Интересная оценка возможностей ВС Украины по блокированию ЧФ девятилетней давности.
.....не так страшен черноморский черт, как его малюют.
Итак, на 1 января 2006 года общая численность личного состава ЧФ РФ, вольготно расположившегося на украинских берегах, составляет порядка 13,5 тысяч человек (на 23 августа эта цифра может, разумеется, несколько отличаться, но, во-первых, не намного, а, во-вторых, не факт что в сторону увеличения). Порядка 1 600 российских военнослужащих из числа этих морячков составляет морская пехота, то есть - экспедиционные силы с комплектом посадочно-высадочных средств и силами доставки (БДК и МДК). А вообще-то, согласно украинско-российскому договору, таких «отдыхающих» у нас может числиться около 40 тысяч человек. Но почему-то не «числятся» - то ли российская демография подкачала, то ли жаль россиянам мариновать «пушечное мясо» в курортных условиях – есть же иные нерешенные задачи по «наведению конституционного порядка».
Кроме того, из 43 штатных кораблей ЧФ, входящих ныне в его реестр боевого состава, 35 околачиваются именно возле украинских причалов (то есть, более 2/3 флота), ежедневно демонстрируя всем заинтересованным и незаинтересованным лицам в Крыму косой Андреевский крест на своих флагштоках. Плюс морская авиационная группа из 22 боевых самолетов и вертолетов наземного базирования. На вооружении ЧФ имеются ракетные комплексы берегового базирования, полная номенклатура морского авиационного вооружения, включая тяжелые противокорабельные ракеты дальнего радиуса действия (на Су-24), а так же ракетно-артиллерийское вооружение 3-4 поколений.
Казалось бы мощь и сила, краса и гордость российского флота, тяжелая дубина Кремля в Черноморской акватории!.. Но при более детальном изучении этого дреколья оказывается, что все страхи и переживания наших «патриотов» по поводу дикого оскала российского шовинизма и империализма в Крыму сильно преувеличены.
Если подходить к оценке Черноморского флота РФ исключительно с точки зрения военной, то, несомненно, он в высшей мере «ограниченно боеспособен». Другими словами, его военная ценность сегодня близка к нулю и продолжает стремиться к таковому. Более того, по оценке военных специалистов из недр украинских Минобороны и Генштаба, оперативные возможности этой так называемой группировки сильно ограничены целым рядом объективных и субъективных факторов.
Во-первых, в акватории закрытого характера, коей несомненно является Черное море (ну не сложилось в свое время у Российской империи с проливами и водружением креста на куполе Айя-Софии), эффективные действия флота возможны только в одном случае – при его тесном взаимодействии с группировками наземных войск, а также при солидной воздушной поддержке. К великому сожалению россиян и нашему везению, оба этих фактора, применимо к ЧФ никоим образом не выдерживаются. Основные группировки сухопутных войск ВС РФ на нынешнем этапе сосредоточены на значительном удалении от гипотетических районов развертывания Черноморского флота, за сотни километров (и в случае чего быстро «помочь» ему не смогут), к тому же их вооружение и оснащение делают эту задачу вообще маловыполнимой. Авиационная составляющая ЧФ представляет собой на сегодняшний день сильно «кастрированный» разнотипный авиаполк, - от исчерпавших свой ресурс вертолетов типа Ми-8 и Ми-17 до ударных самолетов типа Су-24, - уже давно не действовавших «вместе с флотом».
К тому же, силы и средства ПВО самого флота обеспечивают ему исключительно самооборону. И то только на переходах. Без «содействия» украинской системы ПВО, а это преимущественно тактическая группа «Крым», российский Черноморский флот в базах и местах дислокации основных сил практически беззащитен перед массированными ракетно-бомбовыми ударами . Именно поэтому командование украинских Воздушных сил постоянно испытывает на себе своеобразный пресс российских коллег, предлагающих втянуть Украину в разнообразные схемы «совместной защиты Крыма» (читай - дайте вашу ПВО для нашего флота, естественно, за бесплатно).
Во-вторых, по своему боевому составу российский Черноморский флот скорее можно с полным основанием считать музеем мореплавания, а не громко именовать «оперативным объединением флота», как любят делать россияне в своих полуофициальных документах. Большинство боевых единиц ЧФ начали свою «героическую» жизнь в далекие 70-е, а то и 60-е годы прошлого столетия. В том числе и флагман ЧФ - крейсер «Москва», спущенный на воду в 1979 году (экипаж появился на нем лишь в 1982 г.), «модернизированный» в 1999 году и пребывающий ныне в составе флота «критические» 24 года. С другими кораблями ЧФ дела обстоят так же не лучшим образом. Например, ракетный корабль «Самум», который черноморцы любят демонстрировать заезжающим российским «думцам», пребывает «в рядах» больше 15 лет, а единственная боеспособная подводная лодка ЧФ «Алроса» – все 16 лет.
Ко всему прочему, российский флот в Черном море постепенно ужимается «по естественным причинам». За время его пребывания под Андреевским стягом, с 1991 года, когда, между прочим, вопрос «по флоту» еще не был решен двумя государствами, «на иголки» (то есть на слом) пошло 84(!) крупных военных корабля (от крейсеров до сторожевых кораблей и подводных лодок. Так что, «если завтра война», ЧФ придется атаковать и отбиваться весьма устаревшим оборудованием…
Вооружение ЧФ хотя и сегодня выглядит достаточно внушительно, но морально и физически устарело «до бескрайности». Все эти «Граниты» и «Базальты», противокорабельные авиационные ракеты, артустановки на кораблях требуют если не модернизации, то очень серьезных восстановительных работ (по оценкам специалистов - до 40-60% полного ремонта). Срок их службы уже исчисляется не одним десятком лет (начиная от 15-17 лет и заканчивая отдельными экземплярами периода Карибского кризиса). К тому же средства связи и управления флота, его электронная начинка не идут ни в какое сравнение даже с флотом Турции. А самое смешное то, что даже установка современного оборудования не помогает (российские морячки с трудом осваивают современную технику). Так, российский эсминец «Пытливый», даже после навешивания на него НАТОвской аппаратуры связи и управления в рамках операции «Совместные усилия», так и не смог более-менее прилично взаимодействовать со своими партнерами (пришлось злокозненным НАТОвцам своих офицеров прописывать на российском корабле).
В-третьих, система обеспечения флота при малейшем желании Киева может быть дезорганизована полностью и надолго. Как говорится, надо просто «добавить воды» (перерезав наземные и воздушные пути подвоза и обеспечения). Для Украины это не составит труда, так как потребует минимальных усилий со стороны даже не армии, а ряда других силовых ведомств, а то и не очень силовых. Например, при реальном желании Киева никакие Уставы гарнизонной и караульной службы, а равно как и рык «тов. Иванова» не помогут российским морпехам в гидрографическом обеспечении ЧФ. Может статься так, что отрубленные от света, воды и тепла «в связи с новой ценой на газ» российские маяки потухнут, а подъездные пути и подходы будут заблокированы «Беркутом», например, из Ивано-Франковска (в связи с усилением местной милиции для поимки очередного российского дезертира, сбежавшего с ЧФ-а…). .....
Читая такие перлы становится понятно, почему ополченцы Донбасса разгромили украинскую армию и без участия российских военнослужащих - у них вообще неадекватная оценка возможностей военного потенциала России.