WWWW> в годы Крымской войны... англичане спокойно рассекали Белое море...
WWWW> Флотилия СЛО создавалась спешно, в связи с задачей государственной важности
WWWW> и с "нуля", без всякой преемственности с раннее существовавшими соединениями...
В годы Крымской войны англичане "спокойно рассекали"
везде, в Петербурге царила паника
(сильное беспокойство), для обороны города с моря в авральном порядке серийно строились винтовые
канонерские лодки. Не корректно ставить тогдашнее наше военно-морское бессилие в укор
одной лишь
Беломорской флотилии.
130 лет (1733-1862) пребывания (пусть и временного) множества военных кораблей основных классов
на русском Севере не могло пройти бесследно и не послужить той самой преемственности, о которой не
устаёт упоминать мой оппонент. Карты, лоции, пункты маневренного базирования в Кольском заливе,
навыки плавания и боевой подготовки в северных широтах - вот неполный список того, что послужило
фундаментом современного Северного флота.
Что касается исторических пауз, приводивших к известному нарушению преемственности, то они были
свойственны не только Беломорской флотилии. Долгое время после Крымской войны у России по сути
не было Черноморского флота, после Русско-японской войны то же самое случилось на Дальнем Востоке.
После Октябрьской революции, разрушившей "до основанья" государственные институты, промышлен-
ность и
весь флот, последний остался практически без корабельного состава и традиций.
В 1916 г. флотилия на Севере создавалась не "с нуля" (имеет место плохое знание истории).
Из мемуаров Витте: "Вначале, когда этот порт [в Либаве] начал строиться,.. предполагали сделать
из этого порта главную нашу морскую базу, но у Императора Александра III возникли сомнения. У него
была мысль устроить порт,.. из которого можно было бы прямо [минуя чужие проливы] выходить в море.
Императору говорили, что подобный порт можно найти только на Мурманском берегу... Император
поручил мне поехать на Север... и узнать, нельзя ли найти там такого рода незамерзающую гавань, кото-
рая послужила бы нам
главною морскою базою".
В
1894 г. (последнем году жизни Александра III) Витте поехал на Север и "нашёл" там хорошо забытую
Екатерининскую гавань, где за 150 лет до этого уже зимовали русские линейные корабли. В
1896 г.
в гавани был заложен порт Александровск (сейчас - Полярный), в
1899 г. ему присвоили статус города,
по состоянию на 1905 г. был "хорошо обстроен, освещён электричеством" (
ссылка).
В сентябре
1906 г. в Екатерининскую гавань заходил отряд БФ в составе броненосцев "Цесаревич",
"Слава" и крейсера "Богатырь" (надо полагать, не ради праздного любопытства). 1-я мировая война
ускорила обустройство базы и формирование флотилии, но делалось это
далеко не на пустом месте.
"Цесаревич", "Слава" и "Богатырь" (справа налево) в Екатерининской гавани Кольского залива, 1906 г.
(Р. Мельников, "Цесаревич". Часть II. Линейный корабль 1906-1925", "Боевые корабли мира", СПб, 2000)