Если это не противоречит правилам форума, буду, по возможности, публиковать имеющуюся у меня информацию по истории СВС "СПРУТ"
Статья написаная Владимиром Васильевым - бессменным пилотом обитаемых подводных аппаратов для второго издания книги " Штурм гидрокосмоса"
Теперь об аппаратах "СПРУТа" есть корректная информация!
«MOANA IV» (СПРУТ – 2)
Назначение: исследование грунта на глубинах до 400 м и работа манипулятором.
Экипаж 3 человека.
Габаритно-весовые характеристики:
- Длина - 5 м, ширина - 2,5 м, высота – 3 м, масса – 11054 кг
- плавучесть – 11146 кг при плотности морской воды 1,025 кг/л
- скорость максимальная – 2 узла, изменение скорости от 0 до 2 уз. – 15с.
- вертикальная скорость – до 0,5 узла, изменение скорости от 0 до 0,5 уз. – 6с.
Автономность:
- по запасам энергии - 80% запаса энергии 120В (мощность 50 кВт час) расходуется в течение 10 часов, 80% запаса энергии 24В (мощность 2,8 кВт час) расходуется в течение 5 часов.
- по запасам кислорода на дыхание - 102 часа.
Прочные корпуса
- Два сферических отсека диаметром 1700 мм с толщиной стенки 15 мм, соединённых цилиндрической манжетой диаметром 500 мм.
Носовая сфера имеет: входную рубку диаметром 1000 мм с крышкой люка диаметром 600 мм и 4-мя боковыми плоскими иллюминаторами, 7 полусферических иллюминаторов диаметром 550 мм, техническую крышку диаметром 550 мм с кабельными вводами.
Кормовая сфера включает: 2 полусферических иллюминатора диаметром 550 мм, 2 технических крышки диаметром 220 мм для кабельных вводов.
- Сферическая уравнительная цистерна – 180 л с датчиком уровня.
- Сосуды для хранения газов:
- воздух – 4 алюминиевых баллона по 50 л, давлением 200 кг/см кв. (для продувки 2-х балластных и уравнительной цистерн).
- кислород - 2 алюминиевых баллона по 20 л и 1 стальной баллон 5 л, давлением 200 кг/см кв.
- 2 цилиндрических батарейных контейнера диаметром 660 мм, длиной 2800 мм и толщиной стенки 8 мм с полусферическими крышками и деревянными килями в виде бруса. В каждом контейнере аккумуляторные тележки с 33 элементами по 2В сети 120В и 2 элементами по 12В сети 24В. Перемещение тележек гидроцилиндром обеспечивает дифферент ± 15 град. Контейнеры заполняются азотом на 2 кг/см кв. для исключения образования взрывоопасной газовой смеси.
- Контейнер преобразователя 120В 50Гц - (сзади в верхней части ПА по Пр.Б) диаметром 427 мм, длиной 1420 мм, объём 180 л. Закрыт полусферами. С ЛБ установлен такой же пустой контейнер.
- Контейнер электроники – установлен в корме, в нижней части, диаметр 180 мм, длина 370 мм. Содержит элементы профилемера, аппаратуры поиска подводных трубопроводов.
Лёгкие корпуса
- Снизу, между батарейными контейнерами размещены шасси для запасов газа, уравнительной цистерны и аварийного балласта.
- Сверху размещены 2 балластные цистерны по 350 л, плавучести из эпоксидной пены (объём 448л, уд. вес 0,42 кг/л), настил верхней палубы, обтекатели, привальные брусья для ложемента СПУ.
Антикоррозионная защита: эпоксидная краска, пассивная защита цинковыми анодами.
Оборудование
- Телевидение, фото и связь: ультразвуковой подводный телефон «Thomson» с 2 антеннами, УКВ радиостанция «Shipment», кассетный видео магнитофон с ТВ камерой «Sony», ТВ монитор, аудио магнитофон «Sony», подводная фотокамера «Photosea» с вспышкой для глубин до 1000 метров.
- Навигация: гидролокатор кругового обзора «Wesmar», 2 инклинометра (дифферент и крен), ультразвуковой маяк-ответчик «Simrad» для пеленгования судном-носителем, глубиномер, эхолот, ультразвуковой дальномер «Oceana» для работы в поле гидроакустических маяков, гирокомпас, бортовая ЭВМ «Hewlett-Packard», позволяющая на мониторе видеть оперативную обстановку под водой.
