КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА
10.03.2004
От "К-19" до "72 метров": Верят ли наши подводники в это кино?
Полтора года назад, когда на наши экраны вышла американская военная
драма о советской подлодке "К-19", многие ветераны Военно-Морского Флота
клеймили Голливуд. Не то чтобы там было много неправды, а скорее по
привычке и из принципа: наши-то режиссеры могли бы не хуже Кэтрин
Бигелоу снять, да и Абдулов с Балуевым сыграли бы русских моряков не
хуже Харрисона Форда и Лайама Нисона!
Теперь режиссер Владимир Хотиненко снял по заказу Первого канала
свой фильм о моряках, "72 метра", - по рассказу бывшего подводника
Александра Покровского. И смотреть его, естественно, пошли все самые
придирчивые и дотошные зрители...
Мы попросили капитана 1 ранга запаса Бориса БЛЕДНОВА и капитана 3
ранга запаса Леонида БЕЛЬТЮКОВА сравнить оба фильма. Их замечания -
читайте ниже.
Подготовили Юрий СТРОЙКОВ и Елена ПРЯДКО. ("КП" - Владивосток").
ИЗ ДОСЬЕ "КП"
Борис Гаврилович БЛЕДНОВ, капитан 1 ранга запаса, совершил 12
автономных плаваний, подводный стаж - 21 год. 7 лет командовал атомной
подводной лодкой "К-212" Леонид Геннадьевич БЕЛЬТЮКОВ (вверху), капитан
3 ранга запаса, пять автономок на атомном подводном крейсере
стратегического назначения, сейчас - депутат Законодательного собрания
Приморского края.
О чем фильм Хотиненко?
О подлодке "Славянка", которая зацепила мину, болтавшуюся в
Северном море со времен войны. Многие члены экипажа погибли. Несколько
уцелевших человек цепляются за жизнь в единственном более-менее
уцелевшем отсеке. Их не спасли (не из-за нерадивости военных чинов -
Боже упаси авторов фильма подорвать престиж армии!). Просто лодка
находилась на учениях, ее задача была - скрываться от противника, и
армейское начальство полагает, что она просто прячется. Можно выбраться
наружу с помощью дыхательных аппаратов. Но все, кроме одного,
неисправны... Фильм, неизбежно вызывающий воспоминания о "Курске", снят
Владимиром Хотиненко. Роли исполняют Дмитрий Ульянов, Марат Башаров,
Сергей Маковецкий, Владислав Галкин, Сергей Гармаш, Чулпан Хаматова,
Андрей Краско.
А ЧТО ДУМАЮТ В ПИТЕРЕ ПРО "72 МЕТРА"
Валентин ШАБАНОВ, капитан-лейтенант первого экипажа
"К-19", бывший командир "К-40":
- Если отбросить мелкие шероховатости, которые не лезут в
корабельный устав, типа того, что контр-адмирала дежурный по кораблю по
правилам не встречает, то все замечательно. И по поводу Украины
правильно сказано, и службу правильно показали. Из всех картин о
подводниках, которые я видел, эта - на уровне "Командира счастливой
Щуки", а может, даже в чем-то лучше.
Ирина Иннокентьевна КОЛЕСНИКОВА, мать капитан-лейтенанта Дмитрия
Колесникова, погибшего на "Курске"
и оставившего предсмертные записки:
- Очень хороший фильм. Но только старые раны вновь разбередило:
Влад Галкин - просто копия моего Митеньки.
ЧТО НЕ ТАК В "К-19":
Не та форма у подводников.
Переходы между отсеками не соответствуют размерам в реальной
подлодке типа "К-19" (замечание экспертов - для съемок фильма явно
сделали макет подводной лодки и небрежно поработали с рулеткой, выверяя
расстояния).
Капитан подлодки (даже такой сорвиголова, как Харрисон Форд)
никогда бы не стал в реальной жизни погружать субмарину на предельно
допустимую глубину, чтобы проверить экипаж на прочность (замечания
экспертов - все инструкции по погружениям выдаются еще до отхода в море,
и никто не может их нарушить. Тем более когда тренировочное погружение
на запредельную глубину грозит погубить судно - как-никак атомная
субмарина входит в ядерный баланс великой державы).
