Б.г.> Однажды там кончились двигатели для "Атласа", и стало ясно, что заменить их нечем, ибо больше 4 миллиардов долларов в это Конгресс отказался вложить. И пришлось прибегнуть к
Это какие-то мечты. Подтвердите, пожалуйста.
Б.г.> Что "не так"? Что в Дельте-IV Heavy есть-таки маршевый РДТТ?
Вы решили писать за меня? Тогда почему умнее не выходит?
Б.г.> Ой, здрасьте! Поинтересуйтесь родословной двигателей Zefiro! У итальянцев нет МБР, потому что у них нет атомных боеголовок, а боевые ракеты у них есть, да ещё какие...
У итальянцев нет МБР или РСД, это я и имел ввиду. Двигатель Zefiro — новая разработка.
Б.г.> Это вы не беспокоитесь о подтверждениях, на основе произвольно выбранных фактов строите далеко идушие теории. А я читаю всё, до чего могу дотянуться.
Значит вам легко будет привести наконец и факты. Приводите.
Б.г.> Надо же чем-то кормить разработчиков!
Удивительный "довод".
Б.г.> Представьте себе, да! Шаттл, что бы там ни говорили, создавался целиком под требования военных, отсюда тот противоречивый набор свойств, которым он был наделён. И требование размера грузового отсека, чтоб туда KH-11 помещался, и требование 2000 км бокового маневра, и другие требования, типа "запусков по расписанию", в угоду которым и был погублен Челленджер.
Вы полностью дезинформированы. Space Shuttle сугубо гражданский проект, который, правда, попытались безуспешно применить военные. Вообще NASA — гражданская организация.
Б.г.> Ариан-5 вообще крайне противоречивая ракета. Большая часть истории её создания покрыта густым туманом, и из него торчат лоббирование и дотирование. Но, главная ошибка её создателей состояла в том, что даблшоты оказались крайне неудобными для пользователей, а рост массы одиночных спутников сильно замедлился.
Вообще это крайне успешный проект, который позволил Arianespace преобладать в мире десятилетия. Туман у вас заметен, конечно.
Б.г.> Что же до H-2, это именно что пестование школы разработчиков в ущерб экономическим показателям. Обратите внимание, ни одна из модификаций H-2 не слетала и десятка раз, и раз за разом на "улучшение" ракеты выделялись совершенно фантастические деньги. Вот тут на "Ангару" наезжают за дороговизну разработки, но, если сравнить с суммарными затратами на три версии Н-2, сумма не покажется большой.
Обратите внимание, что Ангара не летала десятка раз. Уже стоит "фантастические деньги", уже не будет летать так, как однажды полетела.
H-IIA, общеизвестно, слетала 25 разочков. Один раз неудачно. Протон бы так. Или Зенит.
Д.Ж.>> И наоборот. ЖРД в СССР создавались почти все по бессчётным военным проектам.
Б.г.> Да, это так, но исключительно потому, что так было дешевле. Да и технологии наши, что корпусов, что твёрдых топлив, отставали от американских. Ликвидировать это отставание полностью так и не удалось. Отчасти потому, что у наших пороховиков не было такого лобби, как у Тиокола, но, в основном, потому, что химпром наш и в подмётки не годился американскому. Лишь в одном наши смогли опередить - первыми синтезировали, первыми наладили производство и первыми использовали в топливах динитрамид аммония.
О, анализ промышленой политики пошёл: в политбюро мало лоббировали. Ново. Не глубоко, но ново.
ЖРД наши — сверхдорогие. Этим гордятся: "Вот погоняйте на стендах столько движков! Да хотя бы стенды такие постройте! А после сотню движков на прожиг." Нет в США крутых лоббистов.
Б.г.> Ну я же привожу, а вы говорите "нет". Приведите контрпримеры. Только конкретные, с названиями фирм и программ, а то говорите "в США всегда были керосинки". Ну и кем же они разрабатывались, и когда доходили до прожига?
Примеров против чего? Против конспирологии? Это неопровержимо. Вы приведите опровержимое утверждение, поищу примеры, чтобы его опровергнуть.
Б.г.> Какой, нафиг, заговор, об этом есть совершенно официальные и несекретные бумаги!
Давайте не секретные бумаги.
Д.Ж.>> Пять миллионов — ничтожная сумма.
Б.г.> Это в 1972 году-то? Тогда общие затраты на 500 полётов 5 шаттлов оценивались в 7,9 миллиарда долларов!
И что? Пять миллионов — ничтожная сумма.
Б.г.> У SRB - да, от боевых ракет только топливо, а у GEM - нет, всё тик-в-тик. Только что сопло перекошено.
Вы бредите. Здесь играем, здесь не играем. Что вы юлите? Привести программы переснаряжения боевых ракет разного назначения? Не читали?
