Ю. ЛАТЫНИНА: Добрый день. В эфире Юлия Латынина, программа «Код доступа», телефон для смс +7-985-970-4545. Главная новость этой недели – это новости из Киргизии, связанные с новостями из Белоруссии
//
echo.msk.ru
...Еще одну историю по этому поводу хочу рассказать. Как я уже сказала, я ездила по самым разным местам. Я просто поняла, что все эти места, их сравнение я не умещу в одно место. В частности, одна из вещей, которая меня поразила. Я была в НПО «Энергомаш», это такая штука, которая делает двигатели для ракет. Это, конечно, потрясающее зрелище, потому что когда попадаешь в эти цеха, ты понимаешь, что предназначение человечества – выйти в космос. А почему выйти в космос? Потому же, почему писать стихи. Удивительным образом гонка вооружений между двумя сверхдержавами позволила эту мечту реализовать. Дьявол послужил господу.
И когда видишь в демонстрационных залах, как эволюционировали эти двигатели, поражает удивительная быстрота эволюции. Еще в 30-х годах стоит маленький двигатель, в который с одной стороны вдувают кусочками керосин, вдувают с другой стороны кислород, и уже буквально через 80-90 лет ты видишь таких гигантских динозавров, ты видишь эволюцию всего этого, с какой невероятной быстротой она совершалась и к каким фантастическим вещам она привела. Потому что тебе показывают двигатель от ракеты «Энергия» и говорят: «Видите, вот эта турбинка, она обладает такой же мощностью, как четыре атомных ледокола». Или тебе дают фактически кусок сопла…
Так получается, что для того чтобы у ракеты был управляемый полет, это можно сделать разными способами, в том числе можно качать сам двигатель. Вопрос – как его качать, если там внутри температура четыре тысячи градусов и всякое прочее. И вот берешь в руки материал, который выдерживает эти самые четыре тысячи градусов, и ты видишь, что он у тебя в руках пружинит, это сталь, но он пружинит и сгибается, как водопроводный шланг. И это штука, которую, допустим, в Америке не смогли повторить. Более того, когда мастер, делающий эти штуки, ушел на пенсию, и потом понадобилось их делать, то выяснилось, что никто не может их сделать, кроме этого мастера.
Когда стоишь в этих цехах, у тебя поразительное ощущение. Эволюция ракет в значительной степени замерла, потому что остановилась гонка вооружений, всем это стало не надо, не только русским, но и американцам. И вот эта эволюция, она стояла на пороге потрясающих открытий. Потому что, например, видишь систему, которая теоретически – она, естественно, не доработана – могла стартовать в верхних слоях атмосферы с самолета, с гигантского транспортного. И это было уже нечто совершенно новое, это был трехкомпонентный двигатель, не двухкомпонентный, как обычно, а трехкомпонентный. Причем первая ступень была трехкомпонентная, она отрабатывалась, и потом она, не сбрасываясь, превращалась в двухкомпонентную вторую ступень.
И видно, что эта эволюция замерла на взлете. Причем эта эволюция порождала какие-то страшные вещи, как динозавров. Например, видишь двигатель, который работал на фторе в качестве окислителя. Т.е. ты понимаешь, что в рамках гонки вооружений люди создали такую штуку – слава богу, хватило ума не запускать ее в производство, – которая если бы взорвалась, то никакой боеголовки не надо, фтор сам по себе есть оружие массового поражения. Правда, при этом честно надо сказать, что наши российские ракеты, которые летают на гептиле (на несимметричном диметилгидразине), на самом деле мало фтору уступают. Но я, собственно, к чему?
Когда стоишь в этих цехах, ловишь себя на еще одной поразительной идее, которая заключается в том, что российская космонавтика неожиданно оказалась конкурентоспособной на мировом рынке. Потому что, во-первых, ракеты перестали совершенствовать все, не только русские, но и американцы, а во-вторых, потому что двигатель – это не совсем то место, где осуществляется прогресс в микросхемах. Двигатель – это двигатель, микросхема – это где-то отдельно, микросхема, она в спутнике, поэтому у нас спутники летают семь лет вместо американских 15-ти. Но это другая история.
И именно благодаря тому, что Россия достигла таких высот в космонавтике, оказалось, она совершенно на равных предстала на мировом рынке. Как только рухнул Советский Союз, тот самый проклятый капиталист, который, как известно по Марксу, способен давиться ради лишней копейки прибыли, плюя на всяческие запреты и приличия, стал образовывать совместные предприятия с российскими предприятиями, делавшими ракеты и двигатели.