- Приборы: профилемер «Comex», аппаратура поиска и контроля подводных трубопроводов «Comex», кассетный 4-х дорожечный магнитофон «Dillon».
- Газовая и водяная системы: внутри отсеков размещены - щит распределения воздуха, щит распределения кислорода, щит контроля атмосферы (содержание кислорода, влажность, давление) с автоматической подачей кислорода, щит регулировки балласта.
- Регенерация: 2 абсорбера углекислого газа с натронной известью по 14 кг, 1 абсорбер влажности с 6 кг силикагеля.
- Гидравлическое оборудование: гидравлическая станция 7,7кВт, ручной аварийный гидронасос, электрораспределительный контейнер, манипулятор, 2 горизонтальных и 2 вертикальных движителя по одному в носу и корме с тяговым усилием 35 кгс каждый, 2 гидроцилиндра для перемещения аккумуляторных батарей (дифферент), гидроцилиндры для сброса аварийного балласта и манипулятора, разъёмы подключения забортного гидравлического инструмента.
- Электрооборудование: аккумуляторные батареи 120В, 380 Ач (66 элементов по 2В), аккумуляторные батареи 24В, 120 Ач (4 элемента по 12В), щиты распределения 120В и 24В, релейная коробка, 2 маршевых реверсивных движителя с электроприводом по 2,5кВт с раздельным управлением, пульты привода манипулятора и маршевых движителей, 6 наружных прожекторов по 250 Вт.
- Средства безопасности: аварийный балласт - 150 кг, сбрасываемый манипулятор, подводная лампа-вспышка, дымовая шашка оранжевого цвета, датчик предельной глубины (420 м), радио бакен, аварийный всплывающий буй на буйрепе, 85 кг аварийного запаса поглотителя углекислого газа (натронная известь), рацион аварийного питания и воды, 3 изолирующие маски (Фензи) для дыхания в задымлённом отсеке, 2 огнетушителя (углекислотный и порошковый), портативные анализаторы содержания кислорода и углекислого газа, индивидуальные теплоизолирующие мешки, спасательные жилеты, пиротехнические средства.
«SM – 370» (СПРУТ-1)
Назначение: исследование грунта, работа манипулятором, работа с водолазами в режиме КП (кратковременного пребывания) на глубинах до 60 метров и ДП (длительного пребывания) на глубинах до 300 м.
Экипаж 5 человек (3 в носовом отсеке, 2 в кормовом или наоборот).
Габаритно-весовые характеристики:
- Длина – 7,725 м, ширина - 2,6 м, высота – 2,96 м, масса – 144254 кг
- плавучесть – 15595 кг при плотности морской воды 1,025 кг/л
- скорость максимальная – 2,5 узла, изменение скорости от 0 до 2,5 уз. – 20с.
- вертикальная скорость – до 0,5 узла, изменение скорости от 0 до 0,5 уз. – 10с.
Автономность:
- по запасам энергии - 80% запаса энергии 120В (мощность 63 кВт час) расходуется в течение 5 часов, 80% запаса энергии 24В (мощность 7,2 кВт час) расходуется в течение 5 часов.
- по запасам кислорода на дыхание - 98 часов.
- запас газовой смеси для водолазов – 1.1 м куб. х 200 кг/см кв.
Прочные корпуса
- Носовой отсек – 2 полусферы с цилиндрической вставкой диаметром 1700 мм, объём - 5,5 м куб. Толщина полусфер 10мм, цилиндрической вставки – 20 мм. Имеет: входную рубку диаметром 1016 мм, толщиной стенки 8 мм с крышкой люка диаметром 600 мм и 6 боковыми плоскими иллюминаторами; на носовой сфере - 1 полусферический иллюминатор диаметром 900 мм, толщиной 65 мм, 8 кабельных проходов в корпус. В кормовой сфере - фланец крышки переходного люка диаметром 760 мм и 8 кабельных проходов в корпус.
- Кормовой сферический отсек (водолазный) диаметром 1700 мм, толщина стенки 12 мм с наружной теплоизоляцией имеет: выходной люк диаметром 700 мм с крышкой, снабжённой гидравлическим механизмом, водолазную шахту диаметром 715 мм, с толщиной стенки 10 мм, с фланцем (для пристыковки к барокамере), герметичную крышку с иллюминатором диаметром 350 мм на люке в носовой отсек, 6 кабельных проходов в корпус, лекарственный шлюз диаметром 150 мм.
