Мне кажется, обсуждая Цусимскую трагедию, надо рассматривать поход 2-ой Тихоокеанской эскадры и события с ним связанные и предшествующие ему, а также само сражение 27 мая 1905 года, несколько по-отдельности.
Что касается боя, то фигура Рожественского имела определяющее значение в тех событиях, поэтому я остановлюсь на нем подробнее.Подход к нему разный.В советское время было принято валить на него большую часть вины за разгром.Сейчас же наоборот, появилось множество его защитников,дескать, в той ситауции он сделал все, что было в его силах, а поражение было предопределено.Истина, говорят, лежит посередине, но я думаю, советская историография не очень то ошибалась.
Рожественский с 1903 года занимал пост начальника ГлавМорштаба.То есть все, что касалось организации и планирования войны на море, находилось под его контролем. Здесь ему очевидный большой минус, достаточно только вспомнить историю с отправкой "Осляби", да и неудачное размещение нашего флота перед войной здесь уже на форуме обсуждалось.
Поход.Здесь сложно что-то сказать.Опыта походов такого количества кораблей в столь неблагоприятной обстановке у Российского флота не было.С одной стороны, такой беспримерный длителельный переход обошелся без серьезных аварий и ЧП(не считая Гулльский инцидент), ни один корабль не был потерян на мели, от столкновений или от взрыва. Однако половину 220-суточного времени похода 2-ая эскадра стояла в Носси-Бэ, на Мадагаскаре.С другой стороны, к концу перехода моральное и боевое состояние личного соства и самого Рожественского сильно упало. Дисциплина снизилась, а серьезной боевой подготовки не получилось.И здесь как раз большая ответственность на Рожественском.Вообще,мне кажется,он сначала действительно верил, что может соединится с 1-ой эскадрой и разбить японцев.Но когда последующие неблагоприятные события(падение Порт-Артура,стоянка на Мадагаскаре, давшая японцам время на ремонт и подготовку, невозможность провести нормальные артиллерийские стрельбы из-за экономии боеприпасов, крайне низкий уровень подготовки личного состава) поставили под вопрос первоначальный план, Рожественский оказался к этому не готов и перед сражением это уже был психологически сломленный, задерганный и замкнутый человек,подавлявший любую инициативу своих подчиненных, который уже не думал ни о какой победе над японцами и практически вообще похерил на все, что касалось дальнейшей судьбы эскадры.
Бой. Здесь все однозначно против Рожественского. Ну разведку хоть можно было организовать! Выделить для этого легкие крейсера, как делали японцы и как было на 1-ой ТЭ. Что разве это не является перед боем нормой? Ведь впереди были проливы, ясно же, что японцы рядом и вероятность встречи с ними велика. Почему нельзя было атаковать японские разедчики или забить искрой их радипередачи? А транспорты? Ну это вообще п...ц! Как внятно объяснить, почему они не были отпущены и отправлены другим путем? Ведь из-за них были связаны крейсера и они сковывали эскадру своим медленным ходом.Связь всегда была нашим больным местом, тем более в то время.Но Рожественский не выделил "репетичный корабль" для повторения сигналов другим кораблям,хотя это практиковалось на 1-ой эскадре.Это могло бы помочь избежать той бестолочи, что случилась при перестроении 2-го и 1-го броненосных отрядов, явившейся косвенной причиной гибели "Осляби".Не был составлен план боя, это то как оправдать! Приказ, по которому место выбывшего флагмана занимал следующий за ним корабль и вел(
вел, не управлял!) за собой эскадру, вообще добивал всякие шансы на успех.Это худо-бедно годилось для быстроходных кораблей, но ставило ползущие с 9-11-узловым ходом броненосцы в положение зверя, загоняемого на открытом пространстве командой охотников.Эскадра превращалась в отстреливаемое японцами неуправляемое сборище кораблей, тупо ползущие за очередным избиваемым лидером.Рожественский(артиллерист!) никакого управления, корректировки артиллерийского огня не организовал.Даже не ставилась такая задача.Приказ "Бить по-головному" без корректировки артогня был бессмысленным, хотя даже в таких условиях "Миказе" досталось.Миноносцы, как боевые еденицы, были вообще выключены из боя и, большею частью, бестолково потеряны.Крейсера были связаны транспортами и чуть не были потоплены, прикрывая их.Ну, а то что Рожественский и его штаб не позаботились об эвакуации экипажа беспомощного и плохо управляемого "Князя Суворова", очень хорошо характеризует его командные качества.
К сожалению, в той войне в нашем флоте(да и в армии) командующему надо было быть полубогом, чтобы переломить ситуацию в свою пользу
."Нормальные","обычные" для того времени и той системы военачальники не годились и быстро переходили в разряд неудачников.