Был, прежде всего, образован ILS, это International Launch Services, центр Хруничева с «Локхидом Мартином» (Lockheed Martin) запускали «Протон», т.е. чисто российскую ракету с двигателями, которые делают в Перми, и сейчас они контролируют практически 30% мирового рынка. Где-то с 1995 года они запустили почти сто штук ракет на 8 млрд. долларов.
Было создано второе совместное предприятие Sea Launch, это с морской платформой, которую сделали норвежцы. «Боинг» запускал украинский «Зенит» с российским двигателем РД-171, сделанным на том самом «Энергомаше».
И третье совместное предприятие – это ракета «Атлас 5», которая запускалась с мыса Канаверал, американская ракета. Это, по-видимому, сейчас одна из самых лучших ракет в мире с абсолютным рекордом безопасности: за 21 пуск с 2002 года у нее случился один прокол – не совсем сработал двигатель второй ступени. Вторую ступень как раз делает Pratt&Whitney («Пратт энд Уитни»), первую делает «Энергомаш».
«Атлас 5» запускает «Локхид Мартин», вернее раньше это делал «Локхид Мартин», а теперь это «Локхид Мартин» и «Боинг», которые слились в компанию, которая называется United Launch Alliance.
Я прошу вас обратить внимание. Казалось бы, Советский Союз, самое страшное, что может быть, баллистические ракеты. Если я ничего не путаю, то двигатель РД-180, который применяется для «Атласа», это сильно переделанный двигатель, который был в ракете СС-20 «Сатана».
И никаких проблем у американцев с идеологией не было, пока речь шла о прибыли. Более того, там совершенно фантастические вещи происходили. Американская таможня однажды попыталась запретить ввоз ракеты «Зенит» в Калифорнию, где они дособирались, потому что, мол, это иностранные военные ракеты. И суд американской таможне показал фигу и сказал «пошла на фиг». В 1998 году Госдеп оштрафовал «Боинг» на 10 млн. долларов за то, что тот нарушил какие-то запреты на экспорт технологий, т.е. что-то в Россию как раз экспортировал «Боингу». И «Локхид Мартину» всё это было по барабану, потому что российские ракеты были конкурентоспособны.
Что начинает происходить дальше? Никакой идеологии. В 2001 году мы должны были запустить новую ракету, которая называется «Ангара», к которой был разработан двигатель РД-191 тем же «Энергомашем». Естественно, не запустили. Сейчас, насколько я понимаю, ее обещают запустить в 2011-м. Между тем, «Локхид Мартин» заплатил 60 млн. долларов за то, чтобы иметь право на коммерческие запуски «Ангары».
И вот потихонечку и «Локхид», и «Боинг» начинают выходить из всех проектов. Сначала в 2006 году «Локхид» выходит из проекта International Launch Services, и «Хруничев» выкупает долю «Локхида». Сумма сделки не разглашается. По данным «Коммерсанта», она составила где-то 250 млн. долларов, что вызывает вопросы, потому что даже по довольно оптимистичной оценке Ernst&Young, весь бизнес в целом стоил 410, т.е. половинка стоила 205. И приобреталось это всё не напрямую у «Локхида Мартина», а там была специальная прокладка – видимо, самим «Локхидом Мартином» сделанная, – чтобы избавиться от некоторых коммерческих рисков.
В итоге Хруничев получил кредит Сбербанка на это дело – 8 млрд. рублей. Насколько я понимаю, этот кредит был погашен средствами господдержки, которые пришли во время кризиса. Очевидно, что International Launch Services имело большой смысл выкупать, вопрос – по какой цене. Потому что, как я уже сказала, «Хруничев» продолжает держать больше 30% рынка мировых космических пусков.
Но дальше банкротится Sea Launch, вот эта самая морская штуковина, которая не очень хорошо себя проявила: она запустила около 30 ракет, 40% принадлежит «Боингу», 25% принадлежит «Энергии», 15% принадлежит украинскому «Южмашу». Там где-то 500 млн. долларов долгов. Норвежцы заплатили свою долю. Теперь перед «Энергией» очень тяжелая проблема – либо она заплатит просто так 120 млн. долларов (а Sea Launch подал на статью 11-ю американского закона о банкротстве), или можно взять опять же деньги у российского бюджета и выкупить проект, который уже обанкротился, который несостоятельный.
