«ВАРЯГ» В КИТАЕ: ВЗГЛЯД С УКРАИНЫ
Интервью с Валерием Бабичем
25 сентября 2012 года в городе Далянь (бывший – российский порт Дальний) был торжественно передан Военно-морским силам первый китайский авианосец «Ляонин» («Liao Ning»), названный в честь провинции на северо-востоке Китая, где переоборудуется сейчас авианосец. Это – тяжелый авианесущий крейсер «Варяг», построенный на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве.
В связи с этим событием публикуем интервью с Валерием Бабичем, в прошлом – начальником конструкторского бюро по авианесущим кораблям в отделе Главного конструктора ЧСЗ, автором книг «Наши авианосцы» и «Город св.Николая и его авианосцы».
Валерий Васильевич, какое впечатление произвело на Вас известие о вводе в строй авианосца «Ляонин»?
Из сообщений в печати и по телевидению мы узнали, что в церемонии передачи корабля Флоту и первом подъеме военно-морского флага приняли участие генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Ху Цзиньтао, Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао и другие партийные и государственные деятели страны. Это подчеркивает, что введение в строй авианосца является важным, символическим событием в жизни КНР и показывает, какое значение придают этому кораблю высшие руководители Китая. При передаче наших авианосцев Военно-Морскому Флоту руководители такого уровня никогда не присутствовали.
Вы хорошо знаете историю продажи «Варяга» и как он вводился в строй в Китае. Является ли этот корабль полноценным авианосцем?
Авианосец «Liao Ning» является учебным, на нем будут учиться летать летчики, а моряки учиться обслуживать самолеты. Будут учиться и конструкторы, и судостроители. Это беспрецедентный натурный полигон, который могла позволить создать себе только такая богатая и далеко смотрящая вперед страна как Китай. На нем будут ставиться и отрабатываться задачи, необходимые для создания следующих авианосцев. Мы еще увидим, как быстро и качественно будет наращивать Китай свой авианосный флот. И поможет ему в этом наш «Варяг», который не нужен был ни Украине, ни России, и который с такой пользой для себя приобрел у Украины за 20 миллионов долларов Китай. Кроме того, Китай построил наземный полигон для испытания корабельной авиации и обучения летчиков, типа нашей «Нитки» в Крыму. Напомню, что стоимость последнего американского авианосца «Джордж У.Буш» достигла рекордных 6,2 миллиарда долларов. Стоимость строительства американского авианосца нового поколения «Джеральд Р.Форд», сдача которого ВМС США намечена на 2015 год, оценивается уже в 8,1 миллиардов долларов, не считая 2,4 миллиардов, ушедших на конструкторские и исследовательские работы при проектировании. А стоимость «Варяга», в случае его достройки, составила бы по нынешним ценам порядка 3,5 миллиарда долларов. Время показало, что несмотря на все трудности, с которыми покупался, а потом доставлялся в Китай «Варяг», игра стоила свеч. Китайцы, как всегда, оказались хорошими бизнесменами.
Как вводился в строй авианосец «Ляонин»?
В августе 2011 года авианосец вышел на испытания. Всего на неделю. Китайские военные сообщили, что целью выхода была проверка механической установки корабля. Потом в декабре 2011 и в 2012 году было выполнено еще несколько выходов в море. Сообщалось, что принять на вооружение корабль планируется до конца 2012 года. Однако жизнь внесла коррективы. Принятие авианосца на вооружение состоялось 25 сентября 2012 года на фоне обострения территориального спора Пекина и Токио за острова Сенкаку (китайское название - Дяоюйдао), которые Япония и Китай считают своими. Возможно досрочная передача авианосца Военно-морскому флоту – политическое решение, связанное с этим конфликтом. Кроме того, авианосец введен в строй накануне главного государственного праздника Китая – годовщины образования Китайской Народной Республики, которая отмечается 1 октября.
Китайские моряки понимают, что для окончательного ввода в строй корабля потребуется провести полноценные испытания, в том числе проверку главной энергетической установки на полных ходах, которые на «Варяге» составляют ок.30 узлов, при суммарной мощности турбин 200 000 л.с. Авианосец должен идти на полном ходу не менее трех суток. У нас за этим строго следили военпреды. При любой остановке все нужно было начинать сначала. Это – сложная задача.