- Сферические уравнительные цистерны (в нижней части ПА, между батарейными контейнерами): кормовая (главная) – 240 л диаметром 780 мм с датчиком уровня, носовая (компенсации манипулятора) – 120 л диаметром 470 мм.
- Сосуды для хранения газов:
- воздух – баллон 145 л диаметром 556 мм, длиной 910 мм, давлением 200 кг/см кв. ( для продувки 2-х балластных и уравнительных цистерн).
- кислород - 2 алюминиевых баллона по 50 л и 2 стальных баллона по 5 л для замкнутой системы дыхания водолазов, давлением 200 кг/см кв.
- газовые смеси – 14 алюминиевых баллонов по 50 литров и 10 по 40 литров с давлением 200 кг/ см кв.
- 2 цилиндрических батарейных контейнера диаметром 725 мм, длиной 4205 мм и толщиной стенки 6 мм с полусферическими крышками и деревянными килями в виде бруса. В каждом контейнере аккумуляторные тележки с 22 элементами по 6В сети 120В и 2 элементами по 12В сети 24В. Контейнеры заполняются азотом на 2 кг/см кв. для исключения образования взрывоопасной газовой смеси.
- Контейнер преобразователя 120В 50Гц – (по ЛБ между отсеками) диаметром 425 мм, длиной 1365 мм, объём 180 л.
- Контейнер теплового насоса – (по Пр.Б), между отсеками) диаметром 615 мм, длиной 1200 мм.
- Насосы горячей (ЛБ) и холодной (Пр.Б) воды в верхней части ПА.
- Контейнер электроники - установлен между отсеками, диаметр 180 мм, длина 370 мм. Содержит элементы профилемера.
Лёгкие корпуса
- Снизу, между батарейными контейнерами размещены шасси для запасов воздуха, уравнительных цистерн, аварийного балласта, манипулятора, захвата и опор с домкратами, в кормовой части – шасси для запасов кислорода, газовых смесей, крепления маршевого движителя, киля и стабилизаторов .
- Сверху по обоим бортам размещены 4 балластные цистерны - 2 носовые по 366 л и 2 кормовые по 134 л, плавучести из эпоксидной пены, настил верхней палубы, обтекатели, привальные брусья для ложемента СПУ.
Оборудование
- Телевидение и связь: ультразвуковой подводный телефон «Thomson» с 2 антеннами, УКВ радиостанция «Shipment», кассетный видео магнитофон с забортной и внутриотсечной ТВ камерами «Sony», аудио магнитофон «Sony», ТВ монитор, корректор речи «Helle» и без батарейное телефонное переговорное устройство для связи с водолазным отсеком.
- Навигация: гидролокатор кругового обзора «Wesmar», 2 инклинометра (дифферент и крен), ультразвуковой маяк-ответчик «Simrad» для пеленгования судном-носителем, глубиномер, эхолот, ультразвуковой дальномер «Oceana» для работы в поле гидроакустических маяков, гирокомпас, бортовая ЭВМ «Hewlett-Packard», позволяющая на мониторе видеть оперативную обстановку под водой, морской хронометр.
- Приборы: профилемер «Comex», кассетный 4-х дорожечный магнитофон «Dilon», гидролокатор бокового обзора «Klein» с двумя боковыми и донной антеннами, и записывающим устройством (полоса захвата 200 м при высоте над грунтом 10 м).
- Газовая и водяная системы:
- в носовом отсеке - щит распределения воздуха, щит распределения кислорода, щит распределения газовой смеси с анализаторами системы замкнутого дыхания LBS, щит контроля атмосферы (содержание кислорода, влажность, давление) с автоматической подачей кислорода, щит регулировки балласта и уравнительных цистерн.
- в водолазном отсеке - щит распределения кислорода, щит распределения газовой смеси, щит контроля давления, 2 модуля системы замкнутого дыхания водолазов.
- Регенерация: 3 абсорбера углекислого газа с натронной известью по 14 кг и 2 анализатора содержания углекислого газа, 1 абсорбер влажности с 6 кг силикагеля.
- Гидравлическое оборудование: 2 гидравлические станции по 10 кВт, ручной гидронасос, 2 электрораспределительных контейнера, манипулятор, захват, 2 горизонтальных и 2 вертикальных движителя с винтом диаметром 240 мм по одному в носу и корме с тяговым усилием 35 кгс каждый, главный движитель с 3-х лопастным реверсивным гребным винтом диаметром 950 мм в поворотной (на ±45 град.) насадке с гидроцилиндром, 3 гидроцилиндра опор, 2 гидроцилиндра для перемещения аккумуляторных батарей (дифферент), гидроцилиндры для сброса аварийного балласта и манипулятора, разъёмы подключения забортного гидравлического инструмента.
