Американские ученые, проанализировав статистику боев с японцами во Второй мировой войне, обнаружили, что, несмотря на приблизительное равенство сил, войска США побеждали чаще. Причину нашли в длине слов английского и японского языков. В английском языке средняя длина слова составляет пять букв, а в японском — тринадцать. То есть пока японцы еще ставили боевую задачу, американцы уже начинали стрелять… После этого в американской армии был введен обычай давать короткие названия (клички) как своей боевой технике, так и технике противника. Когда эта информация дошла до русских, то они вычислили среднюю длину слова в русском языке, которая оказалась равной семи буквам. Однако проведенные полевые исследования показали, что в процессе управления боем командир автоматически переходит на матерную лексику, и информативность речи возрастает в два-три раза…
В отсутствие собственных каналов военные моряки используют английскую спутниковую систему Inmarsat
После переезда в Санкт-Петербург главкомат ВМФ России остался без связи с кораблями в море, береговыми воинскими частями и учреждениями. В Генштабе «Известиям» сообщили, что каждый сеанс связи сейчас сопровождается множеством сложностей и сбоев, так как главный узел связи ВМФ остался в Москве. Фактически это означает, что командование неспособно исполнять свои функции.
— Туда ежедневно поступает и передается огромное количество информации — не только телефонные звонки, но и цифровые данные. Главный узел связи ВМФ в Москве, а в здании Адмиралтейства, куда переехал главкомат, есть простая телефонная станция. Приходится задействовать узлы Балтфлота и Западного военного округа, но те не рассчитаны на массивные нагрузки, — рассказал офицер одного из управлений Генштаба, знакомый с ситуацией.
По его словам, для связи с кораблями в море приходится использовать коммерческие системы спутниковой связи «Инмарсат». Для этого командиры уходящих в поход кораблей и судов получают комплект спутниковой связи и сам спутниковый телефон.
— У корабля нет проблем коммуникации с главным узлом связи ВМФ. Но дальше, при передаче информации в Санкт-Петербург, персоналу узла связи приходится соединять несколько промежуточных сетей. Такая связь нестабильна, часто прерывается. Проще звонить напрямую через спутник, — говорит он.
Система коммуникаций между штабами и кораблями в далеких океанах создавалась несколько десятилетий. Главный узел связи ВМФ в Москве перевозке в Санкт-Петербург не подлежит, так как помимо коммутаторов и системы засекречивающей телефонной связи в его состав входят станции спутниковой связи и антенные поля дальней связи в Подмосковье.
— Каждое антенное поле — это несколько тысяч гектаров полей. Сигнал с такой станции передается на тысячи километров и проникает под толщу воды. Все сигналы зашифрованы и недоступны противнику. Антенны спутниковой станции также имеют высокую степень безопасности. Кстати, проезжая подмосковные Медвежьи озера по Щелковскому шоссе, их хорошо видит каждый гражданский, — продолжил представитель Генштаба.
Незадолго до переезда в старое здание главкомата ВМФ в Большом Козловском переулке от главного узла связи провели широкополосные кабели без промежуточных звеньев. Благодаря этому в главном командном пункте ВМФ России в режиме реального времени отмечались местоположения кораблей, их состояние, курс, скорость.
— Теперь прямых каналов нет. Образно говоря, мы пытаемся протолкнуть 100 куб. м воды в трубу, которая пропускает не более одного, — посетовал собеседник.
По данным «Известий», проблему коммуникаций в Генштабе сознавали еще до переезда главкомата, предупреждали, что без главного узла связи главкомат глух и нем. Однако тогдашнее руководство Минобороны не приняло в расчет доклады связистов. В прошлом году военное ведомство заключило договор на обслуживание с международными компаниями «Инмарсат» и «Иридиум». Однако моряки говорят, что гражданские, еще и зарубежные операторы связи — не лучший вариант для передачи секретной информации оборонного значения. Всё равно требуются собственные защищенные каналы коммуникаций, а их нет в России.
Вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков считает, что фактическое отсутствие коммуникаций — это следствие необдуманного решения о переводе главкомата ВМФ в Санкт-Петербург.
— Не хочется думать, что будет в случае войны. Нет системы связи и управления — значит, нет флота как вида Вооруженных сил. Который, между прочим, часть ядерной триады, — напомнил Сивков.
Inmarsat — международная сеть спутниковой связи, которая базируется на 11 геостационарных спутниках. Штаб-квартира компании Inmarsat находится в Лондоне. Сеть может осуществлять голосовую связь в режиме телефона, также используется для передачи данных на сверхнизких скоростях (2,4–4,2 кб/с). Существуют технологические возможности передачи данных на скорости от 32 кб/с до 0,5 Мб/с.