К чему я всё это рассказываю? Посмотрите, есть три российские ракеты, вернее две с половиной, вернее российская ракета «Протон», украинская ракета «Зенит» и американская ракета «Атлас» с российским двигателем РД-180. Все они конкурируют между собой, и всё было прекрасно. Естественно, в рамках нашей вечной оптимизации и реструктуризации теперь есть идея – создать холдинг, в который попадут и «Энергомаш», и «Хруничев», и «Энергия». По той же схеме, по которой у нас уже создали Объединенную судостроительную корпорацию, которая как-то вот судов не построила, и массу других компаний, включая «Алмаз-Антей», которая с тех пор, как он объединился, ничем особенным себя не проявил.
Т.е. идея конкуренции заменяется идеей холдинга. Господа, что означает идея холдинга? В переводе это означает переделить собственность внутри холдинга. И тот, кто главный в холдинге, тот и будет отбирать собственность у тех, кто не главный. В переводе это означает, прежде всего, что? Вот есть компания «Энергомаш», которая всё это время разрабатывала для «Ангары» двигатель РД-191. Разработала, кстати, очень глупо: прежние директора брали американские деньги, и на эти американские деньги как будто американские двигатели, разрабатывали собственные. В нормальной экономике «Энергомаш» имел бы преимущество, потому что он что-то разработал. А в нашей экономике «Энергомаш» имеет от этого минус, потому что есть нечто разработанное, чего у него можно отнять и в рамках нового холдинга перетащить на какие-то другие заводы, более лояльные.
То же самое происходит с ценообразованием на любые двигатели, на любые ракеты. Потому что как только «Энергомаш» попадет в холдинг, достаточно очевидно, что те двигатели, которые он сейчас продает по одной цене… Ему скажут: «Мы же государственное предприятие, давай будешь продавать их по другой». Тем более что приходится окупать господдержку, приходится окупать кредиты Сбербанка, приходится окупать кучу трат, которые в рыночной экономике могли бы не возникнуть. Но они возникают благодаря идее холдинга. Это, на мой взгляд, очень страшно.
Я стояла и смотрела на эти совершенно фантастические двигатели. Я была во время теста двигателя. Я смотрела на инженеров, которые их тестируют, и я видела, что все эти инженеры старше 60 лет. Там сидели два молодых, оба молодых были американцы. Один американец американский, другой американец русский. Они тестировали двигатель для американской ракеты.
И ты понимаешь, почему уезжают молодые. И ты понимаешь, что это, действительно, наш последний шанс, и это наше конкурентное преимущество, оно существует. Это совершенно не важно, кто будет во главе холдинга. Точно так же, как не важно, кто будет во главе Силиконовой долины – Вексельберг, Чубайс или сам Билл Гейтс. Потому что тот, кто будет во главе холдинга, тот покончит с конкурентным преимуществом, потому что он покончит с конкуренцией.
Одна вещь на «Энергомаше» меня совершенно поразила – это то, сколько стоит вовремя осуществленная идея. Я расскажу одну маленькую штучку. Дело в том, что, когда мы стали строить большие ракеты, мы же просто взяли дизайн у «Фау-2» и полностью ее скопировали. А поскольку «Фау-2» не летала в космос и трудно было с ее помощью запустить ядерную боеголовку, то генералы сказали: «А давайте мы сделаем такой же двигатель, как у «Фау-2», только большой». Знаете, на котелок похож. Современные ракетные двигатели, они скорее как цилиндр.
И сделали сначала котелок – не получилось, потом сделали цилиндр большой – не получилось. И не получалось потому, что когда вдувался керосин или, допустим, тот самый несимметричный диметилгидразин в сам двигатель, то при той скорости, с которой он поступал, там возникала неоднородность потока, и невозможно было ничего с этим сделать.
И это обстоятельство имело грандиозное значение для развития всей космонавтики, прежде всего советской. Потому что в конце концов было решено сделать вместо одного большого двигателя, в котором возникала эта неравномерность, кучу маленьких с соответствующими последствиями для управляемости всей системы, количества того полезного груза, который можно было бы поднять на орбиту, веса всех этих совокупных двигателей и так далее.
Прошло очень много лет, прошло несколько десятков лет, прежде чем оказалось, что эта неравномерность потока убирается очень простым способом, который не имеет никакого отношения к техническим достижениям, к новым материалам. Оказалось, что достаточно все эти отверстия, через которые поступает топливо, сделать одни ниже, другие выше, и еще их перекрыть, разбить сеточкой, и тогда неравномерности не возникает. И вот смотришь на эти новые двигатели с сеточкой и понимаешь, что если бы эта идея, чистая идея пришла в голову на 30 лет раньше, то вся история космонавтики была бы другой. Вот что стоят идеи в мире.