Полеты авиации практически еще не начинались. У нас на заводские ходовые и государственные испытания таких кораблей вместе с ревизией, окончательной окраской и контрольным выходом в море уходил один год. Столько же уйдет и у Китая. Думаю, что китайцы трезво оценивают ситуацию, так как из морского ведомства Китая приходят сообщения, что на приведение в полную боевую готовность авианосцу понадобится еще три года. Не исключено, что «Ляонин» будет в конце-концов введен в строй, как полноценный авианосец. Никаких технических препятствий этому нет. Китай планирует до 2020 года создать до 4-х авианосных групп, во главе которых должен находиться один авианосец. Флот сопровождения для этих целей уже строится.
С какими трудностями столкнулся Китай при вводе в строй авианосца?
Я уже говорил, что большую сложность представляет ввод в строй главной энергетической установки и системы главного пара, трубопроводы которой работают под огромным давлением 64 кг/см2 при температуре 470°С. Известно, что на наших кораблях слабым звеном являлись котлы. Это – сердце корабля, так же, как на американских авианосцах атомные реакторы. Котлы КВГ-4, вырабатывающие по 115 тонн пара в час каждый, – уникальные по своим характеристикам и в то же время очень сложные в обслуживании. Моряки не умели с ними справляться. Как только сходила с корабля заводская команда, начинали выходить из строя котлы. Были случаи полного прекращения кораблем хода. Китайцы это знали. Пока «Варяг» стоял в Даляне, они сняли один котел и отвезли его на завод в Харбин, где тщательно изучили и провели всесторонние испытания. Вполне вероятно, что они довели котлы до нужной кондиции, усовершенствовали автоматику, современные электронные системы позволяют это выполнить. Испытания и дальнейшая эксплуатация авианосца покажут. Россияне до сих пор так и не смогли это сделать, о чем свидетельствует срыв испытаний индийского авианосца «Викрамадитья», который переоборудуется на северодвинском «Севмаше» из четвертого нашего авианосца «Адмирал Горшков». По поступающим из России сообщениям, на этом корабле летом 2012 года при развитии авианосцем полного хода вышли из строя семь котлов из восьми.
Наибольшую трудность для китайский специалистов представляет ввод в действие авиационно-технического комплекса корабля. Это – аэрофинишеры, система оптической посадки, радиотехническая система управления полетами, система заправки авиационным топливом, система энергоснабжения самолетов и вертолетов, подъемники летательных аппаратов, газоотбойные щиты, устройства удержания самолета перед стартом при выходе двигателей на полные обороты, установка оборудования для проведения регламентных работ авиационной техники, да и многое другое. Важнейшими на таком корабле, где хранится большое количество легковоспламеняющегося авиационного топлива, являются противопожарные системы. Необходимо обеспечить также безопасное хранение боезапаса и быструю его доставку на полетную из глубины авиационных погребов. После решения этих задач Китай вплотную подойдет к созданию своего авианосного флота.
Валерий Васильевич, Вы принимали непосредственное участие в строительстве «Варяга». Напомните, пожалуйста, каково должно было быть авиационное вооружение этого корабля?
«Варяг» создавался для базирования на нем истребителей Су-27К (Су-33) и МиГ-29К. Когда строился корабль в 1985-1991 годах, эти самолеты превосходили по своим тактико-техническим элементам палубные истребители ВМС США F-14D «Tomcat» и F/A-18C «Hornet». Кроме того, на корабле должны были размещаться самолеты радиолокационного дозора и наведения Як-44 РЛДН и целое семейство вертолетов фирмы «Камов» – противолодочные Ка-27, десантные Ка-29, спасатели Ка-27ПС и радиолокационного дозора Ка-31 РЛД. Всего на корабле должно было базироваться 52 летательных аппарата.
Какие, все-таки, самолеты лучше, Су-33 или Миг-29К? Почему на «Адмирале Кузнецове» остались только истребители Су-33?
