Вот статья из "Новостей космонавтики" №3 за 2009 г., основанная на качественном переводе первоисточников:
Похищение «Мечты»
Том Круз нервно курит в сторонке…
А.Борисов специально для «Новостей космонавтики»
2 января исполнилось 50 лет запуску автоматической станции «Луна-1» («Мечта»), которая прошла на расстоянии 6000 км от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту.
Эта давно и многим известно. Куда менее знакома – особенно отечественному читателю - детективно-шпионская история, случившаяся через 10 месяцев после этого в Мехико. Но обо всем по порядку.
Реальные возможности советских баллистических ракет представляли в конце 1950-х годов для Соединенных Штатов острейший интерес, но прочный «железный занавес» не позволял американцам точно определить их характеристики. Управление национальной безопасности США обрабатывало огромное количество данных, доставляемых самолетами-разведчиками и наземными станциями радиоперехвата и слежения. Удалось более-менее точно рассчитать баллистику межконтинентальной «семерки», но стартовая масса и величина забрасываемого груза долгое время оставались в тайне. Самолеты-разведчики ЕВ-47Е перехватывали телеметрию только первой ступени, U-2 собирали информацию о полете второй ступени, а наземные станции отслеживали последнюю четверть активного участка полета Р-7.
Летом 1959 г. аномальные природные явления позволили американцам получить телеметрию полета с момента запуска до отделения боеголовки и рассчитать скорость, которую нужно было набрать, чтобы достичь полигона на Камчатке. Но массо-габаритные характеристики ракеты и боеголовки по-прежнему были неизвестны. А ведь от них не в последнюю очередь зависела боевая эффективность оружия. Эксперты считали, что пролить свет на возможности стратегических ракет СССР может информация о советских космических исследованиях. Нужные сведения были добыты в результате оперативных разведывательных действий в Мексике.
С 22 ноября по 15 декабря 1959 г. «Луна-1» вместе с третьей ступенью ракеты-носителя, наряду с макетами трех первых спутников отправилась в международное турне в составе своеобразной выставку достижений Советского Союза в области науки, техники и культуры. На открытии экспозиции в Мексике, куда выставка прибыла из США, присутствовали первый заместитель Предсовмина СССР А. И. Микоян и президент Соединенных Штатов Мексики А. Лопес Матеос.
Выставка, подробно освещавшая все стороны жизни Советского Союза, в странах Латинской Америки была организована впервые. Общее количество экспонатов в 12 тематических разделах достигало шести тысяч. Кроме спутников и «Луны-1» демонстрировались автомобили, станки, сельскохозяйственные машины, а также макеты первой в мире атомной электростанции, атомного ледокола «Ленин», синхрофазотрона, самолетов Ту-114, Ил-18 и Ан-10. Выставку посетили около 1.5 млн человек! Среди них были и агенты ЦРУ.
«Луна-1» была включена в экспозицию едва ли не в последний момент, и прибыла на выставку в транспортном контейнере длиной примерно 6 м, шириной 3.3 м и максимальной высотой 4.3 м. Третья ступень ракеты в сборе с «Мечтой» под головным обтекателем была распакована и помещена на специальной опоре-постаменте. Свежеокрашенное изделие имело три плексигласовых окна, позволяющее взглянуть на полезный груз.
Американские эксперты, осмотревшие экспонаты, вначале решили, что русские отправили в зарубежную поездку макет, а не настоящий космический аппарат. Однако вскоре возникли сомнения: во время перевозки по железной дороге им удалось получить доступ к «луннику» на целые сутки. Они обнаружили, что это – реальное железо; его полностью обмерили, стараясь определить вероятную эффективность и конструктивные характеристики, оценить размер двигателя. Но эскизы делались большей частью от руки, а непонятные маркировки (мы знаем их сейчас как индексы) просто переписывались. Для уточнения полученной информации требовалось более детальное знакомство с изделием.
Крайне важным считалось выяснить, какие предприятия участвовали в изготовлении ступени и ее компонентов. Сделать это можно было, получив непосредственный доступ к экспонату и сфотографировав его вблизи. Но на выставке «лунник» тщательно охранялся, а в переездах сопровождался советскими контролерами.
Целую неделю ЦРУ планировало операцию, изучая слабые места советской службы безопасности, сопровождавшей ценный груз.
В Мехико, который в те времена был Меккой международного шпионажа, находился большой «корреспондентский пункт» ЦРУ, которое регулярно посылало на тайные операции группу нелегалов под кодовым названием «Объединенный центр заводской маркировки» (Joint Factory Markings Center). Руководил всей операцией Альберт Вилон (Albert Wheelon), бывший в то время директором ЦРУ по науке и технологии.