- Электрооборудование: аккумуляторные батареи 120В, 2400 Ач (44 элемента по 6В), аккумуляторные батареи 24В, 150 Ач (4 элемента по 12В), щиты распределения 120В и 24В, релейная коробка, пульты привода манипулятора, захвата и 6 наружных прожекторов по 250 Вт.
- Водолазное снаряжение: система обогрева водолазов с тепловым насосом мощностью 11 кВт для обогрева водолазов и водолазного отсека (максимальная температура нагрева воды +60 град при температуре забортной воды +5 град.), 2 маски системы замкнутого дыхания «LBS» с обогреваемыми гидрокомбинезонами, 2 маски вентилируемого снаряжения «Nargile» с обогреваемыми гидрокомбинезонами, 2 водолазных шланга по 15 м для системы LBS замкнутого дыхания с обогревом, 2 водолазных шланга по 20 м без обогрева для вентилируемой системы дыхания, 2 распределителя горячей воды для обогрева водолазов.
- Средства безопасности: аварийный балласт 180 кг, сбрасываемый манипулятор, подводная лампа-вспышка, дымовая шашка оранжевого цвета, датчик предельной глубины (320 м), радио бакен, аварийный всплывающий буй с буйрепом, 65 кг аварийного запаса поглотителя углекислого газа (натронная известь) в носовом и 100 кг в водолазном отсеках, рацион аварийного питания и воды, 3 изолирующие маски Фензи для дыхания в задымлённом отсеке, 3 огнетушителя (углекислотный, порошковый и гипербарический), портативные анализаторы содержания кислорода и углекислого газа, индивидуальные теплоизолирующие мешки, спасательные жилеты, пиротехнические средства.
РАБОТА
В 1982 году трест «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР) Министерства нефтяной и газовой промышленности в Мурманске стал владельцем уникального по тем временам специализированного водолазного судна (СВС) «Спрут» с глубоководным водолазным комплексом для спусков водолазов в режиме ДП на глубину до 300 м и двумя автономными обитаемыми подводными аппаратами SM-370 («Спрут-1») и MOANA-IV («Спрут-2»), спроектированными и изготовленными на французской фирме «COMEX».
Специалистов готовили заранее – водолазы, пилоты подводных аппаратов (ПА), инженеры водолазного комплекса прошли обучение в французской фирме COMEX в Марселе. Первыми пилотами, которым предстояло работать на ПА, были инженеры-конструкторы из Института океанологии им. П.П. Ширшова АН СССР и ОКБ СТС (г. Москва), уже имевшие богатый опыт их конструирования и погружений в аппаратах различного типа: Гребцов Николай Николаевич, Токовенко Николай Яковлевич, Громов Владимир Леонидович, Большов Илья Николаевич.
Летом 1982 г. В Мурманск прибыла бригада французских водолазов и пилотов, которым предстояло совместно с советскими специалистами провести приёмо-сдаточные испытания водолазного комплекса и подводных аппаратов. Работы по водолазному комплексу были проведены в полном объёме, а по подводным аппаратам - только первый этап. На втором этапе предполагалась отработка выхода водолаза из ПА «Спрут-1» в режиме ДП, однако эти работы так и не были проведены.
Техническое оснащение и конструкция подводных аппаратов Спрут-1 и Спрут-2 имели отличия от отечественной техники того времени. Первое, что бросалось в глаза – это огромные акриловые иллюминаторы, которые, в сравнении с 60 – 140 миллиметровыми иллюминаторами на наших аппаратах, буквально меняли привычный облик ПА. При выполнении осмотровых работ и работ в стеснённых условиях это давало значительное преимущество.
Навигационное обеспечение подводных аппаратов позволяло чётко определять положение ПА в районе работ относительно заранее выставленных гидроакустических маяков-ответчиков (транспондеров) или с использованием гидроакустической навигационной системы с длинной и короткой базой относительно исследуемого подводного объекта и СВС Спрут, имевшего систему спутниковой навигации, с привязкой к географической системе координат. Последняя была опробована единственный раз при приёмо-сдаточных испытаниях летом 1982 года. Траектория движения ПА, положение транспондеров визуально отражались на мониторе бортовой ЭВМ в реальном времени, что позволяло чётко удерживать необходимое направление движения и точно выходить в заданную точку.