Су-27К (получивший после принятия на вооружение обозначение Су-33) и Миг-29К – разные самолеты по своим возможностям. Су-33 – находится в воздухе в три раза дольше и берет боезапаса в 2,5 раза больше, чем МиГ-29К. Но он и дороже в два с половиной раза. С другой стороны, самолет МиГ-29К в полтора раза меньше по размерам, значит поместить на корабле можно больше самолетов МиГ-29К. Кроме того, МиГ-29К – более маневренный в бою, имел прекрасную радиоэлектронную систему управления вооружением. Оба самолета хороши. Поэтому на «Варяге» планировалось размещение двух типов истребителей – Су-27К и МиГ-29К, дополнявших друг друга. Строительство МиГ-29К прекратили из-за остановки финансирования при распаде Советского Союза. Сейчас этот истребитель возрожден для индийского авианосца «Vikramaditya».
Как будет Китай решать вопрос обеспечения летательными аппаратами своего нового авианосца?
В Китае на базе самолета Су-27 сейчас создается палубный истребитель, который будет отвечать самым современным требованиям. В 1990-х годах Китай купил в России партию сухопутных истребителей Су-27 и лицензию на их изготовление. Производство самолетов Су-27 организовано на авиационном заводе недалеко от Харбина. Я видел эти самолеты на выставке в Харбине в 2006 году и скажу, что на меня это произвело сильное впечатление. Я никак не мог подумать, что Китай в короткие сроки сможет освоить изготовление одного из лучших наших истребителей. Сейчас на основе этого самолета Китай создает морской истребитель» J-15, который по своим техническим характеристикам будет напоминать российский палубный истребитель Су-27К, а может и превосходить его. Ведь со времени создания самолета Су-27К, прошло более 20-ти лет, а техника на месте не стоит. Нужно отметить, что и Украина помогла Китаю, продав ему самолет Су-27К, находившийся в Крыму на полигоне «Нитка». Самолеты J-15 и составят основу авиационного крыла авианосца «Ляонин» и двух последующих авианосцев, которые строятся сейчас китайскими судостроителями. Второй и третий авианосцы, похожие на наши «Адмирал Кузнецов» и «Варяг», Китай планирует сдать Флоту в 2015 и 2017 годах. По сообщениям печати на этих кораблях могут базироваться также новейший китайский истребитель J-21 и вертолет Z-8 AEW.
Чтобы сделать полноценный авианосец, для управления корабельной авиацией и наведения ее на цели обязательно должен быть спроектирован и построен самолет радиолокационного дозора и наведения, типа нашего Як-44 РЛДН или американского Е-2С «Hawkeye». Это наиболее сложная задача для корабля, не имеющего катапульту, ведь этот самолет довольно тяжелый. Мы в свое время так ее и не решили.
Какие различия между пятым николаевским авианосцем «Адмирал Кузнецов», который сейчас служит на Северном Флоте России, и шестым - «Варяг»?
Авианосцы «Адмирал Кузнецов» и «Варяг» строились по одному проекту – 11435, однако на «Варяге» решили заменить радиолокационные станции дальнего обнаружения «Марс-Пассат» и «Фрегат-МА» на новый радиолокационный комплекс «Форум». Одновременно было решено установить и новый комплекс радиоэлектронной борьбы ТК-146 – «Созвездие-БР», взамен аналогичного комплекса «Кантата-11435», установленного на «Адмирале Кузнецове». Замена этих двух радиоэлектронных систем привела к изменению конфигурации надстройки корабля и полной переделке свыше 140 помещений. Эту работу до конца 1991 года Черноморский завод успел выполнить. Поэтому «Адмирал Кузнецов» и «Варяг» имеют некоторые архитектурные различия.
Когда было остановлено строительства «Варяга»?
Строительство «Варяга» было остановлено в начале 1992 года при готовности 67,7%. На корабле был окончен монтаж машинно-котельных отделений, а состояние энергетических отсеков позволяло принимать электропитание, начинать проворачивать механизмы и проводить швартовные испытания. Сдача корабля Военно-Морскому Флоту планировалась в 1993 году. В начале 1992 года прекратилось финансирование строительства со стороны Российской Федерациии. Корабль отбуксировали к новой причальной стенке, которую специально построили для седьмого авианосца – атомного «Ульяновска», поставили охрану и он остался там на долгие годы в ожидании своей участи. Приезжало много покупателей, но самым настойчивым оказался Китай, которому и продали «Варяг». Продажа такого корабля – очень сложный процесс, поскольку это военная продукция и на тот момент корабль содержал в себе много секретной информации. Нужно было убедить Украинское правительство, а также Россию, что с корабля перед продажей будет снято все секретное оборудование.
Какова история продажи «Варяга»?
