Реклама Google — средство выживания форумов :)
Русское Восточно-Азиатское общество (1899—1918) было основано в Санкт-Петербурге как первое дочернее предприятие образованной за два года до этого датской Восточно-Азиатской компании. Общество владело целой флотилией современных пароходов, которые регулярно курсировали на пассажирских линиях, возили грузы и морскую почту.
Русско-американская линия
В 1900 году Русское Восточно-Азиатское общество открыло регулярное пассажирское сообщение на трансатлантической «Русско-американской линии» (англ. «Russian-America Line»). Линию обслуживали пароходы: «Эстония» (1889), «Митава» (до 1908 года - «Бирма»[3]) (1894), «Двинск» (1897), «Россия» (1908), «Курск» (1910)[4], «Царь» (1912) и «Царица»(1917)[5][6]
Русско-американская линия обслуживала маршруты:
1906-1915 Либава - Роттердам - Нью-Йорк (иногда с заходом в Копенгаген и Галифакс)
1912-1914 Либава - Роттердам - Галифакс - Нью-Йорк (иногда с заходом в Копенгаген)
1914-1917 Архангельск (лето) / Мурманск (зима) - Хаммерфест - Нью-Йорк
Билет до Нью-Йорка в первом классе стоил 170 рублей, во втором — 135, в эмигрантском — 85; за ребенка от одного года до 12 лет плата составляла 42 рубля; за грудного ребенка — 5 рублей.
Переход через океан длился в среднем 10—11 суток.[7]
На линии Либава-Нью-Йорк, конкурентом Русско-американской линии был Добровольный флот, который открыл пассажирскую линию по тому же маршруту в том же 1906 году.
В 1915-1916 годах Верховный суд США рассматривал дела № 289 и № 332, в которых Русско-американские линии выступили истцом и ответчиком. В этих исках рассматривался вопрос о нарушениях антимонопольного законодательства США группой судоходных компаний.
На Дальнем Востоке Русское Восточно-Азиатское общество было больше известно как «Русское Восточно-Азиатское пароходство» («Р. В.А. П.О.»). Оно выполняло грузовые и пассажирские рейсы для КВЖД, занималось перевозкой почтовой корреспонденции в Китай[9] и владело регулярной пассажирской линией «Руссазиатик»[10].
Линия обслуживала маршруты:
Владивосток-Цуруга (длительность рейса составляла 39 часов)
Владивосток-Нагасаки-Шанхай (длительность рейса Владивосток-Нагасаки составляла 51 час).
Расписание было согласовано с расписанием поездов Транссибирской магистрали — так, например, в 1907 году пароход из Шанхая приходил во Владивосток в четверг утром, так как поезд отправлялся в тот же день вечером. Визовый режим для въезда в Японию не был обременительным для всех категорий жителей Российской империи.[10]
Суда «Русского Восточно-Азиатского пароходства», оперировавшие на Дальнем Востоке: «Монголия» (1901), «Соперник» (1891), «Азия» (1890), «Китай» (1898), «Корея» (1899), «Петроний» (1898)[11], «Маньчжурия» (1900).
Пароход «Бирма»(1894) под командованием капитана Людвига Сталпинга англ. Ludwig Stulping участвовал в спасении пассажиров Титаника.
Добровольный флот — подконтрольное правительству российское и советское морское судоходное общество, основанное на добровольные пожертвования в 1878 году
...
В результате кризиса, вызванного войной, открываются новые линии: в 1906 году из Либавы в Нью-Йорк и в 1907 году — экспрессная и северная линии. Первая закрылась через два года из-за жёсткой конкуренции; экспрессная успешно выполняла рейсы из Владивостока в Нагасаки, Цуруга и Шанхай, а северная или охотская — из Владивостока в порта Охотского и Берингова морей. Развитием северной линии стали рейсы в Нижне-Колымск начиная с 1911 года. Для экспрессной линии использовалось 5 судов производства немецкой фирмы «Шихау».
Царь (англ. Czar) — пассажирский пароход, океанский лайнер (часто использовался как военный транспорт для перевозки войск) построенный в 1912 году (спущен на воду 23 марта 1912 года) компанией Barclay Curle & Company Ltd. в Шотландии на верфи в Глазго (Glasgow) для Русского Восточно-Азиатского общества — дочернее предприятие датской East Asiatic Company. Пароход с начала своей деятельности получил имя «Царь».
В первый рейс Либава — Копенгаген — Нью-Йорк пароход «Царь» вышел 30 марта 1912 года из Либавы (Латвия)[1] и прибыл в Нью-Йорк 13 июня 1912 года. Пароход «Царь» заменил пароход «Литва» 1889 года постройки на линии Либава — Нью-Йорк и ходил на этой линии с судами «Курск», «Россия», «Бирма» и «Двинск» до июля 1914 года включительно.
После внезапного начала Первой мировой войны в августе 1914 года пароход «Царь» был переведен на обслуживание линии Архангельск — Нью-Йорк[1] и ходил нерегулярно вплоть до 1916 года включительно.
В 1911 году Акционерное общество «Русское Восточноазиатское пароходство» (РВАП) для организации пассажирских (в основном эмигрантских) перевозок между Либавой и Америкой заказало на верфи «Barclay, Curle & Co., Ltd», Glasgow два однотипных товаропассажирских парохода. Первое судно серии «ЦАРЬ» было передано обществу в 1912 году, а второе, названное «ЦАРИЦА» (строительный № 512) в связи с начавшейся первой мировой войной спустили на воду только 14 февраля 1915 года и передали заказчику 3 мая этого же года.
...
В условиях первой мировой войны 6 мая 1915 года он ушел в первый рейс из Глазго в Нью Йорк, а 23 мая вышел отсюда в Архангельск. В середине ноября 1915 года доставил в Архангельск из Нью-Йорка среди других грузов катера-истребители «№ 249» и «№ 250». Со 2 апреля 1916 года привлекался Морским Ведомством для перевозки военных грузов и снаряжения из Англии в Архангельск. После Октябрьской революции в России «ЦАРИЦУ» сдали в чартерное управление английской компании «The Shipping Controler»,London. Лайнер под английским флагом передали компании «Ellerman's Wilson Line Ltd». 27декабря 1917 года он доставил американские войска во Францию, затем ходил в Средиземном море и 8 марта 1918 года передан компании «Cunard SS Co», Liverpool. После подписания большевиками мирного договора с Германией 16 марта 1918 года пароход был реквизирован Великобританией и передан компании «The Shipping Controller»,Londyn. С лета до осени 1919 года он приходил в Архангельск под русским флагом, но с английским экипажем и вывозил в Англию войска интервентов. В конце года стал в отстой. В начале 1920 года англичане вернули судно довоенному владельцу (реально датской компании «A/S Det Østasiatiske Kompagni»)