Система водолазного обеспечения ПА Спрут-1 и водолазное снаряжение не имело отечественных аналогов. Даже в сравнении со снаряжением, которым был укомплектован глубоководный водолазный комплекс на СВС Спрут, оно было прогрессивным. Водолазное снаряжение LBS имело полностью прозрачный сферический акриловый шлем, систему замкнутого цикла дыхания с электронной подачей кислорода и контролем его содержания в дыхательной смеси, а также систему обогрева водолазов с тепловым насосом, отбирающим тепло у морской забортной воды с температурой +5 градусов и нагревающим воду для обогрева до +60 градусов. К большому сожалению, это снаряжение так ни разу и не было использовано в реальных условиях.
С первых дней СВС Спрут стал полигоном для отработки глубоководных водолазных спусков. Это обуславливалось потребностью в обслуживании буровых работ на шельфе Баренцева моря, где максимальные глубины достигали 300 метров. Свои программы по исследованию влияния больших давлений на организм человека выполняли при этом также Институт физиологии им. А.А. Богомольца Академии наук УССР и Институт медико-биологических проблем Медицинского центра советской космонавтики. Водолазы достигли глубины 240 м, а затем 300 и начали уверенно работать на этих глубинах. Освоение же подводных аппаратов отошло на второй план. В будущем предполагалось поэтапное введение их в эксплуатацию с последовательным увеличением глубины погружения и выполнением различных видов работ. Однако чётких сроков в этом плане не было. Тем не менее, жизнь диктовала свои условия, и в силу производственной необходимости, при отсутствии других возможностей администрация треста «Арктикморнефтегазразведка» решалась использовать подводные аппараты.
Первым значительным заданием было обследование акватории Кольского залива в районе будущего строительства причальных сооружений на его западном берегу общей площадью 200000 м кв. (1 км х 200 м) на глубинах от 5 до 60 метров. За неделю была проведена доскональная батиметрическая, гидроакустическая, визуальная с видеозаписью съёмка дна с привязкой к реперным точкам с использованием ПА Спрут-1. Этот аппарат был более устойчив на курсе, имел более высокую скорость, что позволяло работать во время не сильных приливно-отливных течений. Работая в поле гидроакустических маяков–ответчиков, аппарат галсами прочёсывал квадрат за квадратом, фиксируя обнаруженные объекты. Задание было выполнено блестяще, а подводный аппарат показал в полной мере свои возможности при проведении работ такого вида. Окрылённые успехом, пилоты строили планы на будущее.
Значительно позднее в Баренцевом море была проведена работа по поиску оборванного станового якоря полупогружной буровой установки (ППБУ) «Шельф-4» на глубине 120 м. Координаты нахождения якоря были достаточно приблизительными, но задача облегчалась тем, что он был с весьма длинной цепью, и ориентировка её была известна. После маркировки района работ гидроакустическими маяками на грунт ушёл ПА Спрут-2. Шесть сферических полуметровых иллюминаторов, позволяли осматривать грунт на 360 градусов, видимость была до 25 метров. Пройдя курсом поперёк цепи, аппарат достаточно быстро её обнаружил, а затем, сориентировавшись, прошёл в сторону якоря. Якорь оказался заглублённым в грунт, но участок цепи, закреплённый на нём, был на поверхности. Отметив координаты якоря, Спрут-2 всплыл на поверхность. Было принято решение пропустить через звено цепи у якоря проводник и с его помощью протащить через звено трос, с помощью которого можно будет поднять якорь на судно обеспечения ППБУ. Эту работу должен был выполнить Спрут-1, имеющий манипулятор и захват, в котором установили вьюшку с проводником. Подойдя к якорю, аппарат занял удобную позицию и для устойчивости принял дополнительный балласт в уравнительную цистерну. Манипулятором оператор протащил через звено цепи «иглу» с закреплённым на ней концом проводника, после чего, ухватив конец проводника, развёл захват и манипулятор максимально в стороны. Аппарат начал всплытие, сохраняя направление по курсу, чтобы не перекрутить проводник. На поверхности концы принял водолаз с катера обеспечения и передал их на СВС Спрут. Операция прошла успешно, проводник был в рабочем состоянии. Вот только после подъёма ПА на палубу пилоты узнали, что концы проводника сложили вместе, привязали к ним буй и бросили его за борт. Видимо, планы поменялись…
В декабре 1985 года на водолазном комплексе СВС Спрут установили очередной рекорд – водолазы в режиме ДП достигли глубины 300 метров. Спуски прошли успешно, началась декомпрессия, и судно перешло в другой район Кольского залива, где встало на глубоководный тросовый якорь вблизи береговой линии. Берег обрывом уходил на глубину 250 метров.