Продажа «Варяга» – отдельная большая тема, почти детектив. Лучше всех ее знает Иван Иосифович Винник, в прошлом – главный строитель авианосцев, а когда продавался «Варяг» – заместитель генерального директора ЧСЗ. Он принимал китайские делегации, а потом неоднократно летал в Китай на «Варяг», в Далянь. Винник жив-здоров, имеет прекрасную память, 22 июня 2012 года ему исполнилось 83 года. Спросите у него, как все было, пока еще есть возможность. Стоимость авианосца, как металлолома, по мировым ценам составляла ок.5 миллионов долларов. Китай заплатил, как я уже говорил, 20 миллионов и выиграл тендер. Однако уже в то время было понятно, что корабль покупается не как металлолом или казино, а как будущий авианосец.
Жалеете ли Вы, что не смогли закончить строительство этого корабля?
Конечно, мы жалеем, что не достроили «Варяг». Но в целом, хорошо, что авианосец не разрезан, как это произошло с «Ульяновском». В Китае находятся три наших авианосца - «Киев», «Минск» и «Варяг» и я доволен, что они не разделаны на металлолом, а демонстрируют достижения нашего судостроения в годы его наибольшего расцвета.
Какие недостатки или преимущества имеют авианосцы «Адмирал Кузнецов» и «Варяг» по сравнению с американскими авианосцами?
Американские авианосцы – корабли более высокого класса и вмещают больше самолетов – до 80-ти. Кроме того, на них ядерная силовая установка, что обеспечивает им практически неограниченный район плавания. На «Кузнецове» и «Варяге» устанавливался комплекс противокорабельных крылатых ракет «Гранит», способных поражать цели на расстоянии свыше 500 километров со скоростью 2,5 Маха. В 1990-е годы это было грозное оружие и американцы его боялись. У них не было сверхзвуковых противокорабельных крылатых ракет. Нет таких ракет и сейчас. В ВМС США на вооружении состоят дозвуковые крылатые ракеты «Гарпун» и «Томагавк», летящие всю дистанцию низко над поверхностью суши или воды со скоростью 880 км/час. Но в целом, размещение крейсерского вооружения на наших авианесущих кораблях, снижало их возможности, как авианосцев. Не было на наших авианосцах и катапульт для взлета самолетов, и это тоже ограничивало их возможности. Катапульты должны были установить на седьмом авианосце – атомном «Ульяновске». На момент прекращения строительства на нулевом стапеле стоял почти готовый корпус этого корабля, с установленными главными механизмами. Со строительством «Ульяновска» мы выходили на уровень, достигнутый американскими судостроителями.
Как Вы думаете, какие авианосцы будет строить Россия в будущем?
Россия собирается возобновить строительство авианосцев с 2020 года. Опять будут догонять, но теперь уже и Китай. В российской прессе сообщается, что новый авианосец будет похож по размерам на ныне действующий авианосец «Адмирал Кузнецов», но, конечно, сделанный на более высоком уровне. Все 20 лет со времени прекращения строительства авианесущих кораблей, Невское ПКБ в С.-Петербурге продолжало их проектирование и совершенствование. Думаю, что новый российский авианосец будет построен на техническом уровне самых лучших кораблей XXI века.
Что вы можете сказать о дальнейшей судьбе украинского судостроения?
Южные судостроительные заводы всегда играли большую роль в создании Военно-Морского Флота царской России а потом и Советского Союза. Во времена СССР на Украине производилось ок.40% кораблей для ВМФ, не считая, конечно, подводных лодок, производство которых было сосредоточено в России. На мой взгляд, у России сейчас нет достаточных производственных мощностей для возрождения своего Военно-Морского Флота. На Украине – семь больших судостроительных заводов. Черноморский завод – строитель линкоров, крейсеров, подводных лодок и авианосцев – самый большой из них. Николаевские судостроительные заводы имеют огромный технический потенциал, а кадровый потенциал готовится здесь же, в одном из наших лучших учебных заведений – Национальном университете кораблестроения – легендарном НКИ. Николаевские судостроительные заводы исторически и технологически формировались, как производства для создания кораблей, насыщенных сложной военной техникой. Именно в этом направлении они смогут наилучшим образом проявить себя в дальнейшем. Думаю, что будущее нашего судостроения – в тесном сотрудничестве с Россией.