Когда на субмарину ранга "К-19" приходит новый командир (а герой
Харрисона Форда как раз таким и был), с ним в первую автономку всегда
идет офицер такого же ранга. В фильме на "К-19" такого человека не было
(замполит не в счет - не та фигура). В реальности - был.
Никогда замполит не заявил бы командиру подлодки: "Данной мне
властью я снимаю с вас командование судном!", как это было в фильме.
(Замечания экспертов - "Потому что такого не может быть никогда".)
ЧТО НЕ ТАК В "72 МЕТРАХ":
Непонятно, как боцман оказался в первом отсеке у минера (замечания
экспертов - отсеки подлодки при аварии всегда задраивают люки наглухо,
и никто не имеет права перемещаться из отсека в отсек).
В фильме показано, как мина взорвалась на корме и затопила всю
лодку. (Замечания экспертов: такого быть не могло, ведь лодка типа
"Варшавянки" - двухкорпусная, и затопить ее так легко невозможно.)
В трюмах настоящей "Варшавянки" (прототипа киношной "Славянки")
было не так светло.
Что в фильмах правдиво:
Если сравнивать фильмы "К-19" и "72 метра", то, конечно, последний
более правдивый - ведь его снимал, во-первых, русский, во-вторых,
мужчина. Но и американская лента обладает многими достоинствами.
Во-первых, впервые показаны непростые взаимоотношения капитана и
помполита. Во-вторых, самое главное - в фильме хорошо показано, что
советские подводники были "живыми трупами" по определению, ведь многие
лодки выходили в море сырыми, неготовыми.
Забавная история про то, как подводники по просьбе деревенской
бабки пытались заколоть ее корову, вполне могла произойти в реальности.
Всем, кто не верит в правдивость фильма "72 метра", мы напомнили
бы эпизод с вышедшим из строя аппаратом для выхода на поверхность. Точно
такой же случай произошел на Камчатке 23 июня 1983 года, но с подводной
лодкой
"К-429". Тогда более 80 процентов (!) аппаратов оказались пустыми.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Запах моря и железа
Режиссер хотел снять "простую масштабную историю с запахом моря и
"железа". С масштабом в "72 метрах" все в порядке. До размаха "К-19" наш
фильм не дотягивает, однако по меркам современного российского кино все
прилично. И компьютерные спецэффекты вполне качественные, и декорации не
из фанеры выполнены. Опять же музыку написал Эннио Морриконе (хотя в
данном случае классик явно не напрягался). И актеры в фильме - отнюдь не
из последних.
Но... В фильме куча странных несостыковок и скомканных, оборванных
сюжетных линий. В финале подводники отдают единственный дыхательный
аппарат герою Маковецкого - штатскому мальчику-переростку. Он с
водолазным оборудованием не знаком, погибнуть может запросто. Пользуясь
расположением режиссера, хлюпик добирается до поверхности почти без
приключений. Вылезает из моря, смотрит на город и ревет в три ручья. А
подводники тем временем сидят на "Славянке" и ободряют друг друга.
И на этом фильм заканчивается.
Спаслись подводники или нет? Привел интеллигент помощь к месту
катастрофы или не успел? Зритель, ошеломленный финалом, вроде как имеет
право на ответ. Зря, что ли, он два часа пытался "болеть" за героев? Тем
более режиссер назвал "72 метра" "фильмом-приключением", а
приключенческое кино предполагает внятную развязку...
Но вместо сюжета у Хотиненко - описание того, как мужественно и
хладнокровно ведут себя моряки на затонувшей подлодке. Один, правда,
пробует застрелиться, а двое других - подраться, но инциденты быстро
сходят на нет. Режиссер хотел, чтобы героизм выглядел покрасивее.
Хотиненко на самом деле не важно, выжили ли моряки. У него ведь -
концепция. Глупенькому зрителю надо показать, что главное - не в том,
спасли тебя или нет. Главное, чтобы про тебя сложили потом такую вот
повесть о настоящем человеке.
Ну что ж, подход идеологически правильный. Он всегда был
исключительно удобен для нашего государства. Армейское начальство должно
быть в восторге от этой картины.
Денис КОРСАКОВ.