Б.г.> А вам тяжело показать?
Уже тяжело. Проще вас послать с таким-то гонором. Читайте, а я вам не источник. Мне теперь любопытно, что вы обязуетесь сделать, когда сообщу.
Б.г.> ОК, на этом мы согласились, GEM не перезаряжается. А кто, кроме двигателей "Шаттла" и "Титана-IV" перезаряжался?
Вы же "читали".
Д.Ж.>> Рванул кислород с керосином из-за взрыва GEM.
Б.г.> Ну так причиной-то был взрыв GEM, который разнёс на кусочки и графитоэпоксидный корпус, и топливо. И падающие горящие куски - это вовсе не кислород с керосином.
Точно. И я так подумал. Но утверждают, что именно твердое топливо не даст использовать САС. Однако видим, что происшествие с ним не заметно.
Д.Ж.>> И Союзы возят, потому что не французские.
Б.г.> Союзы возят сухие. Они безопасные. К ступеням Веги это неприменимо. Кстати, в Союзе на Куру используется немецкая перекись водорода, потому что наша отечественная не имеет сертификата на перевозку морем.
Потерять десятки миллионов евро — не безопасно. Точнее, сотни.
Б.г.> Удивительно то, что вы находите причину не возить снаряжённые ступени в "опасности", хотя "опасность" никуда не делась, перхлорат аммония является взрывчатым веществом даже чистый.
Не я, итальянцы. Они крутые инженеры.
Б.г.> Эти ракеты возят по океану на 10000 морских миль в любую сторону.
И что? Вывод?
Б.г.> Освоенная ниша оказалась мелковата... Сколько всего раз летал Ариан-5 по коммерческим заказам? "Протон" (в сумме К и М) летал с коммерческими нагрузками больше раз, чем все модификации Ариан-5.
А Ariane-5 зарабатывал, а не просто летал. Главое-то прибыль. Потому Протон в... уходит. А Ariane остаётся.
Б.г.> Арианспейс дотируется на 120 миллионов евро каждый год. Успешное, как же! Нет, на фоне "Морского старта", конечно, успешное...
Космодром дотируется и новые работы. Например, для Союза. Ariane-5 деньги зарабатывает.
Д.Ж.>> И наоборот, установка ЖРД на носитель в США не проходит именно стоимостную оценку.
Б.г.> Потому что в США разучились разрабатывать керосинки. Потому что отказались от керосинок ещё в 1972 году.
Не разучились, не отказались. Выдумываете. Ставят РДТТ даже на ракеты с РД-180.
Д.Ж.>> Конечно, если это не советский ЖРД, который продают за малую долю цены, так как советский народ оплатил многочисленные НИОКР, не получив ничего взамен. Скажем, четыре миллиарда на ОКР, это сотня миллионов расходов на каждый из первых сорока пусков. Это дикое упрощение, но хотя бы так.
Б.г.> Да, но "Протон" летал не сорок, а четыреста раз. А семёрка - тысячу восемьсот, больше, чем все остальные ракеты, включая и наши, и всего остального мира.
Никаких "но". О тысячах пусков можно забыть. (По делу: считать число спутников, наличие связи, навигации, разведки, космических исследований. Пуски это затраты. Затраты — плохо, не хорошо.)
Б.г.> Четыре миллиарда на ОКР были потрачены только в одной программе - лунной. Все остальные обходились подешевле.
Откуда знаете? Феоктистов считал?
Б.г.> Да, наша лунная программа была тяжёлым бременем для ракетной техники. Но тем больше вина Глушко в том, что мы не пожали её плодов.
Глушко делал удачи. А вы его во враги. Это показательно.
Б.г.> Да, "Энергия-Буран" тоже была очень дорогой программой, но не из-за того, что ЖРД дороже РДТТ, и не из-за того, что водород дороже керосина, а из-за того, что надо было "сделать, как у американцев".
Из-за всего. ЖРД дороже, это так.
Б.г.> Так что "это" не "дикое упрощение", а передёргивание фактов.
Где у вас факты? "Вина Глушко?"
Б.г.> Я понимаю, стоимость Байконура посчитать более-менее в сопоставимых ценах невозможно, но первый экземпляр семёрки стоил 250 миллионов рублей в ценах 1956 года, а следующие - меньше ста. Это деньги до деноминации 1961 года, поэтому надо делить на 10. Предсерийные семёрки второй партии, до пуска самарского производства, стоили примерно 40 миллионов рублей, т.е. 4 миллиона новых рублей. Серийные - ещё немного меньше.
Невозможно, так невозможно. Миллионы рублей какой категории, скажем? Не надо гадать. Есть сопоставимые сооружения — Восточный, есть неполные списки погибших и представление о числе искалеченных. Не бесплатно.