Реклама Google — средство выживания форумов :)
С подводного крейсера «Орел» снимут линию валов погибшего «Курска»
В оборонно-промышленном комплексе надеются, что ракетоносец больше не будет шуметь
Атомный подводный ракетоносец К-226 «Орел» проекта 949А «Антей» в 2013 году пройдет модернизацию. Как сообщили «Известиям» в Минобороны, у него поменяют одну линию валов (систему, передающую вращение гребному винту), снятую в 2001 году с близнеца — погибшего «Курска». Также замене подлежит линия второго винта, которую взяли с третьего «брата», оставшегося недостроенным и безымянным. Кроме того, К-226 получит новое ракетное вооружение и бортовую радиоэлектронику.
— При закладке «Орла» в 1989 году оба вала, которые вращают винты, состояли из отдельных частей, скрепленных болтами и соединительными муфтами. Все части должны быть цельнолитыми, как на «Курске», но на «Орле» они полые. Внутрь засыпали кварцевый песок. По расчетам конструкторов, такие валы не должны уступать по прочности литым, но при этом легче, меньше шумят, стоят дешевле и проще в изготовлении, — рассказал «Известиям» представитель оборонно-промышленного комплекса, знакомый с ситуацией.
По его словам, для полых валов требовались облегченные винты. Но разработка новых винтов остановилась после распада СССР, и в 1992 году лодку спустили на воду с новыми линиями валов, но со старыми тяжелыми винтами.
— На звуковых испытаниях всё шло нормально, хотя техники отмечали повышенную нагрузку на линию валов. После передачи К-226 флоту начались проблемы. Валы в местах крепления искривились выше нормы и начали тереться о стенки, — рассказал представитель ОПК.
Также он пояснил, что в результате трения при движении под водой с увеличением скорости субмарина начинала издавать характерный звук, отчетливо слышный российскими и иностранными акустическими станциями.
— Лодка должна действовать скрытно, уклоняясь от гидролокаторов противника, а «Орел» гремел валами на всё Баренцево море. С увеличением скорости звук усиливался до того, что хруст заглушал акустикам всю фоновую обстановку вокруг. У американцев и англичан субмарина получила кличку «ревущая корова Баренцева моря» (Roaring Cow), — сказал собеседник «Известий».
Дефект валов вынудил командование Северного флота и главкомат ВМФ России ограничить деятельность К-226 Баренцевым морем. За 20 строевых лет субмарина ходила на боевую службу только в 1995 и 1996 годах. Причем обнаружить ее не составляло труда, и за ней постоянно увязывались американские «Лос-Анджелесы» и британские «Трафальгары».
Проблему пытались решить несколько раз локальными способами, но расчеты показали, что надо полностью менять обе линии валов. Однако их изготовление на заводе «Баррикады» (г. Волгоград) было приостановлено, говорит собеседник «Известий».
Поэтому в 2001 году решили поставить цельнолитые валы с «Курска», который к тому времени был поднят и утилизирован. Кардинально это не решало проблему, так как старые валы искривили стенки до такой степени, что с новыми деталями субмарина продолжала греметь.
— В целом узлы и механизмы подводного крейсера в хорошем состоянии, ведь он практически не ходил в море. Технология изготовления валов сейчас значительно шагнула вперед, так что цельнолитые валы мы сделаем, — пообещал представитель ОПК.
В главкомате ВМФ «Известиям» сообщили, что до 2005 года линии валов на «Орле» не вызывали нареканий. Но в том году в походе произошло ЧП — взрыв в дифферентной цистерне, что привело к значительным разрушениям, в том числе в линиях валов. Их пришлось восстанавливать на судоремонтном заводе.
— В принципе разница в показателях шумности небольшая: если с исправной линией крейсер обнаруживался на расстоянии одной морской мили, то с неисправной — полторы мили. Я не знаю, где американцы слышали свою Roaring Cow, — подчеркнул представитель главкомата ВМФ.
Помимо ходовой части К-226 получит новые информационную, навигационную и систему связи, гидроакустическое оборудование. Также повысится ударная мощь: новые противокорабельные сверхзвуковые ракеты «Оникс» заменят устаревшие «Граниты».
В Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург), которое спроектировало и довело до серийного производства все лодки проекта 949А, комментировать планы флота отказались. А вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков пояснил «Известиям», что дефекты строительства кораблей и судов — обычное явление.