Настроение у всех было приподнятое, но вдруг от военных, которые в Кольском заливе в каждой бухточке, поступила команда о запрете снятия с якоря и выполнении каких-либо манёвров. Оказалось, якорь зацепил важный кабель связи. Требовался осмотр кабеля для оценки ситуации и принятия решения о дальнейших действиях. Был только один способ это осуществить – спустить подводный аппарат. Даже если бы была возможность спустить в режиме ДП водолазов, они просто не смогли бы дойти от колокола до якоря из-за слишком коротких шлангов. К этому времени по плану опытной эксплуатации аппараты едва превысили глубину погружения 120 метров (за три года!), а тут более чем в два раза больше. Пилотов в срочном порядке доставили на судно, так как на время проведения рекордного ДП они были оставлены на берегу. Через 3 часа Спрут-1 был готов к спуску. Пилоты решили спускаться на этом аппарате, несмотря на то, что предельная глубина у него была меньше, так как его внешнее оборудование было плотно закрыто обтекателями, и поэтому возможность зацепа была меньше. Кроме того, обилие больших иллюминаторов в случае касания ими якоря ни к чему хорошему привести не могло.
Спускаться решили по якорному тросу, для чего манипулятором взяли специально изготовленную петлю. Подойдя от кормы судна к тросу носового якоря, взяли его в петлю и начали спуск. Он занял гораздо больше времени, чем предполагалось, так как трос шёл наклонно, и приходилось постоянно подрабатывать подрулями и маршевым двигателем, чтобы не нагружать трос и выдерживать курс. И вот внизу показался якорь. Он висел над грунтом, а на его лапах лежал массивный кабель, оплётка которого в нескольких местах была повреждена. Якорь качался над грунтом и выглядел огромным. Он действительно был солидных размеров, а в непосредственной близости казался ещё более внушительным, так как визуально увеличивался из-за разной оптической плотности воздуха и воды. Отпустив трос, обошли вокруг якоря, подробно засняв всё на видеомагнитофон, а затем прошли вдоль кабеля, лежащего на грунте. На нём также были обнаружены повреждения.
Доложили о выполнении работы и, получив команду на всплытие, начали подъём на вертикальных движителях. Всплывали вдоль скальной стенки, усеянной многочисленными подводными обитателями. В свете прожекторов они играли всеми цветами радуги. Вдруг раздаётся команда наблюдающего за поверхностью через иллюминаторы входной рубки: «Стоп подъём! Полный вниз!». Сверху, прямо в район подъёмного гака приближался подводный кабель. Вероятность зацепа, возможно, была мала, но… всё может быть – да и глубина-то была ещё за 100 метров… Уйдя в сторону, аппарат продолжил всплытие, и когда оказался на поверхности, его встретил мощный луч прожектора СВС Спрут, разрезавший чёрную темноту глубокой полярной ночи.
На следующий день на судно прибыл представитель военных, который изъявил желание лично осмотреть повреждённый кабель. Ему было предоставлено место наблюдателя при очередном погружении подводного аппарата. Вскоре к борту Спрута пришвартовался кабелеукладчик, который принял кабель с поднятого якоря, отремонтировал его и снова опустил на дно. Инцидент был благополучно разрешён.