На проведение операции было выделено четыре «маркировщика», которых и направили в Мехико. Имя одного из них, Эдуардо Диаза Силвети (Eduardo Diaz Silveti), стало известно лишь в 2005 г., а наиболее яркие подробности истории написаны с его слов. В распоряжении группы были специальные инструменты и фотооборудование. По прибытии в столицу Мексики, «джеймс-бонды» встретились с местными резидентами, чтобы спланировать операцию и определить, что еще нужно из оборудования. Как вспоминал Силвети: «Мы купили по комплекту местной одежды и полностью переоделись, приобрели много инструментов и оборудования: лестницы, канаты, гвоздодеры, фонари, вспышки, удлинительные шнуры, ломы, набор метрических ключей, отверток, молотков». По словам Силвети, «зеленый свет» операции дал лично президент Мексики, решивший помочь ЦРУ.
Цэрэушники смогли тщательно сфотографировать огромный упаковочный ящик с изделием, выяснив, что доступ внутрь возможен лишь со стороны верхней крышки. Была перехвачена транспортная накладная, по которой определили автомобиль, перевозивший контейнер с «Луной-1». «Рыцари плаща и кинжала» решили, что лучшее время получить доступ к «луннику» наступит в конце выставки, когда ящик отправят на железнодорожную станцию для перевозки в другой город.
Каждый ящик перед погрузкой проверял советский контролер. Но прямой связи с последним местом, где проводилась выставка, у него не было. Поэтому американцы сделали так, чтобы контейнер с «Мечтой» покинул выставку последним.
Мексиканские агенты ЦРУ последовали за грузовиком и, когда поняли, что за транспортом никто не следит, дорогу ему «внезапно» преградила другая машина. Еще одна подъехала сзади. После чего шофера грузовика, на котором перевозили «Луну-1», вытащили из кабины и переправили в один из отелей, где и он коротал ночь под наблюдением шпионов. Попросту говоря, водителя банально заперли в номере!
Место в кабине занял агент ЦРУ; на контейнер с грузом «маркировщики» тут же набросили большой холст и наклеили этикетки с адресом нового места назначения, после чего грузовик загнали в уединенный дворик, специально арендованный для проведения операции. Место осмотра оградили знаками, которые сообщали случайным прохожим, что здесь ведутся некие «опасные работы». Было примерно 19-30 по местному времени…
Весь район проведения операции патрулировался агентами ЦРУ на автомобилях, оснащенных двухсторонней радиосвязью. Перед вскрытием контейнера сделали получасовую паузу: все тихо сидели, ожидая реакции русских. Но все было спокойно: советский контролер некоторое время ожидал на железнодорожной станции прибытия последнего грузовика, потом упаковал свои документы и пошел ужинать. Затем он вернулся в гостиничный номер, за дверью которого всю ночь «пасли» американо-мексиканские «топтуны».
В это время «маркировщики» взобралась на контейнер и начали отдирать доски. Внезапно людей на крыше озарил электрический свет. Наступил самый напряженный момент операции: неужели провал?! Но это был лишь уличный фонарь, который включался с наступлением темноты. У шпионов отлегло от сердца… Дальше работа шла спокойно.
Едва только крышка контейнера была снята, два человека проникли внутрь с фонарями и фотокамерой. Быстро демонтировали одно из инспекционных окон, один протиснулся под обтекатель и начал фотографировать зонд и штангу с магнитометром. Разумеется, со всех ракурсов был обснят и сам транспортировочный контейнер, ведь его предстояло собрать, не оставив следов взлома. Двое других «маркировщиков» спустилась в заднюю часть ящика и начала съемку третьей ступени, которая была закрыта декоративным колпаком, имитирующим двигатель.
Реальный двигатель на ступени отсутствовал, но посадочные места остались. Баки горючего и окислителя тоже были на месте. Агенты сфотографировали все обозначения и надписи, имеющиеся на ступени (сам зонд американцев интересовал мало), тщательно измерили все, особенно топливные баки. Взялись даже за щетки, чтобы проверить, не остались ли на стенках баков следов топлива?! Все работали без обуви, чтобы не наследить. «Это напоминало разборку автомобиля на запчасти и обратную сборку», - вспоминал Альберт Вилон.
Сам «лунник» крепился на конце стержня, проходящего через всю ступень, и был зачекован проводами с пластиковой изоляцией, советской маркировкой и пломбами. Пришлось оперативно запросить местный «корпункт» ЦРУ, который сообщил, что сможет быстро достать провода, пломбы и другие материалы, аналогичные советским. После этого американцы срезали пломбы и провод, удалили изоляцию и отсоединили полезный груз так, чтобы можно было исследовать часть ступени, к которой крепился зонд.
