрепляли к ногам пловцов. Трос от зажима крепился к лодке, с которой он затем выбирался вместе с пленником. Морские львы обладают чрезвычайно острым зрением под водой (а также совершенным слухом) и способны различать даже малые объекты в мутной воде и в ночное время. Один из морских львов (весом 150 кг) был натренирован для поиска тел под водой (на глубинах до 150 м). Идея такого применения морских животных появилась еще в 1996 году, когда ВМС должны были использовать 26 пловцов-водолазов для проведения напряженных и опасных поисковых работ после инцидента с самолетом рейса TWA-800 у побережья Лонг-Айленда.
Программа MMS «быстрого обнаружения» (Quick Find). Третья и последняя группа морских животных, используемых в ВМС США, известна как система Мк5 мод. 1 MMS. Она состоит из двух команд по четыре морских льва, натренированных для поиска и подъема на поверхность практических торпед, мин и других объектов, заблаговременно снабженных гидроакустическими маячками, с глубин до 150 м. Так называемая программа Quick Find была инициирована в 1976 году и с тех пор полностью отработана. В настоящее время 95 проц. подъемных работ с использованием морских львов в составе системы Мк5 MMS регулярно проводятся на двух полигонах подводных испытаний - в районе Санта-Роза (штат Калифорния) и ВМБ Чарлстон (Южная Каролина). Морские львы выполняют непродолжительное погружение и затем «сообщают» оператору, услышали они или нет сигнал маячка. При положительном исходе поиска им передается зажим с длинным тросом, который они закрепляют при следующем погружении на обнаруженном объекте, подлежащем подъему на поверхность. После контрольной проверки правильности крепления зажима животное всплывает и получает заслуженный приз, а объект поднимается лебедкой с обеспечивающего судна.
Морские львы более свободолюбивы, чем дельфины, и склонны к побегу при тренировках или работе в открытом море. Поэтому для страховки у них сбоку крепится небольшой контейнер с таймером, емкостью для газа и проблесковым маячком. В случае невозвращения льва через определенное время надувается шар, который заставляет животное всплыть и оставаться на поверхности, пока его не выловят.
Определенный интерес к данной программе был проявлен и со стороны ВМС Великобритании, однако низкая температура воды у Британских о-вов не позволяет проводить здесь длительные тренировки и не способствует акклиматизации этих морских животных.
Перспективы использования систем MMS в США связаны с наиболее важным - противоминным - его направлением. В настоящее время и в ближайшем будущем «биосонары» дельфинов останутся едва ли не единственным средством обнаружения донных мин, заглубленных в слой песка и ила. Один дельфин способен обследовать гораздо более обширный район, чем пара боевых пловцов, к тому же значительно снижается риск людских потерь на минных полях. Комбинированное применение морских животных, подводных аппаратов и боевых пловцов обеспечивает повышение тактической гибкости, эффективности и результативности противоминных действий, особенно в условиях растущей угрозы не только со стороны собственно мин, но и от невзорвавшихся боеприпасов, находящихся в морской воде.
Вместе с тем период времени, который необходимо затратить на создание новых систем MMS (включая проектирование, разработку, закупку и подготовку), существенно продолжительнее, чем в случае принятия других решений. Обслуживать эти системы оказывается значительно сложнее, чем подразделения боевых пловцов или автономные подводные аппараты. Тем не менее на данный момент альтернативы им как считают специалисты, нет, и морские животные будут еще долго использоваться в ВМС США.
Зарубежное военное обозрение №9 2006