Y.K.> Да коммерческая составляющая космоса была видна еще до 1957-го. Тот же Кларк еще в войну (или вскоре после нее, уж не помню) написал статью про ретрансляторы на геостационарной орбите.
Кларк в 46-м написал статью, а так понемногу и до него про связь упоминали, хотя не так чётко. Кондратюк еще в 20-х годах писал об орбитальных зеркалах как отражателях волн беспроволочного телеграфа "для направления их куда нужно" - что идейно довольно-таки близко к ретрансляторам, так что патент Кларка можно было бы и оспорить
Но именно
коммерческие, а не "народно-хозяйственные" перспективы чётко нигде не озвучивались.
Коммерция от "просто пользы" отличается тем, что понятно, как эту пользу монетизировать - кто платит, как платит, сколько, и насколько это прибыльно.
Разве что у Кондратюка чётко сформулировано - "можно сделать зеркала поперечником в версту и брать подряды на освещение городов"
Это уже честная коммерция - если бы реализовалось.
Y.K.> Связь, навигация, дистанционное зондирование - все это вполне окупается. Вот частники и потянулись.
Навигация - коммерчески, для фирмы-поставщика услуги навигационного сигнала, а не для государства и общества в целом - нихрена не окупается.
ДЗЗ аналогично. С полноценной коммерческой окупаемостью, так, чтоб можно было уверенно плавать в бурных водах рынка - там тоже не очень-то.
Поэтому в навигации частников нет, не было, и не будет, и в ДЗЗ тоже не очень густо. В отличие от связи.
Y.K.> А что мы будем иметь с Луны? Вряд ли там есть что-то столь ценное, чтобы оправдать рейсы-туда-сюда.
Самое забавное, что именно там и есть -
3Не. И в принципе в перспективе очень даже мог бы окупиться, вполне честно экономически.
Ессно, сегодня его покупать никто не будет. Так что задача добычи если и станет актуальной, то лет через сорок. С другой стороны, исследования Луны тоже дело не быстрое. Одни носители и корабли проектировать больше десяти лет будут. Да чего там - со сравнительно простенькими автоматами почти на десятилетие затянуться может.