Часа в три ночи из «корпункта» доставили все необходимые заменители, и «маркировщики» приступили к обратной сборке. Но насадить «Луну» на стержень оказалось непросто. «Мы потратили на это почти час. Для того чтобы установить сферу в единственно нужную позицию, требовались слаженные действия двух человек – одного, который работал в тесном носовом отсеке, и второго, который трудился на противоположном конце ракеты, пытаясь помочь своему коллеге нащупать нарезку на конце стержня, которую сам не мог видеть. После ряда бесполезных усилий, нам удалось соединить стержень со сферой, и вздохнуть полной грудью», - вспоминает Силвети.
Наконец, к четырем утра все было закончено. Люди ЦРУ осмотрели еще раз контейнер и экспонат: не осталось ли где следов несанкционированного присутствия непрошенных гостей - спичек, обрывков бумаги или проводов?
Через час на место приехал молчаливый человек, который сел за руль и отогнал грузовик в назначенное место. Там его сменил прежний шофер, прибывший с грузом на железнодорожную станцию к семи часам утра. Надо думать, мексиканский водитель получил весомую компенсацию за ночь, проведенную в отеле… Советский контролер проверил груз, и проследил за его размещением в на платформе. Как считали американцы, русские так ничего и не заподозрили. Затем ящик проследовал по железной дороге без происшествий…
В ходе операции связь осуществлялась через местный офис ЦРУ, в котором всю ночь дежурила секретарша по имени Эстрелла. Она должна была доложить в посольство США, если что-то вдруг пойдет не так. Чтобы не оставлять молоденькую девушку одну, ей на помощь пришла мама. По законам шпионского жанра, вскоре после операции Эстрелла вышла замуж за одного из «маркировщиков» и стала миссис Силвети!
«Центр маркировки» подготовил краткий отчет об обследовании, в котором были названы производители ступени и ключевых компонентов. Американцы определили, что экспонируемая «Луна» – летный экземпляр №5. Кое-что удалось узнать о системе наведения, но самым важным считалось определение массы аппарата и ступени. В частности, по оценкам американских специалистов, масса «сухой» ступени составляла 1180 кг, а заправленной – 8000 кг. В головоломке появилось несколько дополнительных кусочков. Вся информация, полученная в ходе операции, была переправлена в Лэнгли, а потом легла на стол Дуайта Эйзенхауэра. Однако в полной мере воспользоваться ей смог лишь следующий президент – молодой и амбициозный Джон Кеннеди.
Американцы сочли, что информация из Мехико в сочетании с перехваченными телеметрическими данными позволит им очень точно определить характеристики ракеты SS-6, как они обозначили Р-7. И хотя третья ступень носителя отношения к МБР не имела, оценка ее массы позволяла достаточно точно определить параметры боевой «семерки».
13 сентября 1959 г. станция «Луна-2» достигла лунной поверхности, а 7 октября 1959 г. «Луна-3» сфотографировала обратную сторону Селены. Полеты станций отслеживались американцами. Сопоставление полученной телеметрии говорило о том, что в обоих случаях использовалась ракета одного типа. Зная массы последней ступени с топливом и без него, американцы смогли рассчитать скорость, которую набрали зонды. Расчеты, проведенные после событий в Мехико, показали, что в заявлениях советских СМИ точно назывался масса каждой станции.
Несмотря на то, что официальные фотографии «семерки» долго не публиковались, благодаря определенным усилиям американцы имели довольно точное представление об SS-6, в том числе – как выяснилось позже – о конфигурации и конструкции ракеты. Однако их уже занимал вопрос не столько о характеристиках Р-7, сколько о количестве МБР, стоящих на вооружении. Чтобы получить на него ответ, Эйзенхауэр разрешил полеты самолетов-разведчиков над СССР, которые завершились фиаско 1 мая 1960 г., когда был сбит Пауэрс.
Разумеется, действия ЦРУ никак не назовешь джентльменскими. Но на пике «Холодной войны» шпионаж был неким театральным действом, выполняемым безымянными актерами-агентами, действующими в глубокой тени. В мире «плаща и кинжала» международное право отступало на второй план, когда речь шла о секретах противника, а информация о них была гораздо более твердой валютой, нежели нормы приличия.
Список источников:
1. Quest, The Magazine of Spaceflight, vol.5, #3, 1996, p.53
2.
http://www.nbc4.tv/news/5435126/detail.html
3. Куртис Пиблс. «Тайные полеты», Смоленск, «Русич», 2002, с.364-368
4. Quest, The Magazine of Spaceflight, vol.15, #2, 2008, pp.15-17