Проводимые работы показывали, что при необходимости выполнения подводных работ на больших площадях подводные аппараты работают очень эффективно. Их преимущество выявлялось и в тех случаях, когда судно не могло подойти к объекту работы на необходимое расстояние для возможности спуска водолаза. Кроме того, спуск водолаза в режиме ДП требовал очень много времени, а готовность ПА к работам составляла всего 2- 3 часа. Так обеспечение самоподъёмной буровой платформы (СПБУ) «Кольская» ( единственной тогда СПБУ в АМНГР), в частности, обследование башмаков опор на грунте при постановке её на глубинах свыше 30 метров, выполнялось подводными аппаратами. На меньших глубинах проще было спускать с катера водолаза в автономном снаряжении. При подготовке к работе не требовалось устанавливать транспондеры, так как ПА спускался на грунт в прямой видимости опоры платформы. Даже в случае визуальной потери опоры во время погружения её легко можно было обнаружить с помощью гидролокатора кругового обзора. С его помощью ПА также переходил от одной опоры к другой. Эти работы выполнялись успешно обоими аппаратами. Часто, в качестве наблюдателя, место в экипаже занимал представитель вахты буровиков с платформы, у которого возможности этой подводной техники всегда вызывали восхищение. Как правило, при обследовании выполнялась видеозапись и фотосъёмка. Осмотр площадки перед постановкой платформы успешно выполнялся и водолазным колоколом в режиме наблюдательной камеры или водолазами в режиме КП, но на глубинах, требующих организации спусков в ДП, приоритет был у подводных аппаратов, которые могли в течение одного спуска качественно выполнить всю работу.
Спрут-1, как более мощный аппарат, всё же использовался чаще, чем Спрут-2, особенно при обследовании протяжённых участков. Поэтому при получении задания обследования дна на участке будущей трассы дюкера у острова Колгуев предпочтение было отдано именно ему. Сложность выполнения этой работы заключалась в обеспечении подводной навигации из-за малой глубины трассы ( всего 5 – 25 м во время прилива), её длины - 3 км и постоянного, хоть и небольшого, течения вдоль береговой линии. Нашли самый простой способ – привязать сверху на аппарат буй, с помощью которого с борта судна его будут направлять в створ дюкера по гидроакустической связи. Однако, не обошлось без курьёза. Погрузившись на грунт, аппарат начал движение, корректируя курс из-за сноса течением по командам с борта Спрута. Но очень скоро пилоты озадачились тем, что по командам с судна они уже скорректировали курс более чем на 90 градусов, а команды продолжали поступать на его изменение в ту же сторону, при этом сильного перемещения по течению относительно грунта отмечено не было. Выглянув в иллюминатор входной рубки, они обнаружили, что буя на аппарате нет. Он оторвался и уплыл по течению, а на судне считают, что это сбился с курса Спрут-1. Ситуацию быстро исправили и продолжили работу. В дальнейшем всё обошлось без сбоев, и трасса была обследована визуально и с помощью гидролокатора кругового обзора.
Самой, пожалуй, интересной для пилотов АМНГР была работа, связанная со съёмками фильма «Зов глубины», которые проводились киностудией Центрнаучфильм в 1987 году в Мурманске. В этом фильме подводные аппараты Спрут-1 и Спрут-2 исполняли роль ПА «Поиск», который «спасал» в Чёрном море запутавшийся в подводном кабеле ПА «Аргус». ЧП с аппаратом Аргус действительно имело место, но операция по его спасению, снятая в фильме, была выдумкой режиссёра. В реальности всё было иначе, однако, благодаря режиссёрской фантазии, у пилотов СВС Спрут появился очередной случай проверить возможности своих подводных аппаратов. Съёмки проводились в живописной Семиостровской бухте у побережья Кольского полуострова на глубине 30 метров. Проводились спуски одновременно двух аппаратов, которые усердно старались исполнить назначенные им роли. Впервые была проведена компрессия водолаза в водолазном отсеке и осуществлён его выход из ПА, обеспечение работы, а затем приём в отсек и декомпрессия.
Казалось бы, эффективность использования подводных аппаратов ни у кого не вызывала сомнения, но администрация АМНГР не стремилась загрузить их работой. С 1983 по 1988 год было выполнено всего 58 погружений общей продолжительностью 257 часов. И, пожалуй, главная тому причина была в событиях, происходивших в стране в тот период. В результате СВС Спрут был сдан в аренду иностранному государству, где он потерял свою водолазную специальность а подводные аппараты сняты и поставлены под открытым небом на складской базе АМНГР. Что-то из них растащили, что-то поломали, а что-то развалилось само собой. В конечном итоге, они оказались не годны даже на иголки…
На фото внизу:
1. Командир ОПА "СПРУТ-1" В.Л.Громов
2.Пилоты подводных аппаратов во время работы по обследованию акватории Кольского залива.
3.Пилоты подводных аппаратов (слева направо) – Николай Токовенко, Михаил Богатырёв, Владимир Громов, Илья Большов.
4. Экипаж после погружения
Это сообщение редактировалось 25.12.2012 в 08:52